ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

21 марта 1:05
Закон «Об образовании РФ» предполагает воспитание человека культуры. Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. Б. Котова, И. С. Якиманская обозначают основные ценности культурологического подхода: человек как предмет воспитания, культура как среда, в которой растет и воспитывается личность, творчество как способ развития человека в культуре. Современное дошкольное образование как первая ступень должно в полной мере отражать принятые в данном подходе ценности и установки, направленные на становление общей культуры дошкольников. Понятие «общекультурные умения» всецело и неразделимо связано с понятием «культура». Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Большой вклад в изучение проблемы становления общей культуры ребенка принадлежит Л. С. Выготскому. Он считает, что в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления [2]. В развитии поведения ребенка следует различать две основные линии. Одна – это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами физиологического роста и созревания ребенка. Общекультурные умения, по мнению А. В. Хуторского, – это круг вопросов, в которых ребенок должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности [5].



Целенаправленно-систематическая работа по формированию у младших школьников представлений о нормах русского литературного языка обеспечивает также и значительный прогресс в их познавательном развитии, так как средством кодификации норм являются лингвистические словари, которые наряду с учебником должны стать основным средством обучения русскому языку уже на начальной ступени образования. Мотивированное самим содержанием обучения обращение ученика к словарю как источнику информации о нормативном употреблении единиц языка способствует развитию потребности и умения пользоваться словарем, которые закладываются именно в начальной школе [8]. Включение в содержание начального языкового образования представлений о нормах русского литературного языка не только обеспечивает совершенствование правильности речи учащихся, воспитание у них позитивного отношения к высокой речевой культуре, но и создает условия для овладения информационной компетенцией. Нормативный аспект культуры речи и ранее присутствовал в содержании начального языкового образования, однако в программах и учебниках по русскому языку отражался непоследовательно. Основное внимание уделялось усвоению учащимися норм правописания, а содержание работы над орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами в программе не определялось. С одной стороны, это объяснимо, так как данные виды языковых норм гораздо менее систематизированы и усваиваются практическим путем, их далеко не всегда можно сформулировать в виде правила для значительной по объему и достаточно четко определенной группы языковых единиц. С другой стороны, по-видимому, именно отсутствие установок на овладение нормами литературного языка в программе (за исключением норм правописания) привело к недооценке учителями этого аспекта работы и вызвало необходимость специального пояснения в новом стандарте относительно видов норм, которые подлежат усвоению младшими школьниками: орфоэпических, лексических, грамматических.



Культура речи – это владение нормами устного и письменного языка – правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другое, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи. Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью [4]. Вопросами становления культуры речи дошкольников занимались такие педагоги и психологи как Л. А. Введенская, Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, Т. А. Никифорова. Одно из условий развития культуры речи – это организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования культуры речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Больше внимания, по мнению А. А. Леонтьева, следует уделять воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах.



В учебниках по русскому языку для начальной школы не всегда в достаточном объеме представлен материал для решения задачи формирования представлений о нормах литературного языка. Вместо этого, в учебниках наиболее последовательно отражены орфоэпические нормы. А. А. Бондаренко и М. Л. Каленчук определили произносительный минимум для учащихся начальных классов с родным русским языком [1, с. 49, 140–141], с опорой на него составлены орфоэпические словарики в учебниках; они включают единицы, при произношении которых дети часто ошибаются. Кроме того, встречающиеся в упражнениях трудные с точки зрения ударения слова и формы напечатаны, как правило, со знаком ударения: начались, издали, дремота, каламбур, красивее. Так внимание учащихся привлекается к существованию определенных правил произношения. Кроме того, на страницах учебника могут быть прямые указания: говорите правильно, запомните произношение слов; имеются упражнения, побуждающие обращаться к орфоэпическому словарику учебника при выполнении задания на постановку ударения или группировку слов по месту ударения. Материал в таких упражнениях действительно может вызвать у ученика затруднение: позвонит, включит, послала и под. [3].



 



Литература:

  1. Бондаренко А. А., Каленчук М. Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. М. : Просвещение, 1990. 144 с.
  2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 144 с.
  3. Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Петленко Л. В. Русский язык. 3 кл. : учебник: в 2-х ч. Изд. 3-е, перераб. М. : Вентана-Граф, 2013.
  4. Ломакина Т. Культура поведения, культура речи, речевой этикет // Дошкольное воспитание. – 2006. – №8. – С. 104-106.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 58-64.

References


  1. Bondarenko A. A., Kalenchuk M. L. Formation of literary skills in younger schoolchildren. M.: The Enlightenment, 1990. 144 p.
  2. Vygotsky LS. Lectures on psychology. — SPb .: Union, 1997. — 144 p.
  3. Ivanov S. V., Evdokimova A. O., Kuznetsova M. I., Petlenko L. V. Russian. 3 cl. : textbook: in 2 hours. Ed. 3rd, Pererab. M.: Ventana-Graf, 2013.
  4. Lomakina T. Culture of behavior, culture of speech, speech etiquette // Preschool education. — 2006. — №8. — pp. 104-106.
  5. Khutorskoy A.V. Key competencies as a component of the personality-oriented education paradigm // Public Education. — 2003. — №2. — pp. 58-64.


 



© Е. И. Кычкина, 2018