Актуальность. Каждое предприятие, функционируя на рынке, пытается направить свою деятельность на выбор и разработку в долгосрочной перспективе наиболее оптимальных путей достижения поставленной цели своего существования. Выполнение целей и задач на пути к этой цели возможно при условии максимального удовлетворением потребностей потребителей. Этому способствует обеспечению эффективной маркетинговой деятельности, в частности правильность выбора организацией маркетинговой стратегии [1, с. 340]. Правильно выбранная маркетинговая стратегия позволяет не только сохранить имеющиеся позиции на рынке, выжить в меняющейся внешней среде, но и успешно развиваться в будущем. Несмотря на большое количество подходов к выбору маркетинговой стратегии, российские предприятия часто сталкиваются с проблемой формирования оптимального стратегического набора из-за низкой адаптированности некоторых зарубежных подходов к отечественным условиям и высокой сложности при применении других. Все это и предопределяет актуальность темы исследования [3].
Анализ последних исследований и публикаций. Большой научный вклад в изучение стратегического маркетинга и формирования маркетинговых стратегий сделали такие отечественные и зарубежные ученые: И. Ансофф, М. Геец, Д. Дэй, Ф. Котлер, А. П. Крайник, М. Мак-Дональд, М. Портер и другие. Однако, неоднозначность взглядов о сущности маркетинговой стратегии и алгоритмов выбора ее для отечественных предприятий требует дальнейшего исследования.
Цель исследования состоит в исследовании роли маркетинговой стратегии для современной организации и предложение путей ее совершенствования на примере ООО «Максфит».
Используемые методы. Достижение цели и реализация задач исследования осуществляются путем комплексного использования таких общенаучных и специальных метолов как:
- исторического и логического — для раскрытия понятия «маркетинговая стратегия»;
- методы синтеза;
- абстрактно-логического — для определения способов совершенствования маркетинговой стратегии на примере ООО «Максфит».
Полученные результаты.
Под понятием «маркетинговая стратегия» Дж. Эванс и Б. Берман [11] понимают «деятельность, которая определяет, как необходимо применять структуру маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить целевые рынки». Несколько иное определение маркетинговой стратегии приводит Барышев А.Ф. [2]: «Маркетинговая стратегия — основа действий фирмы в конкретных условиях развития рынка и его спроса». Заслуживает внимания определение Короткий Ю.Г. [6], который под понятием «маркетинговая стратегия» понимает «систему организационно-технических и финансовых мероприятий для активного воздействия на спрос и предложение товаров».
Целесообразно придерживаться следующего определения, а мнению, маркетинговая стратегия — это совокупность действий организации или отдельных его подразделений для осуществления активного воздействия на спрос и предложение данного товара на рынке с целью обеспечения гармоничного развития организации в долгосрочной перспективе.
Так, М. Мак-Дональд процесс разработки маркетинговой стратегии освещает в такой последовательности: «определение бизнеса фирмы; оценка внутренних и внешних маркетинговых факторов; установление целей маркетинговой деятельности; разработка стратегии; реализация стратегии; контроль»[7].
Интересной является разработка маркетинговой стратегии предложенная М. Портером. При формировании маркетинговой стратегии (на примере конкурентной стратегии) М. Портер выделяет три основных этапа и несколько второстепенных [9]:
«1. Определение текущей стратегической сферы деятельности фирмы («Чем фирма занимается сейчас?»): идентификация стратегий; стратегические предположения.
- Анализ внешней среды («Что происходит во внешней среде?»): анализ отрасли; анализ конкурентов; анализ общественных условий; анализ сильных и слабых сторон фирмы.
- Разработка маркетинговой стратегии: анализ текущих стратегий на соответствие результатам анализа внешней среды; разработка стратегических альтернатив; формирование стратегического набора»[9].
Организация ООО «Максфит» — современный фитнес центр в Москве, предоставляющий различные спортивные услуги населению. Организация ООО «Максфит» активно развивается и привлекает в свой фитнес центр все больше и больше посетителей, что говорит о большом доверии клиентов, которые останавливают свой выбор на данном спортивном комплексе.
На сегодняшний момент в качестве совершенствования маркетинговой стратегии ООО «Максфит» целесообразно предложить продолжать усиливать и активизировать свои методы продвижения по следующим направлениям:
- более активное продвижение Премиум-сегмента;
- большая разработка ассортимента предлагаемых услуг, с целью охвата максимального количества новых клиентов;
- усиление своего влияния в СМИ, социальных сетях
В данном контексте важно обратить внимание на маркетинговую стратегию активного продвижения и усиления своих позиций на рынке фитнес услуг Москвы.
Основное назначение данной маркетинговой стратегии — взаимосвязь маркетинговых целей организации ООО «Максфит» с ее возможностями, требованиями посетителей, использование слабых позиций конкурентов и собственных конкурентных преимуществ.
Данная стратегия позволяет: изменить реактивное поведение организации на проактивное; координировать основные сферы деятельности, нацеливая их на удовлетворение потребностей посетителей по максимизации прибыли; предоставлении четкого количественного и качественного характера деятельности организации и возможности сосредоточиться на перспективных направлениях развития.
Для этого ниже в таблице 1. представлена маркетинрговая стратегия на 2020 год.
Таблица 1 — Маркетинговая стратегия для ООО «Максфит» на 2020 год [составлено автором на основании источников 8, 10]
Стратегия продвижения |
Содержание стратегии продвижения |
1. Постоянное обновление ассортимента услуг |
— расширение ассортимента новых услуг; — разработка необычных и нестандартных занятий для детей – расширение детского сегмента |
2. Креативное позиционирование своих спортивных услуг |
— отход от стандартного позиционирования спортивных услуг. Отход от привычных стереотипов чаще всего привлекает внимание и больше запоминается публике. |
3. Добавление услуг премиум класса |
— внедрение супер дорогих абонементов с максимизацией все возможных видов предоставляемых услуг посетителям |
Заключение. Таким образом, независимо от выбранной последовательности действий, деятельность организации должна быть подчинена достижению стратегических ориентиров, предоставлять ей ряд конкурентных преимуществ и, соответственно, будет способствовать ее дальнейшему гармоничному развитию. Правильно подобранная маркетинговая стратегия помогает организации в полной мере использовать в свою пользу возможности изменяющейся внешней среды и минимизировать влияние ее угроз. Кроме того, организации, которые имеют четко определенную маркетинговую стратегию, в определенной степени застрахованы от риска принятия неверных решений в процессе своей деятельности.
Список литературы
- Абазиева К.Г., Гончарова С.Н., Яковенко С.В. Бизнес-модели как инструмент реализации стратегии предприятий малого бизнеса // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 1А. С. 340-358.
- Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
- Брюс Альстранд, Генри Минцберг, Жозеф Лампель «Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента» – 2019.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / П. Дойль. – СПб. : Питер, 1999. – 560іс
- Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Б. Карлофф. – М.: Экономика, 1991
- Короткий Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление.// Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. — № 2.
- Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга / М. Мак-Дональд. – СПб: Питер, 2000. – 276 с
- Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстренд, Д. Лемпел.– СПб. : Питер, 2000.– 336 с.
- Портер Майкл Е. Стратегія конкуренції : пер. з англ. / Е. Майкл Потрер. – К. : Основи, 1997. – 390 с.
- Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф «Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы», – 2017.
- Эванс Дж. Маркетинг: Пер с англ. / Дж. Эванс, Б. Берман. – М.: Экономика, 1993. – 335 с.