О ПРИЧИНАХ СТАГНАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

21 мая 5:57

Российская экономика уже продолжительное время пребывает в стагнации, и последний раз значительное увеличение национального ВВП наблюдалось еще в 2012 г. (на 3,7%), после чего темпы роста резко замедлились. В 2019 году рост российского ВВП составил скромные 1,3%, и прогнозы на 2020 г. достаточно сдержанные: МВФ оценивает перспективы роста в 1,9% [40], такой же прогноз дает Минэкономразвития России, ЦБ РФ озвучивает ожидаемый диапазон в 1,5-2,0%. Однако даже эти консервативные ожидания могут не оправдаться в случае замедления мировой экономики на фоне активного распространения вируса COVID-19 в глобальном масштабе, говорится в информационно-аналитическом комментарии ЦБ РФ за январь 2020 г [36].

Особенно наглядно застой российской экономики, тянущийся с 2013 года, иллюстрирует подсчет роста ВВП нарастающим итогом за ряд лет и сопоставление полученных данных для ряда стран (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 – сравнение прироста ВВП в различных странах и регионах за период 2013-2018 гг.[1]

Страна

Прирост ВВП за период 2013-2018 гг.

Индия

52,9%

Китай

50,2%

Турция

38,1%

Мир

18,1%

США

14,7%

Евросоюз

11,5%

ЮАР

8,4%

Россия

4,4%

Бразилия

-1,3%

 

Из составленной таблицы видно, что темпы роста ВВП России заметно отстают не только от развивающихся стран, таких как Китай, Индия и Турция, но даже и от более скромного роста в развитых странах. Российские результаты за период 2013-2018гг. в 4 раза хуже среднемировых показателей и в 2,5 раза хуже результата экономики Евросоюза, например, для которой все десятилетие 2010-ых стало достаточно сложным периодом, связанным с целым рядом проблем: долговым кризисом стран периферии, «Brexit», наплывом мигрантов из ближневосточного региона и т. д., многие из которых до сих пор не решены и продолжают оказывать давление на европейскую экономику.

В чем же заключаются причины застоя в российской экономике? Определяющим эпизодом последнего десятилетия, который оказал сильнейшее давление на политические и экономические позиции России, и последствия которого будут ощущаться еще долгое время, стал геополитический конфликт, связанный с событиями на территории Крыма и самопровозглашенных республик ЛНР и ДНР, начавшийся в конце 2013 года и продолжающийся по сей день. В результате данного конфликта накалились отношения между Россией, с одной стороны, и Украиной, США, Евросоюзом, Канадой и Австралией, с другой стороны, и в марте 2014 года Россия была исключена из состава международной организации G8, также известной как “Большая восьмерка» [41].

Далее рядом западных стран был принят пакет антироссийских санкций, в который входят такие ограничения, как: запрет на въезд в страну для ряда высокопоставленных российских чиновников и заморозка их активов, запрет на сотрудничество с российскими компаниями из санкционного перечня, запрет американским банкам на приобретение еврооблигаций российского правительства на аукционах первичного размещения, ограничения для ряда российских банков с государственным участием на доступ к привлечению финансирования на финансовых рынках США и Евросоюза.

Данные санкции действуют уже более 5 лет, и в ближайшее время не предвидится их ослабления, скорее наоборот: в декабре 2019 года Сенатский комитет по иностранным делам конгресса США принял законопроект, предусматривающий введение нового пакета жестких санкций против госдолга России, а также банковского и энергетического секторов страны [19], получивших в СМИ неофициальное название «адские санкции». Также Сенат США проголосовал за проект оборонного бюджета страны на 2020 год, куда включены санкции против газопровода «Северный поток – 2» и военная помощь Украине. Санкции США могут затормозить ввод в строй газопровода «Северный поток – 2» на срок до полугода, по оценкам опрошенных «Известиями» экспертов [15].

Осложнение международных отношений вкупе с девальвацией национальной валюты привело к массовому оттоку капитала из российской экономики (в официальной статистике ЦБ РФ с 2018 года данный показатель обозначен как «сальдо финансовых операций частного сектора»), который превысил даже показатели кризисного 2008 года и привел к закреплению долгосрочного тренда к оттоку капитала (см. рисунок 1).

