Для того, чтобы определить ключевые направления стимулирования сбытовой деятельности торгового предприятия на примере магазина нижнего белья INCANTO, был проведен экспертный анализ [1]. В качестве экспертов выступили менеджеры магазинов нижнего белья. Все эксперты были объединены в группы (8 групп по 3 эксперта).
Первым этапом данного анализа является выбор критериев оценивания. Экспертами были выделены четыре возможных направления, которые позволят повысить эффективность сбытовой деятельности: разработка системы стимулирования персонала (курсы повышения квалификации и тимбилдинг); совершенствование системы мерчандайзинга; совершенствование системы стимулирования потребителей.
На втором этапе был проведен экспертный опрос для определения важности выбранных средств по повышению эффективности системы стимулирования сбытовой деятельности.
Метод экспертных оценок позволяет дать оценку исследуемому явлению в виде обобщенного мнения специалистов (экспертов) по изучаемому вопросу или проблеме. Эксперты могут оценивать (выражать свое мнение) как в условных единицах (баллах, очках и т.д.), так и располагая элементы явления в определенной последовательности (по шкале порядка).
Мнение экспертов относительно важности рассматриваемых критериев оценки эффективности труда согласовано, значение коэффициента конкордации высокое, процент согласованности 70%.
На рисунке 1 представим в виде иерархии (в порядке значимости) средства повышения эффективности сбытовой деятельности магазина нижнего белья INCANTO.
Рисунок 1– Средства повышения эффективности сбытовой деятельности ООО «Альфа Текстайлз» в порядке значимости
По мнению экспертов, наиболее эффективным средством повышения качества сбытовой деятельности магазина нижнего белья INCANTO является повышение уровня квалификации персонала. В этом случае существует необходимость обучения сотрудников. Как показывает практика, обучение сотрудников при помощи привлечения сторонней организации или отдельного тренера имеет гораздо больше плюсов, нежели в случае, когда обучение персонала происходит своими силами.
На втором месте по значимости совершенствование системы мерчандайзинга. Обычно проблемы с конверсией объясняются неэффективным мерчандайзингом или работой продавца. Задача мерчандайзера – провести покупателя по всему магазину, чтобы он незапланированно засматривался на расставленную продукцию, обратить его внимание, как на базовые, так и на товары из новых и элитных коллекций. Причем вещи с более высокой стоимостью должны находиться прямо перед глазами, посередине; товары подешевле – снизу и сверху.
На третьем по значимости месте, по мнению экспертов, организация командообразующих мероприятий. Тимбилдинг, или командообразование, – это относительно новое веяние в бизнесе. Корпоративный праздник, где сотрудников объединяют для прохождения квестов и психологических заданий, помогает руководителям выявить слабые и сильные стороны работников. В итоге – эффективное управление кадрами и рабочим процессом обеспечено [2].
Четвертое по значимости средство повышения эффективности сбытовой деятельности магазина нижнего белья INCANTO это совершенствование системы стимулирования потребителей. Чаще всего для увеличения объема продаж в магазинах организации применяют стимулирование сбыта. Это подразумевает проведение кратковременных акций, которые побуждают покупателя к совершению покупки. Стимулирование продаж может преследовать несколько целей:
- внедрение на рынок новых продуктов, которые до настоящего времени не были востребованы и опробованы потребителями;
- увеличение продаж в категории «любимцев» покупателей, чтобы удерживать объем продаж на высоком уровне;
- распродажа неликвидной продукции;
- распродажа сезонного товара;
- увеличение показателя среднего чека.
Для оптимизации деятельности магазина были предложены следующие рекомендации: улучшение системы стимулирования персонала, совершенствование системы мерчандайзинга, стимулирование потребителей. Реализация предложенных рекомендаций для оптимизации деятельности магазина INCANTO позволит увеличить прибыль магазина и повысить его конкурентоспособность за счёт новых и интересных предложений для покупателей.
Литература
- Неуструева А.С., Петренко Ю.В., Лейзин И.Б. Разработка обобщенного показателя оценки эффективности системы мотивации персонала
// Управление устойчивым развитием. 2019. № 3 (22). С. 34-38 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41285595 - Неуструева А.С., Петренко Ю.В. Тимбилдинг — действенный метод повышения эффективности деятельности предприятия // В сборнике: Управление экономикой, системами, процессами. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 166-168. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36560963
м