УЧАСТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК В ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБОЛЬСКОЙ АЭС

14 июля 1:19

На протяжении всей своей истории Железнодорожные войска, решая задачи оперативной, боевой и специальной подготовки, восстановления и развития железнодорожной сети страны, принимали активное участие в ликвидации последствий аварий, катастроф и других стихийных бедствий.  Наиболее значимым примером участия Железнодорожных войск в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф были их действия в ходе ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

26 апреля 1986 г. в 01 час 24 мин на 4-м блоке Чернобыльской АЭС была разрушена реакторная установка. Ядерные процессы в реакторе вышли из-под контроля. В результате теплового взрыва в атмосферу была выброшена часть накопившихся в реакторе радиоактивных продуктов. Радиоактивное заражение охватило территорию до 5 тыс. кв. км, на которой проживало более 100 тыс. человек. [2,с.47].

В соответствии с решением Правительства СССР для выполнения строительно-восстановительных и эксплуатационных работ на подъездных железнодорожных путях и примыкающих к АЭС железнодорожных станций были привлечены части и подразделения Железнодорожных войск, которые были сняты с плановых объектов работ.  Командиры, весь личный состав хорошо понимали опасность и особенности выполнения задач, которые были связаны с: необычным характером аварии, работой в зонах радиационного заражения; непредсказуемым развитием аварийной ситуации, особенно в начальный период; большим объемом специальных работ, который способны были выполнить только химические, инженерные и Железнодорожные войска; необходимостью постоянного восстановления боеспособности частей и соединений, участвовавших в ликвидации последствий аварии.  Выполняя требования директив МО СССР, ГШ ВС СССР и сообразуясь со сложившейся ситуацией, условиями реализации поставленных задач, начальник Железнодорожных войск генерал-полковник М. К. Макарцев отдал приказание командиру корпуса генерал-майору Н. А. Хомякову о формировании из офицеров управления 2-го железнодорожного корпуса оперативной группы с задачей лично возглавить ее работу. Для руководства работами Железнодорожных войск по ликвидации последствий аварии была образована оперативная группа ГУЖВ во главе с генерал-лейтенантом А. А. Виноградовым и генерал-майором А. Г. Дьячкиным [3,с.30].  

Первыми военными железнодорожниками, вступившими на зараженную землю Чернобыля, были офицеры оперативных групп корпуса и ГУЖВ, которые осуществили техническую разведку и оценку состояния транспортных объектов, определили места возможной дислокации частей и подразделений войск, предварительные объемы работ первой очереди по восстановлению земляного полотна и железнодорожных путей к разрушенному энергоблоку. Их выполнение позволяло спасателям проводить разборку и вывозку образовавшихся в результате взрыва завалов, а также доставку к месту катастрофы необходимых материалов для ликвидации ее последствий. Доклады генерал-лейтенанта А. А. Виноградова и генерал-майора Н. А. Хомякова о результатах работы групп в районе бедствия были рассмотрены на заседании Военного совета Железнодорожных войск. В результате их обсуждения были приняты необходимые меры, определены силы и средства, спланированы первоочередные мероприятия.

Управление соединениями и частями, задействованными на ЧАЭС, осуществлялось по традиционной схеме: ГУЖВ — корпус — бригада — батальон. Согласно приказу ответственным за организацию работ войск в зоне Чернобыльской АЭС был назначен генерал-майор Н. А. Хомяков. Непосредственное руководство строительно-восстановительными работами в районе ЧАЭС велось оперативными группами 2-го корпуса, 1-й гв., 30 и 36 ождбр. В состав оперативных групп включались наиболее опытные офицеры-специалисты всех направлений. В помощь офицерам корпуса и бригад была сразу же направлена специальная группа Главного управления железнодорожных войск, которую возглавил начальник химической службы полковник В. С. Обносов. По предложению офицеров этой группы, с целью уменьшения продолжительности пребывания личного состава на зараженной местности и сведения до минимума облучения радиацией воинов-механизаторов было принято решение: во-первых, полигоны по подготовке блоков и деталей искусственных сооружений, звеньев и элементов железнодорожного пути и стрелочных переводов разместить на незараженной местности, а все изготовленное и готовое к установке и укладке доставлять специальным автомобильным транспортом, возводить объекты и укладывать звенья «с колес». Во-вторых, кабины механиков-водителей, операторов оборудовать свинцовыми листами, позволяющими создать надежную защиту от радиоактивного излучения.

