ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

7 апреля 9:01
…Вы знаете,



Мне по-прежнему верится,



Что, если останется жить земля, —



Высшим достоинством Человечества



Станут когда-нибудь учителя!



Не на словах, а по вещей традиции,



Которая завтрашней жизни под стать,



Учителем надо будет родиться.



И только после этого стать!



…В нём будет мудрость талантливо-дерзкая.



Он будет солнце нести на крыле…



Учитель — профессия дальнего действия,



Главная на Земле.



 



Роберт Рождественский



 



Эти поэтические строки выражают, на наш взгляд, главную мысль профессионального стандарта педагога. Они как никогда точно передают то настроение, которое чувствуется в воздухе.



Сегодня общественное развитие ставит новые задачи перед нами, учителями, определяет значимость и важность учительского труда и нацеливает нас на будущее.



Профессиональный стандарт педагога, признавая в учителе ключевую фигуру реформирования образования, определяет вектор его саморазвития, ставит узловые проблемы в структуре подготовки и переподготовки учителей [2].



Одним из требований Федерального государственного стандарта является формирование у детей «умения учиться». Главным профессиональным качеством педагога, как определяется в профессиональном стандарте, также становится демонстрация своим ученикам умения учиться. Но до сих пор нет полного четкого осознания того, что такое «умение учиться». Как на уроке формировать универсальные учебные действия? Это является большой проблемой не только для учителей начальных классов.



Стандарт построен в логике структуры профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие. И если более 300 лет со времен Яна Амоса Коменского мы педагоги научились детей обучать, то понимать что такое развитие, уметь создать условия для развития – этому нас не научили.



К сожалению, процесс развития невозможно уложить в рамки методических пособий. Соответственно возникает необходимость наличия специальных психолого-педагогических знаний и умений у самого учителя, усиленной самообразовательной работы каждого педагога по самосовершенствованию своих педагогических способностей. И как показывает практика, мы как педагоги к этому не готовы.



Внедрение профессиональных стандартов должно идти в ногу с непрерывным развитием профессиональной среды. Наравне с требованиями к личности и профессиональной компетентности педагога должны создаваться оптимальные условия, привлекаться дополнительные ресурсы (в том числе и экономические) для реализации профессиональной педагогической деятельности [4].



Поэтому с целью мотивации педагога к самообразовательной деятельности необходимо перейти к другим формам организации работы внутри методического объединения. В первую очередь необходимо осознать и увидеть ступени развития педагога, то есть ежегодно задавать новые ориентиры. С этой целью в нашей школе (МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Якутска) была выстроена следующая последовательность действий:

  • осознание целей, задач, направлений Образовательной программы начального общего образования;
  • создание программ методического объединения по реализации Образовательной программы;
  • создание индивидуальных программ, проектов педагогов;
  • создание методических разработок, как результата освоения методической темы.


Осмысление Образовательной программы позволил нам выстроить последовательность работы учителя по формированию умения учиться по компонентам учебной деятельности: в 1 классе – формирование интереса к школе; во 2 классе – обучение планированию своих действий через алгоритмы; в 3 классе – формирование контрольно-оценочных действий; в 4 классе – действия целеполагания.



Для этого каждый учитель, приступающий к делу развития школьников, должен изучить труды известных психологов и педагогов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина.



Для реализации задач Образовательной программы необходимым условием выступают и документы по планированию индивидуальной деятельности педагога. В нашей школе были разработаны следующие программы: Программа формирования универсальных учебных действий, Программа формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, Программа духовно-нравственного воспитания и развития, Программа работы учителя 1 классов в адаптационный период, Программа преемственности между начальной и основной ступенями образования, Программа безотметочного обучения в 1-2 классах. Разработанные документы позволяют выстроить систему учебно-воспитательной работы, вырабатывают умение планировать свою педагогическую деятельность.



Одним из необходимых требований профессионального стандарта  является умение анализировать результаты своего труда. С этой целью мы ведем тематический учет знаний, анализируем результаты контрольных работ, проводим анализ и самоанализ уроков.



Профессиональный стандарт также ставит перед учителем задачу владения диагностическим инструментарием на психологической основе. Школа на сегодняшний день представляет собой микросоциум, предоставляющий равные права и возможности всем без исключения. А это значит, что в одной школе будут обучаться и одаренные дети, и дети с проблемами в развитии, с ограниченными возможностями, и дети, для которых русский язык неродной. И это опять же вызывает много затруднений, хотя, мы считаем, ничего невозможного нет. С помощью школьного психолога Проценко И.П. постепенно осваиваем некоторый диагностический материал, учимся интерпретировать его результаты [3].



Таким образом, профессиональный стандарт не только предъявляет базовые требования к уровню подготовки учителя, но и указывает, к чему учитель должен стремиться, как будет оцениваться его профессиональный труд. Педагогический стандарт задает молодому специалисту курс для развития и своего профессионального роста и выступает основанием для объективной оценки педагогического труда.



Введение нового профессионального стандарта в Российскую систему образования, на наш взгляд, дает новые возможности учителю использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на уроке, побуждать в себе стремление саморазвития и самореализации.



Литература

  1. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание).
  2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  3. «Учительская газета», №13 от 1 апреля 2014 года Михаил Лебедев, канд. пед. наук, учитель высшей категории лицея №102, Челябинск
  4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013. №30550.

References

  1. Professional’nyy standart pedagoga (Kontseptsiya i soderzhaniye).
  2. Professional’nyy standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel’nost’ v sfere doshkol’nogo, nachal’nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel’, uchitel’)».
  3. «Uchitel’skaya gazeta», №13 ot 1 aprelya 2014 goda Mikhail Lebedev, kand. ped. nauk, uchitel’ vysshey kategorii litseya №102, Chelyabinsk
  4. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n «Ob utverzhdenii professional’nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel’nost’ v sfere doshkol’nogo, nachal’nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel’, uchitel’)». Zaregistrirovan v Minyuste Rossii 06.12.2013. №30550.


 



© А.А. Кожурова, Л.В. Сафонова, 2018