Ситуацию усугубил принятый в августе 2014 года Указ Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности российской федерации», запретивший ввоз в Россию широкого ряда сельскохозяйственных товаров и продовольствия из стран, принявших в адрес России экономические санкции [2].

По оценкам экспертов продукты, включенные в список ограничений, относились к основным продовольственным группам и в усредненной корзине потребления до начала эмбарго занимали около 18% по затратам [29]. Данные меры привели к созданию искусственного дефицита на рынке продуктов питания, необходимости поиска новых поставщиков товаров, и внесли существенный вклад в ускорение инфляции, которая к февралю 2015 года достигла рекордных 16,7% в годовом выражении, а в категории продуктов питания – 23,3% по данным Росстата [32].

Рисунок 1 – динамика оттока капитала из экономики РФ, млрд  долларов США[2]

Вторым тяжелым ударом для российской экономики стало снижение мировых цен на нефть: падение началось осенью 2014 года с привычных на тот момент уровней в 100-110 долларов США за баррель марки Brent и достигло дна к январю 2016 года на уровне 27 $, то есть падение составило более 70% за 15 месяцев. Впоследствии цена скорректировалась и стабилизировалась в диапазоне от 50 до 70$ за баррель, но и этого оказалось, чтобы нанести серьезный урон российской экономике: нефтегазовые доходы составляли более 50% в структуре доходов федерального бюджета в 2012-2014 годах, и падение цен на нефть повлекло за собой существенное сокращение доходов федерального бюджета (см. таблицу 2) и образование дефицита бюджета.

Таблица 2 – анализ структуры доходов федерального бюджета за период 2013-2019 гг.[3]

Период, год

Величина нефтегазовых доходов, млрд. руб.

Величина ненефтегазовых доходов, млрд. руб.

Прирост нефтегазовых доходов за год, %

Прирост ненефтегазовых доходов за год, %

Доля нефтегазовых доходов, %

2013

6 534,04

6 485,90

1,3

1,3

50,18

2014

7 433,81

7 063,07

13,8

8,9

51,28

2015

5 862,65

7 796,59

-21,1

10,4

42,92

2016

4 844,03

8 616,01

-17,4

10,5

35,99

2017

5 971,90

9 117,01

23,3

5,8

39,58

2018

9 035,50

10 418,87

51,3

14,3

46,44

2019

7 924,30

12 263,60

-12,3

17,7

39,25

 

Среди прочих последствий снижения цены на нефть для России: девальвация российского рубля в 2014-2015 годах, которая достигала на максимуме более 100%, потеря позиций в международных инвестиционных рейтингах (в определенный момент даже всерьез обсуждалась опасность дефолта по российскому госдолгу [5]) и сокращение товарного экспорта России (см. рисунок 2), которое составило 55,4% в части топливно-энергетических товаров за период 2013-2016 гг. и 45,8% для всего объема товарного экспорта. И хотя с 2016 года наметилась тенденция к восстановлению объемов экспорта, они до сих пор далеки от показателей до нефтяного кризиса.

Результатом этих двух ключевых событий, геополитического конфликта с последующими взаимными международными санкциями и падения нефтяных цен стал шок для российской экономики, вылившийся в рецессию: в 2015 году ВВП потерял 2,5%, в 2016 году рост составил незначительные 0,3%. И только с 2017 года удалось вернуться к сдержанному росту в пределах 1,5-2% в год.

Рисунок 2 – динамика величины товарного экспорта России, млрд долларов США[4]

И хотя рецессия окончилась, никуда не исчезли стратегические проблемы, ставшие её причиной: чрезмерная зависимость экономики от нефтегазового сектора и колебаний цен на сырьевых рынках, напряженность в международных отношениях, нестабильность курса национальной валюты. Они продолжают оказывать давление на инвестиционную привлекательность российской экономики, от которой зависит приток прямых и портфельных иностранных инвестиций, влияющих на развитие каждой национальной экономики [7, с. 28].

