СПЕЦИФИКА ПОСТУПЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ ВЕНГРИИ

13 октября 6:20
Интеграция стран в Евросоюз, глобализация экономики и интеграционные процессы в системе образования разных стран, обусловили появление единого международного образовательного пространства и рынка труда. Формирование данного пространства в настоящее время актуализировало интенсификацию коммуникационных процессов в сфере профессиональной подготовки [1]. В рамках данной статьи мы хотели бы осветить личный опыт ознакомления с системой высшего образования в Венгрии.

Венгрия относится к странам «бывшего социалистического лагеря». Кроме общности истории XX века, данные страны прониклись общими идеями построения системы образования. И несмотря на процессы разобщения, которые начались еще в 70-х гг. ХХ века некоторые общие черты, в том числе и в образовании сохранились [2].

По мере структурирования и организации целеполагающей деятельности различных уровней данной образовательной среды, она становится образовательным пространством, в рамках которого формируется и развивается социокультурная среда, информационная среда, среда формирования профессиональных компетенций [3].

Свидетельства существования единого образовательного пространства в Венгрии мы встречаем еще с момента определения учеником потенциального списка вузов, в которые он хотел бы поступить. Процедура поступления в вузы Венгрии регламентируется законом об образовании и базируется на результатах единого экзамена. На последнем году обучения в феврале выпускник подаёт заявление с перечнем вузов, выбранных для дальнейшего обучения и иерархизированном по степени заинтересованности, в специальный комитет, который занимается распределением выпускников по высшим учебным заведениям Венгрии на основе их пожеланий, качества сданного ЕГЭ и требований вузов.

В венгерских вузах обучающемуся предоставляется возможность составлять программу обучения в семестре, в зависимости от личных   интересов и предпочтений, выбирать так называемые «свободные» лекции. При этом существуют основные дисциплины, обязательные для изучения, и дополнительные. Можно значительно расширить набор дисциплин, направленных на специализацию. В программах российских вузов также заложено деление на основные предметы и дисциплины по выбору, но вариативность программ значительно ниже [4].

К существенным отличиям в обучении в российской высшей школе и венгерской можно отнести степень взаимодействия между учебными заведениями за рубежом. Хорошее знание языка, возможность обучаться отдельными семестрами, близость территорий, меньшая бюрократия, безусловно, обогащает профессиональную подготовку венгерских студентов.

Необходимо отметить, что в Венгрии, как и в России, продолжается модернизация системы профессиональной образования. Для этих целей разрабатываются и совершенствуются интеграционные программы, ставящие своей задачей усиление связей между вузом и производством. Параллельно с этим возрастает количество студентов, обучающихся по разнообразным международным программам межвузовского обмена.

Таким образом, основным механизмом создания образовательного пространства в Венгрии является организация взаимодействия акторов образовательного процесса в регионе, в том числе организаций, коллективов, социальных партнеров, руководствующихся едиными на каждом этапе педагогическими задачами, принципами и подходами к образованию. Жизнедеятельность образовательного пространства представлена системой взаимосвязанных педагогических событий и реализуется посредством выполнения многоуровневых программ, удовлетворяющих образовательные запросы в рамках образовательного пространства региона.

Библиографический список:

  1. Абрамова М.А. Интеграция в образовании // Философия образования. — 2014. — №3. — С. 53-63.
  2. Абрамова М.А., Крашенинников В.В., Либерска Х., Фарника М. Трансляция культуры и/или развитие в деятельности: германо-российская и англо-саксонская модели образования // Философия образования. — 2015. — № 2(59). — С. 37-45.
  3. Абрамова М.А., Крашенинников В.В., Подгурецкий Ю. Факторы формирования коммуникационного пространства в образовании // Философия образования. — 2013. — №3(48). — С. 5-12.
  4. Петров В.В., Кошеутова О.Л. Международное сотрудничество как критерий оценки эффективности вуза // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. — — Т. 12. — №3. — С. 185-186.

References:

  1. Abramova M.A. Integration in education // Education Philosophy. — 2014. — No. 3. – P. 53-63.
  2. Abramova M.A., Krasheninnikov V.V., Liberska X., Farnika M. Broadcast of culture and/or development in activity: German-Russian and Anglo-Saxon models of education // Education Philosophy. — 2015. — No.2(59). – P. 37-45.
  3. Abramova M.A., Krasheninnikov V.V., Podguretsky Yu. Factors of formation of communication space in education // Education Philosophy. — 2013. — No.3(48). – P. 5-12.
  4. Petrov V.V., Kosheutova O.L. International cooperation as criterion for evaluation of efficiency of higher education institution // Bulletin of Novosibirsk state university. Series: Philosophy. — 2014. — T. 12. — No.3. – P. 185-186.