Сны в сакральной культуре якутов: первопраздник и первый шаман

8 февраля 9:29

Ушницкая Нь.В.,

студентка Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ

E-mail: Ushnitskaya.Nurguyaana@mail.ru

Романова Е.Н.,

д.и.н., зав. сектором этнографии народов Северо-Востока России, зав. отделом ИГИ и ПМНС СО РАН


 

Как известно, сон и сновидение в традиционной культуре выступают важным механизмом символической коммуникации с потусторонним миром.  Важность, придаваемая снам испокон веков, в первую очередь обусловлена потребностью в объяснении происходящего и прогнозировании будущего. Сновидения сакральных лиц становились истоком мифологической картины мира, из сновидений пророков возникали новые религии, а сновидения правителей объявлялись причиной изменения формы правления. [5, с.10]

Настоящее исследование посвящено мифологическим текстам, связанным с происхождением первопраздника народа саха в контексте ритуальных сновидений. Итак, остановимся на анализе мифологического текста, собранного Г.В.Ксенофонтовым, о первом белом шамане Намылга-Сююрюк (сын мифологического прародителя якутов Элляя), который впервые организовал   ритуал Ысыах согласно увиденным во сне культурным образцам.

По мифологическим преданиям, сын Эллея Намылга-Сююрюк с малых лет рассказывал: «Наверху существуют Юрюнг-Айыы-Тойон, Джёсёгёй-Айыы-Тойон, Эджээн-Иэйэхсит, Нэлбэй-Иэйэхсит-Хотун, дух изначальной земли Аан-Алахчы_Хотун, дух темного леса Тюптэ-Кутурук-Тёгюрюк-Тэллэх, дух синих вод Кюёкэрийэ-Сююрюк, духи растительности ТынгкыраччытКыыс и Элбэрээкчит-Уол, дух священного огня Осох-Боотур» [1, с.144].

Важно отметить, что  Намылга-Сююрюк снились обучающие сны о разновидностях посуды для хранения и употребления сакрального напитка-кумыса: «Во сне я вижу человека в белой пыжиковой дохе и с белым шестом в руках, которым показывает мне различные сосуды и рассказывает их названия и назначения: кёгюёр с поставкой о трех перекладинах, хамнатар с резьбой в трех местах, с тремя обручами сылгы-чабычага, с тремя кольцами кэриэн-аньах, увешанная конской гривой, пестро-узорчатая эбир-хамыйах, ложка для взывания благодати с восточной стороны, с тремя поясными узорами чоронная чаша, с девятью поясными узорами еловый чорон, в три ряда увешанный гривой чорохой, с круглыми узорами маарчах…» [1, с.144]. Повзрослев, Намылга-Сююрюк изготовил всю посуду из своих снов и впервые устроил кумысный праздник ысыах. По преданиям, в том празднике сам Юрюнг-Айыы-Тойон «въяве показался на облаках и, стоя там, выслушал его молитвенное восхваление. Кроме того, зримо для всех падали с неба, как хлопья снега, конский и коровий волос» [1, с.144].

Обращение к небесным божествам айыы, кропление кумысом по сторонам света как священные приношения божествам является центральным моментом праздника. Главные ритуальные действия кропления кумысом из деревянного сосуда-чороон светлым божествам дало название самому празднику Ысыах (от як.ыс- кропить, окроплять). Так, многие исследователи называли его «Кумысным праздником» [2, 3, 7].

Этот мифологический сюжет в якутской культуре дает возможность раскрыть природу сна и сновидений в разных культурных текстах[6].  Особое место здесь, безусловно, займут сакральные тексты, связанные с обучением сакральных лиц (олонхосуты, шаманы) во сне.  По традиционным представлениям считалось, что пока тело человека спит, его душа «просыпается» и отправляется в другие миры, создавая спящему сновидения.  Итак, происхождение якутского праздника Ысыах приписывается первому белому (айыы) шаману Намылга-Сююрюк, которому в детстве снились сны, где проходило обучение[4, с. 34-35], как изготовить всю ритуальную посуду для праздника. Чорооны здесь выступают символическим атрибутом Верхнего мира (мира божеств айыы), повзрослев, Намылга-Сюрююк изготавливает деревянную посуду, организует обряд кропления кумысом, и, таким образом, завершает свою ритуальную инициацию на празднике, получая свыше знаки (конский и коровий волос), он становится шаманом светлых божеств айыы.

Таким образом, обучающие сны представляют важную культурную функцию в традиционной культуре народа саха и выступают символическим каналом связи с миром первопредков, божеств и духов.

Литература


  1. Ксенофонтов, Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов [текст] / Г.В. Ксенофонтов- Якутск: Бичик, 2004.-352с.
  2. Маак, Р.К. Вилюйский округ Якутской области [текст] / Р.К. Маак — М., 1994, — 287с.
  3. Пекарский, Э.К. Словарь якутского языка [текст] / Э.К. Пекарский — М., 1969, стб. 880.
  4. Попов А.А. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа [текст] / А.А. Попов; сост. Р.И. Бравина – Новосибирск: Наука, 2006. – 464с.
  5. Рабинович, Е.И. Сон и сновидения как феномен культуры [текст] / Е.И. Рабинович — Екатеринбург: изд. Уральского университета, 2011. – 26 с.
  6. Романова, Е.Н. Мифология и ритуал в якутской традиции [текст] /Дис. д-ра ист. н. / Е. Н. Романова. М., 1999. — 388 с.
  7. Романова, Е.Н. Якутский праздник Ысыах: истоки и представления [текст] /Е.Н. Романова – Новосибирск, 1993.
  8. Эргис, Г.У. Очерки по якутскому фольклору [текст] / Г.У. Эргис- М.: Наука, 1974. — 404 с.