В современных динамичных условиях инновационной экономики под влиянием турбулентных политических, экономических, социально-культурных, информационных вызовов в России существенно меняются потребности рынка труда в перспективных молодых кадрах, спрос бизнеса на профессионализм и компетенции специалистов, вектор инициативы, самостоятельности, мобильности и мотивации учащихся, студентов и специалистов. Под влиянием научно-технического прогресса, рыночной конъюнктуры, факторов конкуренции существенно трансформируется состав и структура востребованных профессий, в виду чего требуется совершенствование системы профессионального обучения на основе цифровых технологий, методик практико-ориентированного обучения, новых образовательных подходов, технологий и разработок. Эксперты утверждают, что для России актуален дефицит 10 млн. профессионалов к 2025 году, поэтому, чтобы не потерять конкурентоспособность, нужно активизировать переход на цифровые технологии и решить ключевую задачу — острой нехватки кадров для digital-трансформации.
По Закону РФ № 273 профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования [1]. Профессиональное образование представляет собой интегрирование процесса и результата профессионального становления и развития личности на основе овладения установленными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и профессиям [7]. По существу, профессиональное образование обеспечивает занятость, доход и реализацию интеллектуального, компетентностного и профессионально-творческого потенциала специалиста. Целью профессионального образования является оптимизация процесса подготовки кадров с учетом социально-экономических, научно-методических, информационных, психолого-педагогических и организационно-управленческих факторов, создание условий для удовлетворения образовательных потребностей личности, обучения необходимых обществу и государству специалистов различных квалификаций и квалифицированных рабочих массовых профессий [6,7]. Профессиональное образование осуществляется на основе общего среднего или базового образования, по уровням профессионального образования: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование [11].
Направления совершенствования профессионального образования связаны с мониторингом потребностей государства, общества и экономики в качественном труде и специалистах, совершенствованием механизмов государственно-частного партнерства (центры сертификаций, независимая оценка, преференции), развитием механизмов, концепций и методологии повышения и оценки качества, структуры и содержания, технологий и инструментов ПО, учебно-методической, информационной и материально- технической базы, с целевой контрактной подготовкой, расширением профориентации на основе глубокого тестирования, психотехник и моделей, обеспечения доступности, стимулирования и мотивации труда, поддержки талантливой молодежи, разработке атласа профессий [4].
Для Московского региона ставятся цели по увеличению доли трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений до 46,7 – 55,6 % в общей их численности. Кроме того, планируется увеличение объема средств для профессиональных образовательных учреждений до 50% за счет снижения потребления энергоресурсов, увеличения годового фонда оплаты труда [13].
Потребности экономики региона ставят перед системой профессионального образования задачи повышения качества подготовки кадров, их соответствия требованиям рынка труда, конкретных работодателей. Беркутова Д.И., Громова Е.М., Горшкова Т.А. отмечают, что на обеспечение соответствия содержания и качества профессионального образования требованиям регионального рынка труда необходимо целенаправленное обучение за счет специально оборудованных рабочих мест в структурных подразделениях образовательных организаций и практики на рабочих местах предприятий и организаций реального сектора экономики [7]. В Московской области действует инновационная модель профессионально- образовательной организации ПОО, включающая пять территориально-образовательных кластеров, 15 ресурсных центров, 8 центров профессиональной квалификации, 15 тренировочных площадок [13]. В таблице 1 показано количество образовательных учреждений Московского региона.
Таблица 1— Количество образовательных учреждений в Московском регионе
Виды образовательных учреждений |
Количество |
Численность обучающихся, тыс. чел. |
Вузы |
350 |
26,8 |
Колледжи |
194 |
74,5 |
Техникумы |
29 |
66,5 |
Училища, лицеи |
119 |
120,6 |
Школы и школы интернаты |
1520 |
651,4 |
Гимназии, прогимназии |
237 |
232,3 |
Актуальная дуальная модель является перспективным направлением подготовки кадров для реального сектора экономики с участием бизнеса с высокотехнологичным производством, ориентированным на международные стандарты качества образования, направлена на вовлечение в систему профессионального образования работодателей, характеризуется развитыми механизмами социального партнерства, первичностью в образовательном процессе практических форм обучения [10]. Исследователи подчеркивают, что выбор метода обучения напрямую зависит от стратегии, целей, продолжительности периода обучения, личностных особенностей, обучаемых и их финансового положения [7]. Главный критерий при выборе метода обучения в организации заключается в его эффективности для достижения поставленных целей обучения каждого конкретно взятого сотрудника [6]. В таблице 2 представлены образовательные подходы, методы и элементы профессиональной компетентности.
