В последнее время такие понятия, как «инновации», «инновационная деятельность», «инноватика», «новации» прочно укоренились в словаре представителей сферы образования. Часто даются ссылки на «инновационность» какой-либо деятельности, что наводят на мысль об инновации как о некоем модном явлении. Между тем, Виктор Иванович Cлободчиков, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Института развития дошкольного образования РАО отмечает, что люди, говорящие об инновации, зачастую очень поверхностно понимают природу и смысл данного явления, подменяя модным термином слова и понятия правильные, но звучащие не так интересно. [1] Чтобы лучше разобраться и понять, что же это такое «инновация», обратимся, прежде всего, к данными новейшего философского словаря, который предоставляет следующее толкование этого понятия:
1) Инновация (позднелат. inovatio, англ. innovation — нововведение) – это те явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание, иначе говоря – «социализировались»; закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности [2].
2) Во втором случае чаще используют понятие нововведение, выражая его сущность в терминах инновационной деятельности и инновационных процессов (если учитывается процесс сопряженных изменений в среде) и раскрывая его содержание как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов.
В.И. Cлободчиков провел глубокие исследования таких явлений, как «инновация» и «новация», дав чёткое разграничение этих понятий. Важно понимать, что инновация — это, с одной стороны, процесс внедрения, а с другой — это деятельность по взращиванию новации в определённую социальную практику, а вовсе — не предмет. Почему же проблема инноваций на сегодняшний день так важна? Во-первых, этот процесс напрямую связан с развитием общества, которое прочно ассоциируется с модернизацией всех сфер деятельности человека. Во-вторых, сегодня образование является самым крупным и может быть — единственным социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые ценностей и цели жизни российского народа. В условиях резкого изменения идеологических воззрений, утраты прежнего устройства жизни государства, социальных представлений, идеалов именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным условиям, которые диктуют нам политики и представители власти.
К сожалению, идеи гуманизации образования также до сих пор носят лозунговый характер, они не опираются на квалифицированные философские, исторические и научные исследования. В нашей педагогической мысли до сих пор преобладает устаревшая, классическая теория систем, в то время, как исследование инновационных процессов и модернизации образования, очевидно, вовлекает множество различных дисциплин, и их синтез не может обойтись без соучастия квалифицированной философии образования.
Таким образом, лишь многофакторный подход позволит выявить и обосновать систему норм современного образования, а уже в соотношении с этой системой норм становится возможным определить и оценить те или иные инновации в образовании, выработать критерии их оценки. Сам процесс инновации также является многоуровневым. [1] И если ранее в социологии инновации противопоставлялись традициям, а позже институциям, то теперь концептуальная схема, позволяющая понять инновационные процессы выглядит так: «традиции – инновации – институции». Бинарная оппозиция «традиции – инновации» оценивает традиции, как застойные явления, а инновации в свою очередь абсолютизируются, переоцениваются, завышаются. Ведь без прежнего опыта людей и сложившихся на их опыте традиций невозможно никакое развитие. А оппозиция «инновации – институции» так же сводится к отождествлению институции с некоей традицией. Но в современном мире необходимо иметь перспективный взгляд – направить его в будущее с тем, чтобы осмыслить то, как инновационные процессы становятся социально признанными, культурными институциями, задавая новые возможности и горизонты
Сегодняшний день предъявляет серьезные требования к образованию, к деятельности образовательного учреждения, к деятельности каждого педагога в частности. Эта деятельность должна носить осмысленный, системный, действенный характер и с точки зрения культурологического подхода, и с точки зрения социального запроса и общественно-политических тенденций. Я считаю, что образование сегодня должно быть, как развивающим, так и развивающимся. Именно эти два момента явились причиной появления новой предметной области инновационной — проектно-исследовательской деятельности в сфере образования.
Таким образом, задача современной педагогики является двуединой: осмысление ценностей, которые уже стали традициями, так и тех ценностей, которые могут сложиться благодаря инновациям.
Также Слободчиков, обозначая определённые задачи современной науки, опасается, во-первых, коммерциализации инновационных разработок, которые могут обеспечить приток хотя и небольших, но очень «быстрых денег». Во-вторых, для осуществления инноваций требуется большой объём затрат на профессиональную подготовку (образование) людей, осуществляющих эти инновации. В-третьих, опасения учёного связаны с тем, что в инноватике акцент делается лишь на научно-технические разработки, за пределами рассмотрения оказывается инновационная деятельность в гуманитарных производствах, таких, как наука, образование, здравоохранение, социальная работа и др. [1]
Для инновационного образования важным фактором развития является реорганизация всех сфер на самых глубинных уровнях, а также поиск особых способов работы с самим образованием: его институтами, процессами и участниками. Такой культурной формой инновационной деятельности в образовании является проектирование.
Слободчиков В.И. предлагает следующую типологию проектирования:
1) педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала;
2) социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное — адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России;
3) собственно педагогическое проектирование — как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности. Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека. [1]
Процесс полного цикла возникновения и реализации инновации в образовании, на основании исследований Слободчикова В.И. можно представить следующим образом:
- Источник инноваций – проблемы, потребности (управленческого или образовательного характера), требующие системных изменений;
- Рождение инновационного предложения – идея, новация,
направленные на решение проблемы или удовлетворения потребности; - Деятельность или технологический процесс по реализации идеи, новации (обучение, внедрение, трансляция);
- Непосредственно инновационный процесс — анализ, корректировка, систематизация деятельности с целью придания новации упорядоченного практического характера или «укоренение новации в практике»;
- Окончательная трансформация новации в новый тип или форму
педагогической или управленческой практики.
Так же важно учитывать, что не всякая деятельность инновационна, поскольку инновация – это деятельность, которая:
— в контексте определенной социальной практики приводит к существенным изменениям в ней по сравнению с существующей традицией;
— несомненно, оправдана, если направлена на решение комплексной проблемы, порождаемой столкновением сложившихся и еще только становящихся норм практики, либо – несоответствием традиционных норм новым социальным ожиданиям;
— становится доступной и полезной не только субъекту инновации, но и окружающим людям, что в свою очередь предполагает оформление и трансляцию инновационного опыта;
— имеет особый смысл, заключенный в преобразовании существующей практики или создании принципиально новой практики, что предполагает обязательное организационно-управленческое оформление нововведений и их нормативное закрепление в изменяющейся практике. [1]
Данная статья, несомненно, формирует широкий взгляд на проблемы в сфере отечественного образования, предлагает способы решения его фундаментальных проблем, заставляет задуматься о том, есть ли у российского образования перспективы перехода к инновационному развитию и саморазвитию. Я считаю, что материалы и идеи данной статьи должны стать объектом пристального изучения деятелей образовательной политики, а также работников сферы образования. Со своей позиции студента-архитектора я вряд ли могу повлиять на инновации образования, производимые нашим правительством.
Библиографический список:
- Слободчиков В. Инновации в образовании: основания и смысл//Исследовательская работа школьников. — 2004.-№ 2.- с. 53–59.
- Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А.А. 3-е изд., испр. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.
- Бекетова О.А. Инновация в образовании: понятие и сущность // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 1-2.
- Управление инновационными процессами: учебное пособие / В. В. Жариков, И. А. Жариков, В. Г. Однолько, А. И. Евсейчев. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. 180 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Высшая школа, 1993. 944 с.
- Косогова А.С., Федотова Е.Л., Голубчикова М.Г. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие. – Иркутск: Из-во ИГУ, 2015. – 181 с.