Актуальные вопросы ревитализации языков малочисленных народов Севера Якутии: правовой аспект

1 октября 10:52

Российская Федерация гарантирует права коренным малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия (ст. 69 Конституции РФ).

          Одним из основных принципов государственной̆ политики и правового регулирования отношений в сфере образования является «единство образовательного пространства на территории Российской̆ Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей̆ и традиций народов Российской̆ Федерации в условиях многонационального государства» (статья 3 ФЗ  «Об образовании в Российской̆ Федерации»)[1]. В качестве механизма его реализации органам государственной̆ власти субъектов переданы полномочия по разработке и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей̆ регионов.

Языки малочисленных народов — национальное достояние Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). К языкам коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (далее народы Севера) относятся долганский, чукотский, эвенкийский, эвенский и юкагирский языки. В Якутии проживают более 40 тысяч представителей  народов Севера.

Следует отметить, что ситуация с родными языками народов Севера сложная и может служить одним из индикаторов состояния малочисленных народов Севера.

В Якутии ведется планомерная работа по созданию правовой базы по защите прав и интересов народов Севера, где особое внимание уделяется государственной поддержке родных языков. Приняты Законы Якутии                      «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера», «О языках в Республике Саха (Якутия)»,  «О статусе языков  коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», «О государственной поддержке средств массовой информации, издаваемых на языках народов Севера»[2].

С 2002 г. действует Совет по языковой политике, созданный Указом Главы Якутии в целях обеспечения государственных мер для развития взаимодействия государственных и официальных языков Республики Саха (Якутия).

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года РФ от 04 февраля 2009 года № 132-р направлена на объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), в том числе русских арктических старожил  Республики Саха (Якутия), для решения задач экономического, социального и культурного развития малочисленных народов.

Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке средств массовой информации, издаваемых (выпускаемых) на языках коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия)» регулирует вопросы государственной поддержки средств массовой информации, издаваемых (выпускаемых) на языках коренных малочисленных народов Севера из регионального бюджета.

Согласно Конституции Республики Саха (Якутия) и Закону Республики Саха (Якутия) «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» языки народов Севера являются официальными в местах компактного проживания этих народов.

Официальный статус языка предполагает употребление языка в публичной жизни общества: наличие языковой среды и языковых квалификационных требований, использование языка в процессе работы органов власти, официальных вывесках, наименованиях улиц, атрибутике, в средствах массовой информации, в организации учебного процесса.

          К сожалению, в большинстве из 70 населенных пунктов – местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера отсутствуют внешние проявления официального статуса языка, т.е. использования языка в официальных вывесках, наименованиях улиц, атрибутике и информации.

Ни в одном из национальных муниципальных образований языки народов Севера не используются в полной мере, в процессе работы органов власти и документообороте, включая перевод на них основных нормативно-правовых актов, нет единых языковых стандартов оформления официальных документов и вывесок, наглядной агитации.  Это означает, что языки коренных малочисленных народов Севера не выполняют полной мере, роль официальных языков в местах традиционного проживания малочисленных народов Севера.

Для ревитализации языков малочисленных народов Севера целесообразно проводить работу по обучению языкам малочисленных народов Севера Якутии в общеобразовательных учреждениях.

На наш взгляд, в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, язык которых имеет официальный статус, во всех учебных заведениях, родные языки, должны изучаться как предмет, а не как факультатив. Следует увеличить финансовую поддержку базовых школ по языкам коренных малочисленных народов Севера, сделать ЕГЭ по родным языкам обязательным для школ народов Севера.

Следует обратить серьезное внимание на изучение языков малочисленных народов Севера в столице региона, в городе Якутске, в котором проживает более пяти тысяч представителей пяти коренных малочисленных народов Севера. И это касается не только среднего, но и дошкольного образования. Здесь интересным, представляется внедрение методики кластерного/гнездового обучения родным языкам, успешность которой доказана возрождением языков саамов в Норвегии.

