Главную роль в английском языке играет глагол и сказуемое, в состав последнего может входить от одного до четырех глаголов. Сказуемое можно рассматривать как подструктуру внутри структуры английской грамматики. Согласно Р.И. Куряевой, в состав видовременных форм глагола в английском языке входят:
— глагол to be;
— глагол to have ;
— причастие Participle I, с окончанием -ing ;
— причастие Participle II. [2, 178].
Абдуллаева У.У., в свою очередь, предлагает иное усложнение формул английского глагола:
— Continuous Active: to be + Participle I
— Indefinite Passive: to be + Participle II
— Continuous Passive: to be + being (Participle I) + Participle II
— Perfect Active: to have + Participle II
— Perfect Continuous Active: to have + been (Participle II) + Participle I
— Perfect Passive: to have + been (Participle II) + Participle II [1, 43].
По вышеперечисленным формулам наблюдается преобразование сложных видовременных форм из более простых элементов.
С точки зрения Куряевой, любой язык меняется с годами, соответственно, язык является развивающей системой. Одновременно, язык также устойчив, так как неизменяющиеся устойчивые связи и отношения между элементами системы образуют ее структуру. [3,39]. Это применительно и к английскому сказуемому, где язык – это система, а сказуемое – его строение или структура. Для облегчения изучения английского языка разработана последовательность изучения английских глаголов, которая соответствует их выявленной иерархии.
Касаясь иерархии, нужно отметить в первую очередь глагол to be, который идет в сочетании с первым причастием, затем со вторым, а в последующем и попеременно с первым и вторым. Далее следуют сочетания такого глагола как to have. Этот глагол сначала сочетается со вторым причастием, далее одновременно со вторым и первым причастиями, а затем с двумя причастиями сразу.
Рассмотрим их подробнее на примере работы Куряевой, где иерархия английских глаголов определяется следующим образом:
— Глагол to be, отражающий бытие и наличие какого-то объекта;
— Глагол to have, отражающий то, какими характерными признаками обладает данный объект;
— Модальные глаголы must, can, may, отражающие степень вероятности наступления каких-либо действий;
— Остальные модальные глаголы и их эквиваленты;
— Двойственный глагол to do, который, с одной стороны, является модальным глаголом в вопросительных и отрицательных утверждениях и в усилительной конструкции, а с другой, обычный глагол действия;
— Все остальные глаголы действия. [3, 40].
Все упомянутые выше уровни расположены в порядке их важности, что доказывает тот факт, что английский язык является четко структурированной системой, обладающей определенной иерархией глаголов.
Абдуллаев У.Т. полагает, что в системе видовременных форм английского глагола логичность английской грамматики проявляется в высшей степени, более того, ярко выражена математичность английского языка. [1, 43].
Формулы показывают, что чаще всего в них встречается глагол to be, менее часто глагол to have. Таким образом, чтобы перевести большую часть сказуемых, необходимо знать данные глаголы. Взяв за основу грамматики английского языка форму сказуемого и усложнив его, выстраивается четкая система строения грамматики английского языка.
К наиболее популярным средствам образования онлайн, по мнению Мусы Д.Т. и Ниязовой А.Е., относится MOOCs – массовые открытые онлайн-курсы. Такие проекты как Coursera, Udacity, edX MIT стали одним из главных образовательных направлений, в том числе и в сфере изучения иностранных языков. MOOCs – занятия онлайн, состоящие из короткий лекций, тестирований и проверок, и включающие разнообразные предметы для изучения. [3, с.98] Благодаря данной системе учащийся из любой точки мира имеет возможность овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками аудирования, чтения и письма на английском языке.
Абдуллаева У.Т. подводит нас к заключению, что английское сказуемое может быть выражено:
— одним глаголом, который в настоящем времени может иметь окончание -s (the Present), в прошедшем времени правильный глагол имеет окончание -ed (the Indefinite Active);
— двумя глаголами: будущее время (the Future Indefinite Active), будущее в прошедшем (the Future Indefinite Active in the Past), настоящее и прошедшее время групп the Continuous Active, the Perfect Active, the Indefinite Passive.
