ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

21 августа 6:56

Для повышения эффективности деятельности и совершенствования системы управления организацией важно выбрать соответствующие инструменты для принятия управленческих решений.

При этом также отмечается, что во всем мире и в России в том числе, прослеживается волна цифровой трансформации, которая затрагивает всех сферы жизни человека. Формирование и развитие цифровой экономики сопровождается появлением цифровых компаний и предприятий, основанных на использовании цифровых технологий, что приводит к цифровизации всего рынка. Активное использование цифровых технологий в бизнесе делает необходимым соответствие системы управления предприятием современным цифровым тенденциям.

Цифровые технологии могут существенно повлиять на систему управления и снизить операционные издержки предприятия. Например, корпоративный интернет-портал помогает укреплять горизонтальные отношения внутри компании, объединять сотрудников путем формирования групп интересов, повышать прозрачность во всех секторах и менять структуру управления предприятием. Размещение заказов через Интернет и координация исполнения упрощают процесс управления компанией.

При этом цифровая трансформация предприятия может быть достигнута за счет создания определенной материальной и телекоммуникационной базы, IT-систем для передачи, хранения, разработки и приема цифровой информации, обучения работников компаний для работы с такими продуктами и с целью их активного применения в профессиональной деятельности.

Статистика, отражающая возможности российских предприятий использовать цифровые технологии, говорит о том, что за последние два года только 50% работников имели на своих рабочих местах компьютеры, показатель доступа к Интернету еще ниже – 33%. Невысока доля организаций, использовавших Интранет и Экстранет – 26,6% и 16,6% соответственно. Системы CRM, ERP, SCM использует лишь 17% предприятий, хотя возможности этих систем позволяют существенно улучшить показатели деятельности за счет автоматизации основных бизнес-процессов, снижения времени обработки информации и принятия управленческих решений. Так, по данным фирмы «1С», использование ERP-систем способно увеличить объемы выпускаемой продукции почти на 30%, снизить объемы материальных запасов на 20%, сократить сроки исполнения заказов на 26%, увеличить прибыль компании на 14%.

Как показывает статистика, цифровая трансформация представляет собой достаточно длительный процесс, который связывается как с приобретением программных средств, компьютеров и применением интернет-технологий, так и с существенным увеличением качества управления и менеджмента бизнес-процессами в самой организации.

Как отмечается в исследованиях, посвященных анализу цифровой трансформации российских предприятий, около 60% всех трансформаций все еще не приносят ожидаемого эффекта непосредственно от их внедрения, около 30% требуют значительной доработки, а 5% приносят видимую выгоду. При этом российскими компаниями в данном направлении активно применяются такие программные продукты, как SCM-, CRM- и ERP-системы.

SCM-система (от англ. Supply Сhain Мanagement) образована на базе концепции управления в компании цепочкой создания добавленной стоимости на всех этапах логистических и производственных процессов. В данной программе применяется интегрированный подход к управлению и планированию информации о продуктах, материалах, услугах, сырье, преобразующихся и возникающих на разных этапах вышеуказанных процессов компании. Программа нацелена непосредственно на измерение совокупного экономического эффекта от работы с такими стейкхолдерами, как поставщики материалов, сырья и покупатели продукции орагнизации.

CRM-система (от англ. Customer Relationship Management) предназначена для автоматизации бизнес-процессов в сфере маркетинга, сбыта продукции, повышения качества обслуживания покупателей продукции (услуг); накопления информации о клиентах, последующего ее анализа и использования для принятия управленческих решений или стратегий взаимодействия с заказчиками. Программа сформирована на основе философии, что центром бизнеса компании, главным ее стейкхолдером, является клиент.

Наиболее комплексными программами являются ERP-системы (от англ. Enterprise Resource Planning). Эти системы применяются для учета, планирования и реализации контроля за расходом различных ресурсов компании во всех бизнес-процессах в сфере выполнения заказов клиентов. Различают ERP-программы для малого, среднего и крупного бизнеса. Важно отметить, что в России именно рынок этих программных продуктов достаточно хорошо развит. На российском рынке представлены разработки зарубежных, а также российских компаний: Microsoft, «1С», Oracle, «Галактика», SAP, «Парус», Baan и так далее [5, c. 266].

ERP-системы позволяют снизить транзакционные издержки. Они заменяют разрозненные устаревшие компьютерные системы в области логистики, финансов, контроля производства, управления персоналом. Сотрудники различных подразделений организации видят одну информацию и имеют возможность обновлять ее в своей сфере деятельности, а заказы переходят автоматически от одного департамента к другому.

