Одновременно формирование социокультурной компетенции отражает современную тенденцию к гуманизации и гуманитаризации образования, способствуя достижению соответствующих целей – приобщает к иной культуре, повышает общий уровень образованности у изучающего иностранный язык в процессе овладения новыми социокультурными знаниями и расширяет его кругозор.[5; 81]
Российские ученые (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.П. Фурманова, В.В. Воробьев, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, С.Г. Тер-Минасова, Г.В. Елизарова) в своих работах отмечают важность социокультурной составляющей в процессе формирования у студентов межкультурной картины мира, определения своего места в глобальном мире с великим разнообразием культур. Невозможно обучить современных студентов иностранному языку без социокультурной информации о людях, нравах, обычаях и происходящих явлениях. [3; 29]
Для реализации поставленной задачи в практический курс иностранного языка, преподаваемого в Арктическом государственном институте, был включен арктический компонент.
Цель введения арктического компонента в курс иностранного языка – это формирование у обучающихся межкультурной коммуникативной компетенции, а также выявить способствует ли включение регионального компонента в содержание обучения иностранному языку, повышению мотивации его изучения, и в разработке методов и приемов формирования социокультурной компетенции. Введение арктического компонента в содержание обучения иностранного языка обусловлено языковой ситуацией в Республике Саха (Якутия), а также процессами интегрирования в мировую образовательную систему.
Формирование социокультурной компетентности происходит посредством популяризации культуры родной страны и других стран через ознакомление с их традициями и обычаями. Народные традиции позволяют использовать метод этноэтнической параллели. Студенты читают тексты о культуре и традициях якутов, эвенов, юкагиров, русских, французов и других народов. В результате студент учится не только оценивать традиции другого народа, но и смотреть с другого ракурса на традиции и обычаи собственного народа.
В связи с новыми подходами к обучению иностранных языков нами было разработано учебное пособие «Откройте для себя Арктику», «Découvrir l’Arctique» на французском языке. Пособие имеет гриф ДВ РУМЦ (Дальневосточного регионального учебно-методического центра) [2]. Автор учебного пособия «Откройте для себя Арктику» на французском языке награжден специальным дипломом II Международного конкурса учебно-методической, учебной и научной литературы, изданной в 2013 г. «Золотой Корифей» за интеграцию арктического компонента в содержание иноязычного образования в номинации «Филологические науки» в г. Ростов-на-Дону. Учебное пособие адресовано широкому кругу лиц, изучающим французский язык и интересующихся культурой Арктики, а также можно использовать как материал в франкоязычной среде в туристических и иных целях.
Учебное пособие состоит из шести разделов: Арктика – наш дом, традиционные занятия народов Арктики, коренные народы Арктики, традиции и верования, культура народа саха, актуальные проблемы Севера
Сформированность социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру становится необходимым условием успешной коммуникации в современном мире.
Цель создания пособия – это формирование межкультурной и социокультурной коммуникативных компетенций, а также формирование арктической культурной идентичности, и выявление способствует ли включение регионального компонента в содержание обучения иностранному языку расширению знаний о своей культуре. Таким образом, в результате введения арктического компонента в курс преподавания иностранного языка в вузе искусств культуры получены следующие результаты: студенты стали активнее участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах по культуре Арктики и показывают хорошие результаты. С каждым годом становится все больше студентов желающих побольше узнать о своем крае, то есть мы добились их познавательной активности.
Формирование социокультурной компетенции происходит тогда, когда обучаемый не только получает информацию, а пропускает ее через свои культурные нормы и ценности. Студент расширяет свой культурный кругозор, что способствует развитию его творческой активности, повышает познавательную деятельность и мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно помогает осваивать культуру своей страны.
Список литературы:
- Воробьев, В.В. Лингвокультурология (теория и методы) / В.В. Воробьев // монография-М.; РУДН,-1997-330с
- Зимина Ф.В. Откройте для себя Арктику / Ф.В. Зимина. – Якутск, 2015. – 108 с.
- Ковалева, М.Б., Югай, Т.А. Использование кинодискурса для формирования социокультурной компетенции при обучении английскому языку / М.Б. Ковалева, Т.А. Югай // ИЯШ №3-2013 С.29
- Сафонова В.В. Культуроведческая направленность обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. – № 5. – М., 2011. – С. 30-35
- Шишканова, В.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку / В.В. Шишканова // Иностранные языки в школе 2012 №2 80-86