Следует подробнее рассмотреть рынок электронной коммерции России. Согласно порталу InternetWorldStats.com на июнь 2019 г. в Россий чуть больше 61 % населения являлось интернет пользователями (109,552 тыс. чел) что ставит Россию на лидирующую позицию по количеству пользователей сети интернет в Европе. [1] Российский рынок электронной коммерции в первой половине 2019 года вырос на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 725 миллиардов рублей (11 миллиардов долларов), сообщила газета «Ведомости» 2 сентября со ссылкой на отчет Data Insight. Количество онлайн-покупок за отчетный период составило 191 миллион, обозначив рекордный рост на 44%.
На долю крупнейших интернет-магазинов пришлось большая часть роста: ведущий российский интернет — магазин Wildberries почти удвоил свои заказы до 61 млн., что составляет почти каждую третью онлайн-покупку в России. [2] По собственным данным компании, оборот в первой половине 2019 года составил 85 миллиардов рублей (1,27 миллиарда долларов), увеличившись на 79%, и ожидается, что в 2019 году он превысит 200 миллиардов рублей (3 миллиарда долларов). Wildberries — крупнейший в России сайт электронной коммерции, который в последние годы стремительно растет. Ее основатель Татьяна Бакальчук стала второй в мире женщиной-миллиардером в начале этого года после того, как доход компании превысил отметку в 1 миллиард долларов.
Онлайн-ритейлер Ozon инвестиционного конгломерата АФК «Система» и Baring Vostok Capital Partners увеличил объем заказов на 85% до 11,5 млн. И на 80% в денежном выражении до 32 млрд. рублей (478 млн. Долларов США).
Data Insight отмечает, что рост крупнейших платформ еще не поглотил бизнес мелких игроков, поскольку другие 500 крупнейших ритейлеров также увеличили заказы в среднем на 21%, при этом темпы роста ускорились с 14%, наблюдавшихся в 2018 году.
Количество онлайн-покупателей, совершающих более 15 покупок в год, увеличилось на 25%, в то время как комплектация товаров из 3-4 различных категорий также увеличилась. Россияне приняли электронную коммерцию, которая растет в десять раз быстрее, чем в реальной экономике и традиционной розничной торговле. В настоящее время онлайн-продажи составляют около 4,5% общего розничного товарооборота в России, для сравнения в США доля продаж электронной коммерции составляет около 10-10,5% [3]
Рост объемов продаж влечет рост мошеннических действий. Нередко покупатель может попасть на фишинговый сайт. Необдуманно заполнить форму покупки, передав данные кредитной карты стороннему ресурсу. Нередки случаи, особенно для маленьких предприятий, когда сотрудники пересылают важные документы посредством социальных сетей, мобильных мессенджеров. Покупателям следует уделять пристальное внимание вопросам информационной безопасности. К примеру, данные паспорта, переданные продавцу в интернет — магазине могут попасть третьим лицам. Как умышленно, так и от недостатка инструментов информационной безопасности продавца. Отсюда необходимо уделять внимание вопросу информационной безопасности как со стороны покупателя, так и со стороны продавца.
РБК в своей статье от 01.10.18 года, опираясь на отчет Morgan Stanley прогнозируют рост объема рынка электронной коммерции в России до 3,491 трлн руб., к 2024 г., а в его лидерах окажутся компании, созданные при участии «Яндекса» и Mail.Ru Group. Рост за пять лет составит — до 3,491 трлн руб. с 1,292 трлн руб. в 2018 году. Следует отметить факты, которые выделяют эксперты Morgan Stanley. Топ – 4 рынка электронной коммерции занимают 27% рынка, против — 63% рынка в США и — 84%в Китае. Авторы отмечают основную причину отставание как недостаточность инвестиций, за десять предыдущих лет компании получили 800 млн. долларов, менее 1% от общих инвестиций в ретейл за этот период. Однако в банке считают, что в ближайшие годы инвестиции в российский рынок могут достигнуть 1 млрд. долларов.
Исходя из высокого проникновения интернета (почти 80%) и смартфонов (66%). По оценке Morgan Stanley, существует прямая связь между временем, которое потребитель проводит онлайн, и его готовностью совершать покупки онлайн. [4]
По мнению экспертов исследования, России целесообразно придерживаться Китайской ролевой модели электронной коммерции, поэтому лидеры рынка должны развивать модель маркетплейса. Затруднением является значительные территории страны и удаленность между населенными пунктами, это является фактором значительных затрат на развитие логистики (промежуточные склады, распределительные центры, пункты выдачи т.н. «последняя миля доставки»). Как решение может быть рассмотрена кооперация с офлайн-сетями, Х5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), «Магнит», «Лента» уже располагают наработанной логистикой, значительным количеством магазинов с широкой географией, которые могут служить точками выдачи онлайн-заказов.
Список литературы:
- Интернет статистика ползователей интернета в Европе https://www.internetworcom/stats4.htm#europe (дата обращения 20.11.2019)
- Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России https://www.top100.datairu/ (дата обращения 20.11.2019)
- Розничные продажи электронной коммерции как процент от общего объема продаж https://alfred.stlouisfed.org/series?seid=ECOMPCTSA&utm_source=series_page&utm_medium=related_content&utm_term=related_resources&utm_campaign=alfred (дата обращения 20.11.2019)
- Технологии и медиа.Morgan Stanley пообещал почти трехкратный рост рынка e-сommerce в России https://wrbc.ru/technology_and_media/01/10/2018/5bae50449a794761830cd94b?from=center_36 (дата обращения 20.11.2019)