В срочном порядке в район Чернобыля прибыл 11-й гвардейский ордена Красной Звезды железнодорожный батальон под командованием капитана В. А. Бондарева, совершив более чем 500-километровый марш. К месту дислокации на ст. Вильча батальон прибыл в назначенный срок, в полном составе и с соответствующей строительной и специальной техникой, инструментом, необходимыми материальными ресурсами. Солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры ответственно подошли к выполнению возложенной на них сложной задачи. Все они понимали, что от результатов их труда будут зависеть сроки ликвидации последствий катастрофы. В батальоне не было ни одного случая отказа от убытия в зону Чернобыля. А гвардии рядовые М. Тагаев и К. Эшкобилов, узнав, что их батальон перемещается в район ликвидации последствий катастрофы на АЭС, отказались от объявленных им ранее отпусков и вместе со всем личным составом прибыли в чернобыльскую зону. В этой сложной ситуации личный состав с присущей ему энергией, не жалея сил, а иногда и пренебрегая опасностью для здоровья, действовал по-фронтовому. Мужество и профессиональная выучка воинов-железнодорожников, их умение быстро маневрировать штатной техникой позволяли высокоэффективно вести восстановительные работы. В ходе восстановительных работ шло наращивание сил и средств, обеспечивающих увеличение пропускной способности подъездных железнодорожных путей и сокращение сроков строительства железнодорожной ветки к промбазе будущего города Славутича. Соединения и части проявили слаженность и умение маневрировать силами и средствами. Предусматривалось обеспечение машинами, механизмами в потребном количестве и непрерывность работы, организованной вахтовым методом по продолжительности от 20 мин до 8 час. Это позволяло не допустить превышения установленной суточной нормы облучения личного состава более двух рентген.

В результате четкой организации и самоотверженной работе всех категорий военных железнодорожников, уже к середине мая для подвоза и обеспечения восстановительных работ было уложено 4 км железнодорожного пути, 7 стрелочных переводов и полным ходом шла подготовка к восстановлению подъездных путей к 1-му и 2-му реакторам, ранее действующие подъездные пути к которым оказались залитыми бетоном в ходе проводившейся дезактивации.

По мере наращивания сил, прибытия новых подразделений на замену и усложнения решаемых задач возникли проблемы, требующие срочного разрешения на уровне начальника Железнодорожных войск. Изучение обстановки непосредственно на месте, решение многих организационных вопросов и координацию действий в зоне Чернобыльской АЭС осуществляла группа офицеров ГУЖВ, возглавляемая начальником штаба войск генерал-лейтенантом А. А. Виноградовым. Ее главная задача состояла в том, чтобы обеспечить выполнение правительственного задания, сохранить жизнь и здоровье личного состава. Она изучала расположение личного состава с учетом «розы ветров», проверяла организацию учета индивидуальных доз облучения, учебу военнослужащих действиям в загрязненной зоне, умению пользоваться индивидуальными и групповыми средствами защиты. Среди военных железнодорожников в первые дни действий в зоне заражения имелись лица, получившие за несколько суток допустимую максимальную дозу облучения. Таких военнослужащих откомандировали из зоны Чернобыля в места постоянной дислокации. С целью предупреждения подобных явлений в дальнейшем была улучшена организация работы по обеспечению радиационной безопасности, дезактивации личного состава, инструмента, техники и мест дислокации. Этому способствовало решение начальника войск о направлении в подразделения, выполняющие задачи на ЧАЭС, согласно графику очередности начальников химических и медицинских служб бригад. Их практическая деятельность непосредственно с людьми способствовала сохранению здоровья солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров Железнодорожных войск.

Установленные Правительственной комиссией сроки восстановления и строительства железнодорожных объектов были выдержаны. За этот период разработано около 100 тыс. куб. м грунта, восстановлено и построено более 55 км железнодорожных путей. За этими цифрами — бессонные ночи, тысячи часов изматывающих силы смен, мужество наших солдат и офицеров, не дрогнувших перед лицом смертельной опасности. В наиболее опасных зонах, как правило, трудились добровольцы. Участники ликвидации аварии понимали, что с радиацией шутки плохи, тем более все они были осведомлены, что ожидает их в будущем при несоблюдении мер предосторожности. И в этой сложной ситуации в войсках не было случаев отказа от выполнения поставленных Железнодорожным войскам задач. Наоборот, многие из ликвидаторов просили командиров оставить их в опасной зоне на второй срок. Подвиг военных железнодорожников при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС подтверждает не только высокий уровень их специальной подготовки, но и высокие морально-боевые и нравственные качества.