Прямые иностранные инвестиции в уставные капиталы российских компаний нефинансового сектора в 2018 году сократились на $6,5 млрд, говорится в статистике ЦБ РФ, и это худшее значение с 1997 года, с которого ведется такая статистика. Зарубежные инвесторы, участвовавшие в капитале российских компаний, изъяли вложения на $22,4 млрд, а объем вновь поступивших инвестиций составил лишь $15,9 млрд, в два с лишним раза меньше среднего показателя за предыдущие десять лет [35].

В российском бизнесе также преобладают пессимистические настроения в отношении текущей экономической ситуации, особенно среди обрабатывающих предприятий: индекс предпринимательской уверенности, рассчитываемой Росстатом на протяжении 2018 и 2019 год находится в «красной зоне» ниже 0, что говорит о сокращении деловой активности. Индекс PMI, рассчитываемый информационной компанией IHS Markt, также говорит о снижении деловой активности среди российских обрабатывающих предприятий, последнее опубликованное значение индекса составило 48,2 пункта [18]. При этом среди основных сдерживающих факторов владельцы бизнеса отмечают высокий уровень налогообложения, неопределенность экономической ситуации и с большим отрывом лидирует недостаточный спрос на внутреннем рынке, который вызывает озабоченность у 48% респондентов (см. рисунок 3).

Рисунок 3 – оценка факторов, ограничивающих рост производства, в % от числа опрошенных [14]

И последнее несложно объяснить: реальные располагаемые доходы населения падали четыре года подряд с 2014 по 2017 год, а в 2018 и 2019 остановились на месте, и по итогам 9 месяцев 2019 года они оказались на 7,5% ниже показателей 2013 года [30]. То есть если экономика в целом, и особенно бюджетная система вышли из рецессии и показывают пусть небольшой, но все же рост, то для населения рецессия продолжается в виде сокращения реальных располагаемых доходов.

Поддержание же роста ВВП происходит за счет расширения рынка потребительского кредитования, однако потенциал этого источника уже практически исчерпал себя: по оценке экспертов из финансовой компании «БКС Премьер» доля обязательных платежей (на оплату кредитов, ЖКУ и уплату налогов) по итогам 2019 года превышает 15% от доходов россиян, что является критической отметкой [16]. Рост показателя выше этой отметки сопряжен с возрастающим риском неплатежей по кредитам, и банки стали значительно чаще отказывать своим клиентам по кредитным заявкам: положительные решения выдавались по чуть более трети поданных заявок — 36,9%. Это на 4,1 процентного пункта меньше, чем в 2018 году, когда этот показатель находился на уровне 41,0% [23].

Вместо банковских кредитов население все чаще обращается за займами в микрофинансовые организации, где требования к заемщикам гораздо ниже, и этот рынок растет опережающими темпами по сравнению с банковским кредитованием [27]. При этом ставки по займам гораздо выше, чем в банках, и соответственно доля расходов на их выплату будет расти еще быстрее. В совокупности с ростом доли просроченных кредитов это формирует очень опасный сигнал: люди с низкой платежеспособностью, которым отказали в выдаче банковского кредита, получают займы в микрофинансовых организациях под более высокие проценты, которые соответственно сложнее вовремя погашать [9].

Об этой ситуации в июле 2019 года высказывался бывший министр экономического развития Российской Федерации Орешкин М.С., который заявил, что сложившаяся ситуацию напоминает пузырь и несет риски вхождения экономики в рецессию в 2021 г.: «Это уже серьезная социальная проблема. В IV квартале 2018 г. треть выдаваемых кредитов была выдана людям и домохозяйствам, у которых платеж по этим кредитам превышает 60% ежемесячного дохода. Понятно, что человек, попал в такую яму, сейчас думает — как только перекредитоваться и где занять» [21].

Пессимизм в потребительских настроениях отражает исследование глобального потребительского доверия The Conference Board®, подготовленное в сотрудничестве с Nielsen: 70% респондентов заявили о необходимости экономить, в том числе 59% экономят на одежде, 56% на продуктах питания. 75% респондентов отметили, что, по их мнению, экономика страны пребывает в рецессии [31].