К сожалению, никакими образовательными программами невозможно компенсировать разрушение языковой среды. Современные проблемы коренных малочисленных народов Севера диктуют необходимость увязывания образования с традиционным укладом жизни малочисленных народов Севера Островками традиционного способа ведения хозяйства и традиционного образа жизни, где активно используются родные языки, являются оленеводческие производственные коллективы. В данной связи поддержка государством оленеводства и других отраслей традиционного хозяйства народов Севера – это один из основных и необходимых мер и для сохранения их языков[3].

Общественная активность и гражданская позиция представителей Севера являются мощной движущей силой в обучении и воспитании, приобщению к родному языку, традиционным занятиям и родной культуре детей оленеводов и охотников. Именно в результате активных действий оленеводов и учителей, появились современные   кочевые школы народов Севера.

В настоящее время кочевые школы Якутии переживают новое рождение в условиях инновационного развития педагогической теории и уникальной образовательной практики. Так как, основой сохранения любого языка является семья. Для укрепления в семьях языковой среды, общественным организациям народов Севера необходимо проводить большую работу со старейшинами, носителями языка и культуры, мотивируя их на передачу своих знаний молодому поколению.

Языки малочисленных народов должны развиваться, народы Севера должны приобщатся к мировой культуре посредством родного языка, включая мировую эстраду, спорт, науку, кино.

         Одним из ресурсов развития языка является литература на языках коренных малочисленных народов Севера. Следует, активнее развивать институт литературных переводчиков, чтобы представители коренных народов имели возможность приобщаться к лучшим образцам мировой литературы на родном языке. Здесь не обойтись без поддержки со стороны Северо-Восточного федерального университета в подготовке соответствующих специалистов.

Следует искать новые инструменты для восстановления функциональной значимости северных языков. Хочется верить, что совместные усилия органов государственной власти и малочисленных народов Севера, позволят в какой-то степени не только приостановить процесс исчезновения языков коренных малочисленных народов Севера, но также создадут новые условия для развития языков и самобытной культуры народов Севера.

  

Литература

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.04.2021).
  2. Федеральный̆ закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆ Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru/70291362/.
  3. Федеральный закон от 30.04.1999 г. №82-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. 06.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 48.
  4. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СПС «Гарант» (дата обращения: 15.04.2021).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 132-p «Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
    6. Закон Республики Саха (Якутия) «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» // СПС «Гарант» (дата обращения 15.04.2021).,
  6. Закон Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)» // СПС «Гарант» (дата обращения 15.04.2021)., 
  7. Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке средств массовой информации, издаваемых на языках народов Севера» // СПС «Гарант» (дата обращения 15.04.2021).
  8. Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года N 111-З N 243-III О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (ред. 30.01.2019) // СПС «Гарант» (дата обращения 15.04.2021).
  9. Слепцов А.Н. Синтез научных и традиционных знаний коренных народов: основа устойчивого развития Арктики.//Сборник материалов Международных конференций Гагриа — Октемцы — 2014-2015 гг. /Отв.ред. О.Д.Романова. — Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. 192 с. С.45-49.

 

  1. Слепцов А.Н. Современные информационные технологии как основа сохранения и развития языков и самобытной культуры народов Севера // Сборник материалов Международной научно- практической конференции «Языки коренных народов как фактор устойчивого развития Арктики». Издательство: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН. Якутск, 27-29 июня 2019.   С 359-362
  2. Шадрин В.И. Основные вопросы функционирования языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)(доклад на заседании Совета по языковой политике при Главе РС (Я), с. Иенгра, 9 апреля 2015 г.).

 

[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru/70291362/

[2] // СПС «Гарант» (дата обращения 15.04.2021).

 

[3]    Слепцов А.Н. Синтез научных и традиционных знаний коренных народов: основа устойчивого развития Арктики.//Сборник материалов Международных конференций Гагриа — Октемцы — 2014-2015 гг. /Отв.ред. О.Д.Романова. — Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. 192 с.  С.45-49. Слепцов А.Н. Современные информационные технологии как основа сохранения и развития языков и самобытной культуры народов Севера // Сборник материалов Международной научно- практической конференции «Языки коренных народов как фактор устойчивого развития Арктики». Издательство: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН. Якутск, 27-29 июня 2019.   С 359-362.