Особой оценки заслужил личный состав подразделений Железнодорожных войск за высокую ответственность и целеустремленность на завершающем этапе восстановительных работ в зоне Чернобыля — строительстве подъездных железнодорожных путей к 1-му и 2-му реакторам.  Во второй декаде августа 1986 г. комиссия, возглавляемая начальником цеха реакторов, подтвердила качественное выполнение этого вида работ своими подписями в акте приемки их в эксплуатацию. Подразделения, выполнившие свои задачи в установленный срок, личный состав которых получил допустимую, но предельную дозу облучения, по решению командира корпуса генерал-майора Н. А. Хомякова были передислоцированы в постоянные места дислокации. Офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты с чувством исполненного долга прибыли в свои подразделения. Однако на этом работа в особо опасной зоне для военных железнодорожников оказалась не законченной.

В силу сложившейся ситуации и предстоящего увеличения объемов работ в зараженной радиацией местности руководством было признано целесообразным для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС сформировать части из военнослужащих запаса. И войска получили на это разрешение. Батальоны, которыми командовали майоры В. В. Алашов, В. В. Голубятников, В. В. Малашок, А. И. Мурзин, С. В. Сиренко, капитаны А. А. Голованов, А. И. Минченко и другие, укомплектовывались опытными, квалифицированными специалистами, что сыграло положительную роль в своевременном решении поставленных перед Железнодорожными войсками задач. А мастерство и профессионализм в зоне Чернобыльской АЭС оказались важны, так как подразделениям пришлось снимать бетон, старую рельсо-шпальную решетку, укладывать новую на территории станции, где уровень радиации был высоким, ибо железнодорожные пути проходили всего в 20 м от 4-го реактора. Здесь, как и в других местах, применялись новые путевые машины Железнодорожных войск, пути сооружались из элементов и блоков, заранее собранных на звеносборочной базе. На каждый вид работ составлялся график производства с поминутным расписанием проводимых операций. Работы на территории станции велись вахтовым методом с учетом суточной нормы облучения и не превышали по времени 20–25 мин, в течение которых предстояло укладывать 150–200 пог. м пути. Предварительно команды военных железнодорожников до секунды отрабатывали свои операции на полигоне, расположенном вне зоны заражения, тренировались до изнеможения. Приобретенные навыки, знания солдат, сержантов и офицеров помогали им не растеряться в сложной ситуации. Профессиональная выучка, умение быстро маневрировать техникой, правильно применять электро-, пневмоинструмент, владение смежными специальностями и выполнять несколько технологических операций обеспечили высокие темпы восстановительных работ. 25-метровое железнодорожное звено укладывалось за 8 мин, норматив по устройству стрелочного перевода перекрывался в 5–8 раз. Мужество и самоотверженность личного состава, умелые и грамотные действия офицеров позволили Железнодорожным войскам в этих сложных условиях успешно решить поставленные им задачи по ремонту существующих и строительству новых железнодорожных путей.

