СИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИХ ПЛАТОНА АЛЕКСЕЕВИЧА СЛЕПЦОВА — ОЙУНСКОГО: РИТМИКА

17 августа 7:26

Силлабические стихи имеют свою особенную внутреннюю ритмическую организованность, резко отличающуюся по своему принципу от организации песенно-тонических стихов. Если в тонической системе ритмическая соразмерность стихов создается равным количеством песенных акцентов в каждом стихе, то в силлабической системе стихосложения она определяется равным количеством слогов в каждом стихе. Об особенностях стихосложения якутской поэзии в своих научных статьях, работах писали А.Е.Кулаковский, А.А.Иванов-Кюндэ, П.А.Ойунский, Г.М.Васильев, Н.Н.Тобуроков, М.Н.Дьячковская, Е.А.Архипова. Г.М.Васильев [1] охарактеризовал стихосложение народной устной поэзии, ее традиций в якутской поэзии начала ХХ века, углубил и развил положения А.Е.Кулаковского. Впервые более подробную харакеристику ритмики, звуковой организации, поэтики якутской поэзии в сравнении с поэзией других тюркских народов, а также с поэзией Франции, Италии, Японии дал Кюндэ [2]. Он, приводя отдельные примеры, указал на возможность создания якутского стиха по правилам самых разных систем стихосложения. Его выводы подтвердил П.Ойунский [3].

Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939) является основателем якутской советской литературы, общественно-политическим деятелем и первым ученым-филологом из якутов. В поэзии П.А.Ойунского отражены все основные события революционного преобразования и социалистического строительства в Якутии. Диапазон творческой личности П.А.Ойунского уникален. Его художественное наследие охватывает от фольклора, а именно его вершинного эпического жанра олонхо, до современных родов художественой литературы: лирических стихотворений, прозы малой и средней формы, драматургии.

 В поэтических произведениях поэта отражается его духовный мир, философские мысли, его борьба за свободу трудящихся людей и за счастье обездоленной части народа саха. “Стихотворения П.А.Ойунского – произведения бесподобной поэтической силы, синтез вековых традиций якутского эпоса с красотой силлабического стихосложения. Он поэт-новатор. П.А.Ойунский смело обращался с богатством родного языка: использовал слова в непривычном значении, создавал много новых слов, первым в якутской поэзии использовал силлабику в системе стихосложения” [4]. Как отмечено в трудах у старшего поколения стиховедов, что у П.Ойунского используется преимущественно трехсложная структура стиха и больше всего 6,9,12 – сложные стихи.

В нашем исследовании мы рассматриваем ритмику новатора стиха П.Ойунского. Силлабическое стихосложение – это принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов. Нами было исследовано 12 поэтических произведений П.Ойунского: “Доҕорбор Сүөкүччэҕэ” (Подруге Феклуше) (1922), “Алгыс” (Благопожелание) (1922), “Муора” (Море) (1923), “Мимоза” (Мимоза) (1923), “Куоттарбыт кутурҕана” (Горе) (1924), “Байҕал таптала” (Любовь к морю) (1924), “Былыт” (Туча) (1925), “Саха саллаатын ырыата” (Песня якутского солдата) (1926), “Былааһы Сэбиэккэ” (Власть-Советам) (1927), “Өрүөл кэриэһэ” (Завещание орла) (1929), “Бырастыы” (Прощай) (1932), “Ийэм Дьэбдьэкиэй уҥуоҕар” (На могиле матери Евдокии) (1937). Всего рассмотрено 504 стихотворных строк, по словесному составу — 1436 слов.

Выявили 7 разных стихотворных размеров, из них трехсложные строки – 18 (3,6%), пятисложные – 4 (0,8%), шестисложные – 290 (57,5%), восьмисложные – 6 (1,2%), девятисложные – 48 (9,5%), одиннадцатисложные – 6 (1,2%) и двенадцатисложные строки – 132 (26,2%). Самые употребительные 6, 9, 12-сложные строки занимают 93% от общего числа.

Пришли в выводу, что оригинальный ритм поэзии и четкая ритмика П.Ойунского напрямую связаны с использованием трехложной единицы в варианте 3, 1-2, 2-1. Это самые распространенные и излюбленные ритмические структуры поэта. Результаты подсчетов показали, что использовано всего — 1436 слов, из них трехсложных слов – 1178, в процентах это составляет — 82. Есть стихотворения, которые целиком состоят из трехсложных слов, такие как “Саха саллаатын ырыата”, “Муора”, “Куоттарбыт кутурҕана”.

Например:                  

              Сардаҥа сырдыгар             3-3

Сахабыт сиригэр          3-3

Бассабыык баартыйа    3-3

Бараахтыыр суолунан   3-3     

Кыһылчаан саллаатыгар,     3-3

Кыыһаахтыыр уотунан        3-3

Үөрэтик – дьүөрэтик            3-3  [5].

Помимо трехсложных слов встречаются два варианта ритмической единицы: (1-2) и (2-1), 67 и 28 соответственно (в % 5 и 2). Таким образом, силлабический стих Ойунского четкий, в основном трехсложная лексическая единица является основной ритмической единицей силлабического стиха Платона Ойунского.

Использованная литература

  • Васильев Г.М. Якутское стихосложение. Якутск, 1965.- С.51
  • Күндэ. Кыыһар туҥат. Якутскай, 1979.- С.85-93
  • Ойуунускай П. Талыллыбыт айымньылар. Якутскай, 1975.- С.12-21
  • Петрова Т.И. П.А.Ойунский: Новые переводы стихотворений. Якутск, 2003.- С.3
  • Ойуунускай П. Талыллыбыт айымньылар. Дьокуускай, 1992.- С.86