И как мы выяснили выше, со своей точки зрения они абсолютно правы: для населения идет уже седьмой год рецессии и сокращения реальных доходов подряд. Причем по мнению российского бизнеса это является ключевым фактором, сдерживающим экономический рост. В этой связи большие вопросы вызывает фискальная политика государства, которая вместо стимулирования потребительского спроса и экономики в целом, сосредоточена в первую очередь на пополнении доходов бюджета и наращивании резервов в ущерб доходам населения.

С 1 января 2019 года была повышена базовая ставка НДС с 18 до 20%, благодаря чему согласно прогнозам в 2020–2022 годах федеральный бюджет получит более 2 трлн руб. дополнительных налоговых доходов от повышения ставки НДС до 20%, которое вступило в силу с этого года: в 2020 году — 639 млрд руб., в 2021-м — 686 млрд руб., в 2022 году — 737 млрд руб. [22]. Данные средства предполагается направить на реализацию нацпроектов, однако по оценкам экспертов эффект от них составит лишь 0,1-0,2% в предстоящие пять лет [24]. И это в том случае, если удастся добиться хороших показателей освоения (более 80%) средств, если же уровень освоения будет ниже, то эффект для экономического роста может оказаться и нулевым или вовсе отрицательным из-за роста налоговой нагрузки.

При этом стоит обратить внимание на то, что в 2018 и 2019 годах федеральный бюджет исполнялся со значительным профицитом: 2,741 трлн руб. и 1,968 трлн руб. соответственно [17]. То есть по сути государство изъяло из экономики за 2 года триллионы рублей, которые не были освоены и могли бы быть направлены на стимулирование экономики и потребительского спроса. Проект бюджета на 2020 год также предусматривает значительный профицит в размере 876 млрд руб. [1]. И повышение ставки НДС представляется необоснованным и создающим чрезмерную налоговую нагрузку на бизнес и население в связи на фоне того факта, что в бюджете есть свободные неиспользуемые ресурсы, которые превышают размер предполагаемых дополнительных налоговых поступлений. Схожую точку зрения озвучивал и глава Счетной палаты А. Кудрин в своих научных работах [6].

Также шоком для населения стала принятая в 2018 году пенсионная реформа, которая существенно снижает уровень социальной защищенности населения. У мужской части населения пенсию практически отняли: с учетом средней продолжительности жизни в 68,5 лет срок нахождения на пенсии составит всего 3,5 года.

Не забывают увеличить нагрузку и на малый бизнес через фиксированную часть страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями: если в 2017 году их размер составлял 27990 руб., то к 2020 году они выросли на 46% и составили 40874 руб. И согласно рассматриваемому законопроекту о внесении поправок в часть 2 НК РФ к 2024 году размер страховых взносов вырастет еще на 36,4% и составит 55765 руб. [26].

Еще один механизм, сдерживающий экономический рост, это бюджетное правило, согласно действующей редакции которого все нефтегазовые доходы, полученные от превышение нефтяными ценам уровня в 40 долларов США за баррель, направляются в резерв – Фонд Национального Благосостояния.

 С резкой критикой бюджетного правила выступал экономист, член президиума Столыпинского клуба В. Жуковский: «Бюджетное правило — это инструмент кастрирования российской экономики.  Бюджетное правило — это инструмент, который не допускает роста экономики и роста инвестиций, промышленного производства и уровня жизни населения. Что такое бюджетное правило? Это, по большому счёту, даже не сырьевая игла, а сырьевой кол, на который посажена вся Россия и всё население страны. Сколько бы ни стоила сегодня нефть на сырьевых рынках — 60 долларов за бочку, 80 долларов или 100 долларов — мы всё равно по этому бюджетному правилу будем жить, как при нефти по 40 долларов за баррель» [10]. Близкие по смыслу оценки неэффективности бюджетного правила неоднократно высказывали и другие эксперты, например, профессор ВШЭ О. Вьюгин и доктор экономических наук, академик АН СССР А. Аганбегян [11, 13].