Возникали на объекте и неординарные ситуации. Так 19 августа командир корпуса проинформировал по телефону председателя Государственной комиссии по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, заместителя Председателя Совета министров СССР Л. А. Воронина о том, что в непосредственной близости от разрушенного 4-го блока сошел с рельсов специальный железнодорожный вагон с ядерным топливом. Он стоял третьи сутки рядом с «дышащим» реактором и мешал дальнейшему вывозу топлива. Гражданские специалисты оказались психологически не готовыми к выполнению данного задания, поэтому эту задачу возложили на войска и обязали срочно поднять и поставить сошедшую с рельсового пути тележку шестиосного вагона. Для выполнения этой задачи начальнику производственного отдела корпуса полковнику С. В. Шевченко было приказано определить кандидатуру опытного офицера-путейца. Понимая, что медлить нельзя, и каждый час на «вес золота», он решил ехать сам. Попросил в помощь двух офицеров и двадцать солдат. Общее руководство осуществлял заместитель командира корпуса генерал-майор В. М. Дудкин. В этот же день, поздно вечером, прибыли в Чернобыль. Следующий день пролетел незаметно — рекогносцировка, подготовка людей, инструмента, техники. Тепловоз и спецсредства — лягушки, горбуши, шпалы были выделены начальником станции Вильча Н. Т. Прокопчуком. Все действия были согласованы с начальником особой зоны ЧАЭС подполковником Теслей. Он предупредил военнослужащих, что место опасное, радиоактивность в пределах 1–1,5 р/час да плюс еще возможные радиационные «прострелы». Следовательно, при их появлении необходимо предусмотреть укрытие для личного состава в здании хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ), которое находится рядом с местом работы военнослужащих. 21 августа полковник С. В. Шевченко, подполковник Н. И. Федько (офицер оперативного отделения) и 17 солдат 8-го учебного железнодорожного полка прибыли к месту аварии и согласно плану приступили к восстановлению разрушенного железнодорожного пути. Подполковник С. Г. Коваль (заместитель начальника связи корпуса) должен был перегнать со станции Вильча к месту схода вагона тепловоз с платформой. Однако время шло, а к расчетному часу тепловоза все не было, оказалось, что на участке пути от станции Янов до АЭС в ночь на 21 августа в нескольких местах железнодорожный путь был засыпан грунтом для устройства проезда автомашин и техники. В сложившейся ситуации подполковник С. Г. Коваль с тремя солдатами воистину совершили подвиг. На зараженной местности, поочередно меняя друг друга, они очищали от завала рельсы железнодорожного пути. Короткие минуты отдыха пришлось проводить на платформе, так как в кабину тепловоза (защищенной от радиации) им не разрешили заходить машинист и его помощник, ссылаясь на то, что одежда воинов излучает радиацию и их нахождение в кабине может стать причиной создания опасной радиационной обстановки, которая не позволит выполнять свои обязанности локомотивной бригаде. Так воины и следовали к месту схода вагона на открытой площадке платформы, прицепленной к тепловозу. А по прибытии к месту назначения включились в работу по подъему тележки вагона. Несколько часов самоотверженного труда воинов-железнодорожников — и 180-тонный вагон с ядерным топливом был поставлен на железнодорожные рельсы, а затем в их сопровождении доставлен на станцию Янов. Участок железнодорожного пути был восстановлен и открыт для движения. Доза облучения работающих не превышала допустимой. У полковника С. В. Шевченко она составила 22,45 Р. После открытия движения по участку военные железнодорожники обеспечивали безаварийный пропуск специальных вагонов с очень ответственным и опасным грузом. .[1,с.27 ]