— тремя глаголами: будущее время и будущее в прошедшем для the Continuous Active, the Perfect Active и the Indefinite Passive, настоящее и прошедшее время групп the Perfect Continuous Active, the Continuous Passive, the Perfect Passive.
— четырьмя глаголами: будущее время и будущее в прошедшем для the Perfect Continuous Active и the Perfect Passive.
Выявленный анализ соответствует философскому направлению ХХ века – структурализму, который непосредственно связан с развитием гуманитарного познания и получивший название метода структурного анализа. Данная статья раскрывает сущность английской грамматики, в частности, английского сказуемого.
На следующем этапе усложнения сказуемого Куряева Р.И. пишет о более сложных формах сказуемого – сочетании глаголов to be и to have с Participle I/II. Сочетание глагола to be с Participle I – Continuous Active. Далее идет третья форма глагола – Participle II. В сочетании с глаголом to be с Participle I глагола to be (being) + Participle II смыслового глагола дает Continuous Passive. [2, 179].
Далее идет глагол to have, который сочетается с Participle I, II. Сочетание данного глагола с Participle II образует Perfect Active. А сочетание глагола to have с Participle II глагола to be (been) + Participle I смыслового глагола дает Perfect Passive. Future Tense – сочетание вспомогательных глаголов shall и will с инфинитивом соответствующей видовременной конструкции. Future in the Past – сочетание вспомогательных глаголов should и would.
В работе Куряевой Р.И. "выявленная последовательность усложнения грамматического материала носит объективный характер и является закономерной. [2:179]. Анализируя имеющиеся данные, можно с уверенностью сказать, что видовременные формы глагола английского языка образуют некую закономерность, которая поможет ученикам усвоить грамматику английского языка, так как, Куряева считает: “все видовременные формы глагола в инфинитиве могут сочетаться с модальным глаголом и тогда суммарное количество глаголов в сказуемом тоже может доходить до четырех. [2:179]. При использовании данной последовательности усложнения сказуемого на практике, изучение грамматики становится проще и понятнее для студентов. Понимая сам грамматический материал, студенты могут вырабатывать творческий подход и в других сферах жизнедеятельности.
В статье приведена классификация, данная Куряевой Р.И., в которой четко показана последовательность осложнения сказуемого в английском языке. Данная последовательность является закономерной и носит объективный характер. В соответствии с той же иерархией английских глаголов разработаны пособия, в ходе изучения которого, было выявлено, что студенты воспринимают английский язык более успешно.
Литература
- Абдуллаева У.Т. Особенности видовременных форм английского языка [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vidovremennyh-form-angliyskogo-glagola
- Куряева Р.И. Закономерность усложнения видовременных форм английского глагола [Электронный ресурс] // Вестник Казанского технологического университета, 2013. URL: https:// ru/article/n/zakonomernost-uslozhneniya-vidovremennyh-form-angliyskogo-glagola
- Куряева Р.И. Иерархия английских глаголов в системе английского сказуемого [Электронный ресурс] // Филология и культура, 2017. URL: https:// ru/article/n/ierarhiya-angliyskih-glagolov-v-sisteme-angliyskogo-skazuemogo
Literature
- Abdullaeva U.T. Osobennosti vidovremennyh form angliyskogo glagola [Jelektronnyj resurs] // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vidovremennyh-form-angliyskogo-glagola
- Kuryaeva R.I. Zakonomernost’ uslozhneniya vidovremennyh form angliyskogo glagola [Jelektronnyj resurs] // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/zakonomernost-uslozhneniya-vidovremennyh-form-angliyskogo-glagola
- Kuryaeva R.I. Ierarhiya angliyskih glagolov v sisteme angliyskogo skazuemogo [Jelektronnyj resurs] // Philologiya i kul’tura. 2017. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ierarhiya-angliyskih-glagolov-v-sisteme-angliyskogo-skazuemogo