ЕRP-системы формируются, как правило, на базе принципа модульности. Это дает возможность организациям проводить постепенную и поэтапную автоматизацию конкретных бизнес-процессов. Однако внедрение такой системы требует от организации крупных финансовых вложений, необходим длительный адаптационный период для сотрудников компании, необходима максимально точная информация в базе системы и так далее.

Не смотря на сложность внедрения ERP-систем, в настоящее время ее применение упрощает учет, управление и создание результатов работы команд из работников подразделений компании и внешних источников, расширяет возможности менеджмента, дает возможность осуществлять планирование различных организационных изменений. Применение больших данных, а также развитие информационных систем позволяют отслеживать не только качество, скорость, последовательность операций, но также и бюджетировать, калькулировать затраты по конкретным операциям низкого уровня.

Так, в ПАО «Протон-ПМ» в настоящее время автоматизировано около 700 бизнес-процессов в области бюджетирования, производства, контроллинга, логистики, бухгалтерского учета, сбыта, закупок и управления персоналом. Это дало возможность сократить производственный цикл, усовершенствовать планирование, эффективно управлять себестоимостью продукции, снизить торгово-материальные запасы [3, c. 3].

Глобальная применимость и многофункциональность ERP-систем накладывает в разных направлениях деятельности требование быть максимально универсальными. Примером успешной российской ERP-системы является продукт «1С: Предприятие» и его усовершенствованные версии. Российская фирма «1C» входит в четверку крупнейших компаний, контролирующих 80% рынка ERP-cистем в России. Высокую популярность программам фирмы «1С» принесла архитектура их построения. Она состоит из платформы (ядра) мирового уровня и модулей, разработанных на ее основе, что обеспечивает ей высокую масштабируемость за счет гибкости подстраивания системы для любого пользователя и для любой отрасли – от однопользовательских до клиент-серверных и территориально распределенных решений [6, c. 310].

В число клиентов ERP-cистемы фирмы «1С»: входят более 5 млн пользователей в России и за рубежом, в числе которых ПАО «Почта России», правительство Москвы, Министерство сельского хозяйства России, ПАО «Камаз»; государственная корпорация ПАО «Росатом», АО «БЭСК». Стратегические соглашения и меморандумы о сотрудничестве с фирмой «1С» подписали такие гиганты российской экономики, как ПАО «НК Роснефть», Государственная корпорация «Ростех», ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ПАО «Россети», ПАО «Мечел», ПАО «Автоваз», ПАО «Газпром нефть» [3, c. 4].

Таким образом, в настоящее время фаза развития цифровых технологий дает возможность обрабатывать достаточно большие данные в режиме реального времени. Это открывает безграничные возможности увеличения эффективности управления любым предприятием.

Литература

  1. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (утв. Минфином России) // СПС «Консультант Плюс».
  2. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» // СПС «Консультант Плюс».
  3. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А. Формирование системы цифрового управления организацией // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. — 2019. — №6 (108). – С. 1-8
  4. Мольков А. В. Оценка эффекта от внедрения цифровых технологий и систем управления электросетевыми организациями // Молодой ученый. — 2019. — №49. — С. 187-194.
  5. Соловьева М.В. Эффективность менеджмента и система управления организацией // РППЭ. — 2018. — №11 (97). – С. 265-271
  6. Яковлев А. С. Применение информационных технологий в принятии управленческого решения // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 309-311.

 

References

  1. Osnovnye napravlenija bjudzhetnoj, nalogovoj i tamozhenno-tarifnoj politiki na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov (utv. Minfinom Rossii) // SPS «Konsul’tant Pljus».
  2. Rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot 28.07.2017 N 1632-r «Ob utverzhdenii programmy «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii»» // SPS «Konsul’tant Pljus».
  3. Maslennikov V.V., Ljandau Ju.V., Kalinina I.A. Formirovanie sistemy cifrovogo upravlenija organizaciej // Vestnik RJeA im. G.V. Plehanova. — 2019. — №6 (108). – S. 1-8
  4. Mol’kov A. V. Ocenka jeffekta ot vnedrenija cifrovyh tehnologij i sistem upravlenija jelektrosetevymi organizacijami // Molodoj uchenyj. — 2019. — №49. — S. 187-194.
  5. Solov’eva M.V. Jeffektivnost’ menedzhmenta i sistema upravlenija organizaciej // RPPJe. — 2018. — №11 (97). – S. 265-271
  6. Jakovlev A. S. Primenenie informacionnyh tehnologij v prinjatii upravlencheskogo reshenija // Molodoj uchenyj. — 2016. — №18. — S. 309-311.