 Строительно-восстановительные работы подразделения Железнодорожных войск осуществляли штатной техникой и штатными средствами малой механизации, состоящими на вооружении войск. Но в силу сложившихся обстоятельств иногда использовалась и техника инженерных войск. Так, для прокладки трассы в лесистой местности был применен тягач-путепрокладчик с бульдозерным оборудованием. Табельная техника, применяемая войсками в зоне Чернобыля, оказалась надежной и маневренной. Ее тактико-технические данные позволили вести строительство и восстановление заданными темпами и качественно. Максимально достигнутый темп укладки железнодорожных звеньев определялся готовностью земляного полотна. При строительстве подъездных путей к городу энергетиков Славутичу он составил 1,6 км/смену. Всего в течение 1986–1988 гг. в условиях повышенной радиационной обстановки было вырублено 96 га леса, выполнено 95,8 тыс. куб. м земляных работ, построено 3 железнодорожных моста общей длиной 190 пог. м и 8 труб (200 пог. м), уложено 56,2 км пути и 107 стрелочных переводов, выполнен капитальный ремонт 8 км пути и 24 комплектов стрелочных переводов, завезено и забалластировано 83,6 тыс. куб. м балласта, построено 11 искусственных сооружений общей длиной 390м [5,с.154]. Усилиями военных железнодорожников была построена новая железнодорожная линия для доставки эксплуатационного персонала АЭС во вновь построенный жилой городок. В общей сложности выполнено строительно-монтажных работ на сумму более 5,4 млн. руб. Итоги деятельности в зоне Чернобыля частей и соединений корпуса были подведены повсеместно. Исходя из радиационной обстановки, сроков выполнения работ, допустимой дозы облучения личного состава, на каждый вид работ составляли график производства работ с поминутным расписанием всех операций. Непрерывность выполнения работ обеспечивалась их организацией вахтовым методом. Продолжительность вахты, с учетом установленной суточной нормы облучения личного состава не более 2 рентген, составляла от 15 до 90 мин. Тщательная подготовка команд позволила резко сократить время на выполнение ряда основных операций. Так, перед восстановлением железнодорожного пути в течение 4 дней на полигоне по 4–5 раз в день проводилась укладка пути из девяти 25-метровых звеньев. Темп укладки одного звена во время тренировок составлял 12–13 мин. В опасной зоне укладку удалось осуществить за еще более короткий срок — 8 мин. на звено[5,с.154].  Максимально достигнутый темп укладки пути определялся готовностью земляного полотна, сооружаемого мехколоннами, и составил 1,6 км/смену. Стрелочных переводов укладывали по 4 комплекта в смену. Выработка по механизмам составила ПБ-3м — 750 м/смену, УК-25–1200 м/смену, КДЭ-163–450 м/смену (при длине рельсов 12,5 м). Максимальные темпы работ по балластировке пути достигали на 1-й слой — 750 м/смену; на 2-й слой — 600 м/смену; балластировка и выправка стрелочных переводов — 2 компл./смену. В работе принимали участие более 1600 человек[5,с.155]. Не считаясь со временем, преодолевая трудности, они восстановили транспортную инфраструктуру, которая позволила обеспечивать доставку необходимых объемов восстановительных материалов. Непосредственное руководство всеми работами осуществляли генерал-майор Н. А. Хомяков и группа грамотных, опытных офицеров: В. Г. Омельченко, В. А. Архипов, И. М. Гасич, А. М. Шабанов, В. А. Бондарев и др. Высокие нравственные качества и самодисциплину при ликвидации последствий аварии продемонстрировали полковники В. Обносов, А. Ротштейн, Л. Подобрый, М. Пушкарев, А. Синявский, подполковники М. Кульчавый, Н. Федько, майоры Н. Перцев, И. Смолянюк, капитаны В. Коршунов, С. Паршин, старший лейтенант В. Блохин, старший прапорщик В. Гончар, старший сержант В. Павлов, рядовые В. Верейчик, Н. Казимиров, М. Самойлов и многие другие. За умелые действия и проявленные мужество и героизм при выполнении работ в условиях повышенной радиационной обстановки 115 человек были награждены орденами и медалями [3,с.32].   Спустя десятилетие, в 1996 г., подвиг многих чернобыльцев был отмечен государственными наградами России.

Ход ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС показал, что части Железнодорожных войск по своей укомплектованности, техническому оснащению, выучке личного состава и его морально-психологическому состоянию способны квалифицированно решать задачи по строительству и восстановлению железных дорог в реальных условиях радиоактивного заражения. В ходе работ всеми категориями военнослужащих приобретён опыт ведения строительно-восстановительных работ в условиях радиоактивного заражения вахтовым методом, что позволило избежать получения повышенных доз облучения личного состава. На основе проведенного анализа действий Железнодорожных войск при ликвидации последствий Чернобыльской трагедии в подразделениях, частях и соединениях была дана оценка их реальным действиям по штатному предназначению. С учетом этого в ходе учебного процесса были скорректированы программы боевой и специальной подготовки личного состава.  
 

Используемые источники

1. Дятлов, А. С. Чернобыль. Как это было / А. С. Дятлов // История науки и техники. — 2004. — № 11

2. 25 лет Чернобыльской аварии: итоги и перспективы преодоления ее последствий в России (1986–2011): Российский национальный доклад

Шойгу С.К. (ред.), Большов Л.А. (ред.), — М., 2011. — 81 с.
 3. Журбенко, В. М. Участие Вооруженных сил СССР в ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской электростанции / В. М. Журбенко, В. И. Кудряшов // Военно-исторический журнал. — 2006. — № 4. — С. 29-34

4. Мирный, С. Живая сила. Дневник ликвидатора / Сергей Мирный. — М. : ЭКСМО, 2010. — 348 с.

5. Старостенков Н. В. Железнодорожные войска России. Кн. 4. В период мирного строительства: 1945–1991./Под ред. Г. И. Когатько. — М.: ООО «Русь-Стиль XXI век», 2002. — 352 с. 
 

и