О том, что бюджетное правило является слишком жестким и требует пересмотра с целью высвобождения ресурсов для стимулирования экономики, неоднократно заявлял также глава Счетной палаты А. Кудрин [20]. В конце прошлого года к этой позиции присоединилась и глава ЦБ РФ Э. Набиуллина [28].

Проблема заключается в том, что огромные денежные ресурсы, поступающие в ФНБ, замораживаются там на неопределенный срок, вместо того чтобы оперативно использоваться на нужды экономики: закон предусматривает, что до накопления в фонде 7% ВВП все его средства должны размещаться на депозитах и счетах ЦБ, который инвестирует их только в высоколиквидные зарубежные активы (по сути изымая этот ресурс из российской экономики), а свыше этой планки допускается размещение в иные финансовые активы, в том числе для финансирования инфраструктурных проектов [4].

И так как эти ресурсы (в пределах 7% от ВВП) могут размещаться только в зарубежных активах, то это ведет к регулярным крупным закупкам валюты со стороны ЦБ РФ, оказывающим давление на курс рубля. Без бюджетного правила при каждом удорожании нефти на дополнительные $5 за баррель экономика бы прибавляла в росте по 0,5 процентного пунктов (п.п.), инфляция бы сокращалась на 0,5 п.п., а курс рубля был бы крепче на 5–7%. Такие оценки еще в 2017 году приводились в материалах Минэкономразвития [12].

Подводя итог вышесказанному, экономика России нуждается в стимулирующем толчке для выхода из стагнации. Проводимая на данный момент государством фискальная политика на данный момент является излишне жесткой и продолжает следовать принципам, заложенным в период 2014-2016 годов, когда национальная экономика находилась в условиях высокой турбулентности и встретила ряд внешних шоков экономического и политического характера. Для этого периода первоочередной задачей стало добиться некой стабильности в экономике, не допустить разгона гиперинфляции, избежать дефолта по обязательствам и создать необходимые резервы на случай возникновения новых форс-мажорных обстоятельств.

В итоге российской экономике удалось пережить сложные годы без чрезмерных потерь и нарастить необходимые резервы на черный день. К 2018 году мировая экономическая конъюнктура стабилизировалась, цены на энергоносители скорректировались вверх после обвала, а риторика в международных отношениях стала более сдержанной, и риски развития геополитического конфликта в полномасштабные военные действия отошли на задний план.

На сегодняшний день наиболее актуальной повесткой дня представляется не дальнейшее наращивание запаса резервов на случай нового кризиса, а выход на устойчивый экономический рост с темпами сопоставимыми общемировым, для чего необходима корректировка курса в сторону стимулирующей фискальной политики. Особенно это важно в свете последних новостей о вспышке вируса COVID-19, которая может существенно замедлить рост глобальной экономики [8]. Власти ряда стран, в том числе Китая и США уже начали предпринимать решительные меры по стимулированию своих национальных экономик [39], и России необходимо создавать внутренние источники роста для компенсации эффекта. В противном случае российская стагнация на фоне замедления глобальной экономики может перетечь в новую рецессию.

Перспективным направлением с хорошей отдачей в долгосрочном плане может стать увеличение госрасходов на образование и медицину: расходы на образование улучшают качество человеческого капитала и положительно влияют на экономический рост особенно в развивающихся странах. При этом две трети эффекта сказывается уже в первые пять лет, а оставшаяся часть — в последующие пять лет. Анализ данных по ряду стран показывает, что за увеличением удельного веса расходов на образование в 25% случаев следует заметное ускорение роста [37, 38].

Увеличение государственных расходов на здравоохранение ведет к снижению заболеваемости и смертности населения, что влечет за собой увеличение средней продолжительности жизни и повышению возрастной планки трудоспособности. Согласно исследованиям МВФ, расширение расходов на здравоохранение в 40% случаев вызывает ускорение роста производства, что эффективнее любых других типов государственных расходов. К тому же, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения и повышение продолжительности жизни являются ключевыми стратегическими задачами, закрепленными в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3].