Таблица 2 — Состав образовательных подходов, методов и элементов профессиональной компетентности
Образовательные подходы к подготовке специалистов |
Элементы профессиональной компетентности |
Методы обучения |
Традиционный-знание-центристский (гнозис-центр), |
1.Специальная компетентность- подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности); |
1) комплексное обучение; |
Системный — разработка специализированной методологии |
2.Социальная компетентность- способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию ответственности за результат своего труда, владение приемами профессионального обучения; |
2) обучение в ходе выполнения работы, обучение на рабочих местах; |
Деятельностный — процесс самостоятельной деятельности, |
3.Индивидуальная компетентность -готовность к постоянному повышению квалификации и реализации личностного потенциала в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов и профессиональных деформаций [7];. |
3) комбинированное обучение; |
Комплексный,
|
4) самообучение и самосовершенствование [6]. |
|
Личностно-ориентированный, |
||
Личностно-деятельностный, |
||
Ситуационно-контекстный — кейс- стади, |
||
Полипарадигмальный- совокупность традиций, рациональности, детерминант, инноваций |
||
Информационный- выявление терденций взаимодействия в процессе информационного обмена, |
||
Эргономический, |
||
Компетентностный подход- акцентирование результата в виде адекватного ситуации поведения [12] |
Методы обучения должны комбинироваться, развиваться, взаимодополняться и находиться в конкретной логической зависимости [6]. По мнению Певневой И.В., Табашниковой О.Л., важная роль в подготовке обучающихся к профессиональному выбору отводится педагогам: возрастает спрос на систему подготовки педагогических кадров, способную обеспечить гибкое индивидуально ориентированное образование, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, развития креативных способностей обучающихся, формирования одного из важнейших умений — умения учиться самостоятельно [12].
Для Московского региона характерно активное развитие Центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) для реализации новых образовательных технологий и методик, позволяющих готовить кадры в опережающем режиме по сравнению с ситуацией на рынке труда. Деятельность ЦОПП основана на важных преимуществах профессионального обучения: сокращении сроков обучения/переподготовки/повышения квалификации рабочих кадров (продолжительностью не более 6 месяцев); оперативном реагировании на мировые тренды и новые технологии для создания гибких, практико-ориентированных образовательных программ, адаптированных к требованиям и потенциалу конкретного заказчика; актуальной профориентации, освоении новых квалификаций; обеспечению возможности построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
В систему профессионального образования включено 49 подведомственных Министерству образования Московской области профессиональных образовательных организаций и 6 образовательных организаций высшего образования, расположенных в 54 муниципальных образованиях Московской области. Всего ПОО позволяют реализовать 135 профессий и специальностей среднего профессионального образования, при этом полностью осуществляют подготовку кадров по ТОП-50 (36 профессий и специальностей из перечня ТОП-50), что значительно выше федерального показателя (52%). В образовательных организациях, подведомственных Министерству образования Московской области, по программам среднего профессионального образования обучается более 70 тыс. студентов, из них более 50% — по профессиям и специальностям из перечня ТОП-50.
К технологическим инновациям, способным кардинально изменить профессиональное образование, исследователи относят Интернет вещей, автоматические семантические переводчики, высокоуровневый искусственный интеллект, 3D-печать, доступные биотехнологии, массовые нейроинтерфейсы [10]. Профессиональная подготовка обеспечивает благоприятные условия формирования надпрофессиональных компетенций и активизации самоопределения школьника в мире будущих профессий; успешную социализацию личности посредством профессиональных проб и практики в профессиональной деятельности как важной составляющей деятельности производственных предприятий и бизнеса, применяющих высокие наукоемкие технологии [11]. Дуальное обучение представляет собой сетевую форму реализации программ среднего профессионального образования, при которой участниками сети являются ПОО и организации-работодатели [6]. К 2020 году в регионе 62 %выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования трудоустроены по специальности в течение 1 года после выпуска, 23 % занятого населения Московской области в возрасте 25-65 лет прошли повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, почти 70 тыс. студентов и учащихся, обучающихся в системе профессионального образования по очной форме обучения, получили социальную поддержку за счет средств бюджета области в виде выплат, компенсаций или пособий.
