Сюжет долганского олонко «Брат и сестра» из сборника «Памятника фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»

27 августа 9:20

Аргунова Дария Романовна,

магистрант кафедры

 фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ


 

Зачин начинается с того что жили старик со старухой, не зная откуда приехали и откуда произошли. Имели они земляное жилище-голомо, а имущество – топорик, огниво и кремень. Они решают у кого-нибудь попросить детскую душу. Решаются просить, старуха у айыысыта, а старик у духа-хозяина земли. Старик идет просить у берега моря, а старуха осталась просить дома. Три дня просят.

Развязка 1 начинается с того, что на третий день к старику выскочил абаасы, и просит у него то, чего он не знает, старик как может пытается отмахнутся, но в скорее под угрозами абаасы соглашается. После этого абаасы говорит старику, что его дома ждут старуха и двое детей, и их он и возьмет, и придет за ними через три дня. Придя домой старик в слезах рассказывает все старухе. Ночью старуха видит сон: во сне она разговаривает с кобылицей, она советует рыть старику яму под очагом глубиной трижды девять маховых сажени и как выроет обоих детей посадить туда. На третий день пришел абаасы и просит отдать ему детей. Старик со старухой притворяются, что ничего не знают и ничего не видели, на это абаасы злится, варит стариков и съедает их.

Развязка 2. Трижды девять лет проходит, а дети, которые спрятали старики там и лежат, это были брат с сестрой. Они размышляют над своей судьбой, что не могли же появиться на этот свет просто так под очагом пролежать. Обращаются к ЮрюнгАйыы Тойону за помощью. После этого на третий день брат смотрит вверх, а там яма оттаивать начала, а отверствие по которому их спустили стало видно. Через некоторое время видят морду лошади,это была та лошадь, которая приснилась старухе и она пришла спасти их. Долго выбираются, а за ними начал гонятся абаасы, тогда лошадь говорит брату бросить огниво, которая досталась от родителей. Брат бросил огниво и оно стало огнем и отпугнула абаасы, но через некоторое время абаасы опять стал догонять их, тогда лошадь снова заговорила и попросила бросить кремень и оно превратилось в каменную гору, но и это не остановило абааасы, только лишь задержало его. Когда они дальше тронулись в путь абаасы опять начал  настигать их, тогда они бросили отцовский топор, тот превратился в большой скользящий камень. В конце лошадь устала и приказала содрать с нее шкуру, потом войти в него и уснуть, но брат с сестрой не согласились на это, тогда лошадь попросила убить вошь которая живет у нее на шкуре, те убили вошь, а вместе с ним и лошадь умерла. Брат вспоминает завещание лошади и сдирает с нее шкуру, разделывает тушу, все в точности как она сказала, и тут все это превратилось в город, в богатство и житье. Утром брат с сестрой проснувшись увидели, что у них появилось все, о чем даже не мечтали, потом брат заметил, что у него на шее повязан красный шелковый платок.

Развязка 3. Так и жили брат с сестрой ни в чем не нуждаясь. В один прекрасный день с другой стороны сестра слышит крик, он спрашивает о брате, есть ли он и не оставил ли он свой красный платок. На утро когда брат собирался идти на охоту сестра просит оставить ей свой красный платок, тот с начало не соглашается, но когда сестра долго начала уговаривать согласился и ушел. Тогда сестра вышла из дома и начала приглядыватьсяна другую сторону и опять видит человека, тот кричит и спрашивает о том же, на что она отвечает ему, что брат оставил платок и машет им. Потомопомнившись, смотрит, абаасы рядом стоит. Через время абаасы делает ее своей женой. По дороге собак брата зажили две горы, он попытался попросить помощи у Ёксёку-птицы и серебряного ястреба, но те не обращают внимания и дерутся между собой. Придя домой видит сестру с мужем, пригляделся и узнал абаасы, протянул руку, тот не дал, а приказал жене вымыть его, выскоблить и сварить. Жена послушала и стала мыть брата, тут он рассердился, выскочил и призвал своего коня, чтобы убежать. По пути жалеет своих собак, свой шелковый платок, и свое богатство, что они у абаасы остались и спрашивает совета у коня, не знает ли он человека, который занимается оборотничеством или знаменитого шамана, тот приводит его к старику со старухой. Они его принимают и старик дает брату совет как вызволить собак и дари ему железный изогнутый лук. Вернувшись обратно к двум каменным горам, по совету старика пытается уследить, кто из птиц побеждает, когда Ёксёку-птица победила, он тут же стреляет в нее и попадает прямо в крылья и тогда она помогает вытащить собак. По дороге домой брат спрашивает собак, смогут ли они одолеть абаасы, те соглашаются и придя домой разорвали огромного абаасы.

Развязка 4.Братсестру привязал вверх ногами, поставил две тарелки, где лились слезы и сказал: — Если не думала обо мне, а абаасы любила, то слезы из левого глаза через край перельются. Утром смотрит, что тарелка из левого глаза через край пролилась, на это обидевшись все, что имел, собрав уехал. По дороге собаки его устают и остаются. Долго ехал и подъехал к чугунному с девятью пристройками дому-городу и там видит две абаасы которые между собой дерутся. Подойдя к ним, спрашивает, от чего они дерутся, те отвечают, что кто сильней, тот и возьмет деву-богатырку. Когда шел мимо увидел на железных санях деву-богатырку, та назвала его имя, Многострадальный Эр Соготок, и попросила развязать ее. Начали вместе убегать от дерущихся абаасы, сели на лошадь и тронулись в солнечную сторону. Когда абаасы стали догонять конь попросил бросить в абаасы гребень и он обернулся лесом. Абаасы через лес продрался и начал опять догонять, тогда дева-богатырка дала Эр Соготоку булатный меч и он стал драться с ними. С трудом три дня дрались, Эр Соготок одолевает абаасы и просит сказать последнее слово.

Развязка 5. Поехал Эр Соготок домой, а там сестре его висит, тощей стала, иссохшей. Видит на правую тарелку три капли упали, а левая до края наполнилась, тогда Эр Соготок отправляет сестру к создателю Юрюнг Айыы Тойону, чтобы очистить ее от скверны абаасы.

Заключение. Три дня праздновали свадьбу с девой-богатыркой, прожили три года и спустили сестру, целых три года праздновали, так жили они прославляясь, по не умерли от старости.