ФАКУЛЬТАТИВ КАК ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

6 марта 11:36
Факультатив не является обязательным курсом для изучения у студентов неязыкового профиля, являясь дополнением к основному курсу по иностранному языку. Они были открыты на неязыковых учебных подразделениях СВФУ. В рамках работы факультативов мы уделяли особое внимание активизации эмоционально-волевого и содержательного компонентов учебной самостоятельности при обучении иностранному языку. Содержание языкового материала отличалось профессиональной направленностью.



Пример языкового материала для студентов инженерно-технического института СВФУ, профиль: Технология деревообработки и деревянных конструкций.



Creation of density distribution charts in the cross and axial section of a tree trunk



The problem of improving the performance properties of structures made of wood and wood-based composite materials and laminated products is particularly relevant for construction in the northern regions. The experience of building in Yakutia shows sufficient reliability and durability of structures made of larch wood, despite the fact that their use is associated with technological challenges: larch planks warp and crack during the drying process; rigidity of wood increases. These disadvantages are caused by the structural features of the wood material; the degree of their intensity is proportional to the index of wood density. The elaborated method of evaluating the quality indicators of forest resources contributes to the expansion of the boundaries of wood-based material utilization, reduces their cost and improves the quality of construction of wooden structures and buildings. Our engineers selected 9 model trees and an experimental trunk with evident structural defects (fibre bending, flexures, taperingness, etc.) of growth in Yakutia. The selection of sample trees was carried out in accordance with the State Standard procedures (GOST 16483.6-80) in water star weed-cranberry woods near the 25th km of the “Viluy” federal highway. 9 model trees of the considered species were chosen from among the trees, the diameter of which satisfied the requirements for timber, depending on its purpose. The study of qualitative indicators of L. gmelinii wood using the method of directed drilling and pulse tomography was conducted in accordance with the following program: 1)  sequencing of tests, data analysis to assess the wood quality, and characteristic measurement areas; 2)  measuring of the sound passage velocity with an Arbotom device (Rinntech, Heidelberg, Germany) with 12 pulse sensors in compliance with our method; 3) measuring with a resistograph (Rinntech, Heidelberg, Germany) in compliance with our method; 4) bringing the measured values of micro-resistance drilling (resi) to the true values of the indicators; 5)  determination of a relationship of the wood basic density obtained by a standard weight method with conventional units of resi.



Продуманность изучаемых тем способствовала выработке положительного отношения к иностранному языку. Профессионально-ориентированные ситуации общения были направлены на преодоление речевой пассивности, скованности и боязни самовыражения средствами иностранного языка и были ориентированы на развитие умений:

  • начинать/вести/поддерживать/заканчивать диалог;
  • рассказывать монолог-описание/повествование/рассуждение;
  • задавать вопросы собеседнику/отвечать на вопросы;
  • выражать личное мнение/просьбу.


Внутренняя положительная мотивация к овладению способами самостоятельной учебной деятельности содействовала качеству иноязычного обучения. Отсутствие оценок, влияющих на итоговый балл в семестре, также имело благотворное влияние на эмоциональное состояние и общий настрой обучающихся.



В рамках продолжения внеаудиторной работы по иностранному языку для преодоления трудностей у студентов из числа коренных народов Якутии в плане инертности психической деятельности и пассивности была организована работа творческого студенческого кружка «Английский для академических целей», инициированный в 2011 году, цель которого активизация студенческой международной мобильности. За время работы кружка 49 студентов прошли обучение на английском языке в зарубежных вузах в рамках обменных студенческих грантов в таких странах, как Швеция, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Канада, Испания, Литва, Южная Корея, Япония, Китай.



В рамках работы студенческого кружка чтение и аудирование аутентичного материала текстов было ориентировано на развитие умений понимать, воспринимать, выделять главную, основную, интересующую, значимую, запрашиваемую информацию. Осознание важности и ответственности (когнитивный и содержательный компоненты) за самостоятельные учебные действия и прогнозирование влияния ее результатов на дальнейшие жизненные планы студентов (оценочно-рефлексивный компонент) способствовало развитию учебной самостоятельности средствами иностранного языка.



Пример аутентичного текста с сайта зарубежного вуза для студентов по обмену.



Lapland University of Applied Sciences degrees focus on Arctic competence. Studying at Lapland UAS is practical and work-oriented. The learning environments offered by Lapland UAS allow the theory to be applied in practice. Lapland University of Applied Sciences has 4 international degree programmes leading to a Bachelor’s degree. The language of teaching is English. Studies take 3.5 years to complete. They consist of basic, professional and elective studies, practical training and a Bachelor’s thesis. Online applications for the programmes will be submitted through the studyinfo.fi in Finland. You will find Lapland UAS from Studyinfo by the name “Lapland University of Applied Sciences”.



Приглашение носителей английского языка из числа студентов и преподавателей СВФУ имело своей задачей создание благоприятной, комфортной атмосферы внутри студенческого кружка (эмоционально-волевой компонент). Для преодоления интровертности, связанной со сложным адаптационным периодом у студентов из числа коренных жителей Якутии, студенческий кружок представлял собой смешанный тип по гендерному/национальному/ведущему языку коммуникации/улусному признаку. Такого рода состав студентов преследовал задачу становления тесных, устойчивых связей между обучающимися, представляющих различные институты и факультеты. Студенты неязыковых специальностей были поставлены в ситуацию необходимости объединять совместные усилия: готовиться к прохождению собеседований в Управлении Международных Связей СВФУ и с представителями зарубежных вузов (устная коммуникация), заполнять различного рода формуляры (письменная коммуникация), делиться имеющейся информацией и практическим опытом. Осознание важности и оценка последствий результатов собственных самостоятельных действий (содержательный и оценочно-результативный компоненты) способствовало смещению акцента с чисто языкового аспекта на личностно значимый.