Надежду на смену приоритетов фискальной политики оставляет произошедшая в январе 2020 года отставка старого состава Правительства. Возможно, новому составу Правительства во главе с М.В. Мишустиным будет проще адаптироваться к изменившимся реалиям экономики и прислушаться к рекомендациям экспертов, говорящих о необходимости стимулирования экономики и наращивания государственных расходов.

Список использованных источников

  1. «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Федеральный закон от 02.12.2019 N 380-ФЗ  // СПС КонсультантПлюс.
  2. «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305, от 30 июня 2017 г. N 293, от 12 июля 2018 г. N 420 и от 24 июня 2019 г. N 293» Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. N 778 (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант.
  3. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) // СПС КонсультантПлюс.
  4. Белоусова А.А. Новое бюджетное правило на 2018-2020 гг. // Научный вестник ЮИМ. 2018. № 1. С. 67-75.
  5. Екимова Н.А. Вероятность суверенных дефолтов в России в международных рейтингах: угрозы и перспективы// Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2016. Том 15. №5. С. 696–716.
  6. Кудрин А., Соколов И. Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики // Вопросы экономики. 2017. № 9. С. 5—27.
  7. Машкина Н.А., Серегин С.П. Влияние движения иностранного капитала на формирование инвестиционного климата в России // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 2 (25). С. 26-32.
  8. Морозов С.А. Каким будет ущерб от вспышки коронавируса для глобальной экономики? // Научный электронный журнал «Меридиан». 2020. № 8 (42). С. 660-668.
  9. Мусостова Д.Ш., Дудаев Т.-А.М. Микрокредитование: финансовый пузырь России [Текст] / Д.Ш. Мусостова, Т.-А.М. Дудаев // Проблемы теории и практики современной науки: сб. статей. – Москва, 2018. – С. 167-170.
  10. «Бюджетное правило – это кол, на который посажена экономка РФ» – экономист. [Электронный ресурс] / — URL: https://regnum.ru/news/economy/2599727.html
  11. 2020 год может оказаться хуже нынешнего. [Электронный ресурс] / — URL: http://www.ng.ru/economics/2019-09-30/1_7689_2020.html
  12. Бюджетное правило сдерживает рост ВВП. [Электронный ресурс] / — URL: https://iz.ru/640293/inna-grigoreva/biudzhetnoe-pravilo-bet-po-vvp-i-infliatcii
  13. Годы застоя: почему Россия не догоняет. [Электронный ресурс]/ — URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/01/16/12130339.shtml
  14. Деловая активность организаций в России в декабре 2019 года. Обследование Росстата. [Электронный ресурс] / — URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/250.htm
  15. Для отвода — газ: насколько санкции затормозят «Северный поток – 2». [Электронный ресурс] / — URL: https://iz.ru/957491/mikhail-kalmatckii-natalia-portiakova/dlia-otvoda-gaz-naskolko-sanktcii-zatormoziat-severnyi-potok-2
  16. Доля обязательных платежей в 2019 году превысит 15% от доходов россиян. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10912157
  17. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/execute/?id_65=80041-yezhegodnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzhetadannye_s_1_yanvarya_2006_g.
  18. Индекс IHS Markit PMI® Обрабатывающих отраслей России. Пресс-релиз от 2 марта 2020 г. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.markiteconomics.com/Public/Home/PressRelease/ce50af6c66264cc8bc80d431cc735b11
  19. Комитет сената США одобрил санкции против России. [Электронный ресурс] / — URL: https://ria.ru/20191219/1562556853.html
  20. Кудрин выступил против повышения НДС. [Электронный ресурс] / — URL: https://tass.ru/ekonomika/5249514
  21. Максим Орешкин видит риски взрыва пузыря потребкредитования в 2021 году. [Электронный ресурс] / — URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/maksim-oreshkin-vidit-riski-vzryva-puzyria-potrebkreditovaniia-v-2021-godu
  22. Минфин оценил рост доходов бюджета от повышения НДС. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.rbc.ru/economics/05/11/2019/5dbabda49a79474ba57f2dd3?from=from_main
