Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный.
И так как главная работа учителя осуществляется на уроках, то основное внимание уделили учебной программе. Пересмотрев программу, выделив задачи каждого предмета в целом, определить роль каждого предмета в среднем звене, сопоставить уровни требований начальной школы и среднего звена, дополнить содержание материала развивающим компонентом, ввести элементы опережения, большее количество теоретического материала, дополнить учебник гос. стандарта дидактическим материалом развивающего обучения. Подготовить программу по работе с одаренными детьми. Планирование каждой темы начинается с постановки задач. Остановимся на общих задачах (учебных, развивающих и воспитательных).
В учебные задачи вводим формирование основных знаний и представлений по теме, причем на дифференцированной основе. Это знакомство с терминами, правилами, которые необходимо запомнить всем учащимся, теоретические вопросы [1, с. 72].
Развивающие задачи: развитие творческого мышления через алгоритмизацию решения задач, развитие речи (по мнению ученых, именно речь – мерило одаренности ребенка), интереса, памяти, воображения, через применение специальных методов и форм работы.
Воспитательные задачи: воспитание таких черт характера, как трудолюбие, целеустремленность, упорство, организованность, настойчивость, стремление довести дело до конца. Воспитание самоконтроля и самооценки своей деятельности [1, с. 72].
Составляя планы, продумываю типы уроков, которые приемлемы при изучении данной темы. Использую наряду с традиционными типами уроков, типы уроков развивающего обучения: урок «открытия» нового знания, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля, урок- практикум, интегрированный и т.д.
Изменения в программе, содержании уроков сказались на развитии детей. У четырех из десяти учащихся на уроках ярко проявляются предметные умения и навыки, они умеют определить для себя цель работы на уроке, причины своих успехов и затруднений, могут оценить свою учебную деятельность. У одного ученика наблюдается завышенная самооценка и недооценивание результатов труда своих товарищей [2].
Предметные олимпиады – основная часть проекта. Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одарёнными детьми. Из года в год увеличивается количество участников и призёров олимпиад различного уровня. Только в декабре 2017г. 136 учащихся начальных классов участвовали на международной дистанционной предметной олимпиаде «Videouroki.net». Из них 60 учащихся заняли призовые места. Дипломом 1 степени награждены 22 учащихся, второй степени – 10 человек и третьей степени – 38 учащихся.
Используя инновационные технологии обучения, элективные курсы, нестандартный подход к делу, привлекая к работе родителей учеников, предлагаю на определённые темы подготовить совместно с детьми творческие работы. Итоги представлены в таблице 1.
Таблица1
Результаты одаренных детей в различных олимпиадах
Наименование конкурсов и олимпиад | 1 место | 2 место | 3 место |
Улусная олимпиада по математике | 5 обуч. | 2 обуч. | 3 обуч. |
Улусная олимпиада по русскому языку | 6 обуч | 4 обуч | 3 обуч. |
Улусный НПК «Шаг будущее» | 3 обуч. | 3 обуч. | 1 обуч. |
НПК «Ступенька к творчеству | 2 обуч | 1 обуч. | 2 обуч. |
Всероссийская заочная олимпиада «Планета математики» | 2 обуч. | 1 обуч. | 1 обуч. |
Семейно-экологическая конференция «Мир вокруг нас» | 1 обуч. | 1 обуч. | 2 обуч. |
Школьный конкурс чтецов в рамках недели русского языка | 3 обуч. | 3 обуч. | 4 обуч. |
Городской конкурс «Аман ос» | 1 обуч. | 1 обуч. | 2 обуч. |
Международный конкурс детского и молодежного творчества «Фейерверк талантов» | 3 обуч. | 1 обуч. | 1 обуч. |
Таким образом, работа с одарёнными детьми – это работа многогранная и кропотливая. Главное, видеть в каждом ребёнке его особенности, способности и талант. Построение инновационного процесса выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, общего, дополнительного образования позволит сформировать всесторонне развитую, одарённую, компетентную личность.
Литература
- Петрова И. И. Работа с одаренными детьми в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 19. – С. 306–308. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56307.htm.
- «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru 9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. М., 2000
References
- Petrova I. I. Work with gifted children in elementary school // Scientific and methodical electronic journal «Concept». — 2017. — V. 19. — p. 306–308. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56307.htm.
- «Active teaching methods.» E-course. International Development Institute «EcoPro», Educational portal «My University», http://www.moi-universitet.ru 9. New pedagogical and information technologies in the education system / Ed. E.S.Polat. M., 2000
© С.Н. Шадрина, Е.И Жиркова, 2018