Введение
Создание и активное развитие закупочной системы в Российской Федерации в 2019 году имеет своей целью способствовать развитию конкуренции и минимизировать уровень коррупции в государстве при осуществлении государственных закупок.
Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон
о контрактной системе), а также с учетом установленных статьей 19 Закона
о контрактной системе требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе, предельной цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Особенность использования Единой информационной системы во время поиска тендера
Вся информация о проводимых на территории Российской Федерации государственных и муниципальных закупках отражается в федерально-информационном сервисе, которым является Единая Информационная Система (ЕИС) в сфере закупок. Доступ к ЕИС можно получить посредством посещения интернет-сайта.
В данной системе имеется целый ряд особенностей, которые накладывают определенные требования на работу с ней со стороны подрядчиков.
В данный момент огромное количество подрядчиков используют эту систему для участия в торгах. Это обусловлено тем, что Единая информационная система была создана в 2013 году, она является государственным рынком по поиску подрядчика по нуждам муниципальных и городских нужд. По статистике за 2018 год в Единой информационной системе зарегистрировано 289 625 заказчиков, которые в 2018 году разместили 191 698 планов-графиков на проведение 3 280 000,00 млн закупок общим объемом 6 000 000 000 000,76 рублей. Самый крупный заказ в 2019 году был выигран компанией АО «Мостотрест», на тему строительства, сумма которой: 51 960 124 669,88 рублей.
По официальной статистике с сайта Единой Информационной Системы, за 2019 год, было запланировано торгов на сумму: 319 000 000 000,77 рублей.
Самым распространенным конкурентным способом определения поставщика в отчетном периоде является аукцион, для подрядчика это так же удобно, соревнуясь с конкурентами путем падения цены.
В отчетном периоде с 1 по 3 квартал 2018 года, 642 940 закупок было признано несостоявшимися, что на 17,4 % ниже, чем в 2017 году.
Основные правила регистрации в Единой информационной системе
Для того чтобы пройти процедуру регистрации в Единой Информационной Системе в сфере закупок, руководитель или ответственное должностное лицо компании должны выполнить следующие действия:
— получить электронную цифровую подпись;
— настроить программного обеспечения;
— зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации;
— оформить карточки организации в Единой системе идентификации и аутентификации;
— оформить учетную запись на сайте Единой информационной системы;
— внести данные о лицах, которые будут осуществлять работу в Единой информационной системе.
Если говорить о перечне необходимых документов, то для прохождения регистрации в Единой Информационной Системе потребуются в формате электронных скан-копий, заверенных электронной цифровой подписью:
— уставные документы;
— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
— приказ о назначении руководителя организации, выписка из уставных документов.
Особенности проведения закупок со стороны подрядчика
Перечислим основные правила составления описания объекта закупки:
— должны правильно формироваться лоты, в т.ч. с учетом антимонопольных требований;
— должны соответствовать Закону № 44-ФЗ;
— должны учитывать подходы ФАС России;
— должны быть подготовлены с учетом требований законодательства о техническом регулировании;
— должно учитываться требования законодательства в соответствии с темой закупки.
Указанные правила должны соблюдаться одновременно и указываться в конкурсной документации для подрядчика.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта.
При привлечении к выполнению работ субподрядчиков генеральный подрядчик обязан:
— организовать и координировать работу субподрядчиков;
— составлять совместно с субподрядчиками и утвердить календарный план, техническое задание, срок приемки и оплаты выполненных работ.
— принимать у субподрядчика работы раньше срока сдачи своих работ заказчику. Оплачивать работы субподрядчику подрядчик будет после приемки и оплаты работы у заказчика.
Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком, а также по условиям конкурсной документации выдает гарантию на выполненные работы, производимые им и его субподрядчиками.
Заключение
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что при проведении закупок в Единой информационной системе подрядчики получили удобный сервис по поиску заказчика, закупки по любой теме по сферам деятельности в Российской Федерации. Несмотря на плюсы, подрядчики обязаны выполнять все обязательства, которые они берут на себя, корректно ознакамливаться с конкурсной документацией перед конкурсом. При спорных ситуациях следует обращаться к положениям ФЗ № 44, который может защитить как заказчика, так и подрядчика.
Список использованной литературы
- Статистические показатели, характеризующие результаты осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам I – III кварталов 2018 г. [Электронный ресурс],режим доступа:
https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=124945-statisticheskie_pokazateli_kharakterizuyushchie_rezultaty_osushchestvleniya_zakupok_dlya_obespecheniya_gosudarstvennykh_i_munitsipalnykh_nuzhd_po_itogam_i__iii_kvartalov_2018 - Официальный сайт Единой информационной системы. [Электронный ресурс],режим доступа: http://zakupki.gov.ru/