  23. Национальное бюро кредитных историй: в 2019 году доля одобренных заявок на кредиты сократилась на 4,1 процентного пункта. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.nbki.ru/company/news/?id=26932
  24. Нацпроекты посчитали недостаточным стимулом роста. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/10/31/5db99ac09a79476c45c403df
  25. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы: Доходы федерального бюджета в разрезе основных видов доходов в 2018 году. Официальный сайт Казначейства России. [Электронный ресурс] / — URL: http://datamarts.roskazna.ru/razdely/dohody/neftegazovye-i-neneftegazovye-dohody/?paramPeriod=2018
  26. О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс] / — URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=97048
  27. Обзор ключевых показателей микрофинансовых институтов. 2 квартал 2019. Информационно-аналитический материал ЦБ РФ. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/83879/review_mfi_19Q2.pdf
  28. Почему власти вернулись к спорам о нефтяных деньгах. Как Минфин и ЦБ предлагают потратить сверхдоходы из ФНБ. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.rbc.ru/finances/13/09/2019/5d7b958a9a79472ff7e1e0d6
  29. Российское продовольственное эмбарго в ответ на санкции ЕС и США. [Электронный ресурс] / — URL: https://ria.ru/20160806/1473673397.html
  30. Росстат уточнил данные о поквартальной динамике изменений реальных располагаемых денежных доходов населения в 2018 и 2019 годах. Официальный сайт ФСГС. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.gks.ru/folder/313/document/71460
  31. Смена траектории: индекс потребительского доверия снизился после двух кварталов роста. Глобальное исследование потребительского доверия The Conference Board, 4 квартал 2019 г. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2020/smena-traektorii-indeks-potrebitelskogo-doveriya-snizilsya-posle-dvuh-kvartalov-rosta/
  32. Структура индекса потребительских цен по товарным группам. Официальная статистика ФСГС. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/42.htm
  33. Товарная структура экспорта, данные статистики. [Электронный ресурс] / — URL: Официальный сайт ФТС России http://customs.ru/folder/519
  34. Финансовые операции частного (по данным платежного баланса РФ). Официальная статистика ЦБ РФ. [Электронный ресурс] / — URL: http://cbr.ru/vfs/statistics/credit_statistics/bop/outflow.xlsx
  35. ЦБ зафиксировал рекордный отток зарубежных инвестиций из России. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.rbc.ru/economics/08/04/2019/5cab58a09a7947da221f5958
  36. Экономика, информационно-аналитический комментарий. Центральный банк РФ, январь 2020 г. . [Электронный ресурс] / — URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/27574/EC_2020-01.pdf
  37. Acosta-Ormaechea S., Morozumi A. (2013). Can a government enhance long-run growth by changing the composition of public expenditure? IMF Working Paper, No. WP/13/162.
  38. Baldacci E., Clements B., Gupta S., Cui Q. (2008). Social spending, human capital, and growth in developing countries. World Development, Vol. 36, No. 8, pp. 1317—1341.
  39. Mortgage rates just hit a new record low, and they might keep falling. [Электронный ресурс] / — URL: https://edition.cnn.com/2020/03/05/success/mortgage-rates-record-low/index.html
  40. Tentative Stabilization, Sluggish Recovery? World Economic Outlook by IMF, January 2020. [Электронный ресурс] / — URL: https://www.imf.org/~/media/Files/Publications/WEO/2020/January/English/text.ashx?la=en
  41. S., other powers kick Russia out of G8. [Электронный ресурс] / — URL: https://edition.cnn.com/2014/03/24/politics/obama-europe-trip/index.html
  42. World Development Indicators, Databank by The World Bank Group. [Электронный ресурс] / — URL: https://databank.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG/1ff4a498/Popular-Indicators#

 

[1] Составлено автором по данным Группы Всемирного банка [42]

[2] Составлено автором по данным ЦБ РФ [34]

[3] Составлено автором по данным Казначейства России [25], за 2019 год взяты предварительные данные Министерства финансов [17]

[4] Составлено автором по данным ФТС [33]