О динамике профессионального развития и получении опыта свидетельствует участие заместителей директоров московских колледжей в уникальном проектно-образовательном интенсиве «Навыки будущего: система профессиональной подготовки в условиях стремительной цифровой трансформации». Участники курса получили возможность создать новые компетенции Future Skills, востребованных в условиях высокотехнологичного производства и цифровой экономики, обсудили механизмы проектирования уникальных современных программ профессиональной подготовки кадров для рынка труда с учётом новых образовательных модулей [10].
Еще один пример связан с разработкой Концепции сетевого социально-значимого профориентационного проекта «Подмосковные ориентиры на карте профессий», которая активизирует сотрудничество в интегрированной системе «муниципалитет – учитель – ученик – родитель» и способствует подготовке профессионально самоопределившейся личности, готовой к труду и постоянному саморазвитию. Разработчики подчеркивают, что инновационной особенностью модели является организация субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательных отношений в союзе высшего и общего уровней образования [4].
Ибрагимов Г.И. подчеркивает важность компетентностно- ориентированного профессионального образования как возможности включения в специалиста в деятельность, готовности и способности к освоению социального опыта. Для молодого профессионала вместе со знаниями, умениями, навыками и опытом эмоционально-ценностного отношения, творческой деятельности, возрастает ценность установок, чувств, надежд, мотивации, самостоятельности, сотрудничества, усердия и интуиции. Потенциал интеллекта и образования сочетается с когнитивными способностями, творческим мышлением, умений решать проблемы, самостоятельно находить выход из трудной, внезапной ситуаций [8]. В понимании многих ученых компетентность является характеристикой качества цели предстает в совокупности двух компонентов: профессионально-технологической подготовленности по владению технологиями и надпрофессиональным ключевых компетенциям [8,12].
Таким образом, современные социально-экономические, информационно-инновационные вызовы активизируют научно-практические разработки по профессиональному образованию, которое представляет собой динамичный интегрированный процесс по достижению профессионального результата и развития личности на основе овладения современными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и профессиям, востребованными на рынке труда. Для Московского региона профессиональное образование базируется на реализации Государственной программы «Образование Подмосковья» на 2014–2025 годы, включающей 7 подпрограмм. Основные направления совершенствование профессионального образования связаны с мониторингом потребности экономики в специалистах, разработкой четких требований к конкурентоспособности кадров, сбалансированности состава и структуры образовательных учреждений, усилением стимулирования и мотивации учащихся и наставников, совершенствованием механизмов государственно-частного партнерства, динамичным обновление технологий, методов и стратегий профессиональной подготовки и тренингов.
Список литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
- Распоряжение Министерства образования Московской области от 23.12.2019 № 165 «О проведении региональных диагностических работ в общеобразовательных организациях в Московской области в 2020 году»
- Приказ Министра образования Московской области от 28.06.2018 № ПР-1864 «Об организации работы по проведению оценки деятельности руководителей государственных профессиональных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области, в 2018 году»
- Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2014–2025 годы. URL: https://mosreg.ru/seychas-v-rabote/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-moskovskoy-oblasti-obrazovanie-podmoskovya-na-2014-2025-gody
- Апухтина А.Г., Малороссиянова О.И. Разработка и апробация региональной модели дуальной подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области // Профессиональное образование в россии и за рубежом. 2019. № 2 (34). 45-53.
- Арямова Н. Совершенствование системы профессиональной подготовки персонала в предпринимательских организациях с использованием современных технологий и методов обучения // Управление образованием: теория и практика. №4 (8). 140-146.
- Беркутова Д. И., Громова Е. М., Горшкова Т. А. Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного профессионала // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 299–304.
- Ибрагимов Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // ОТО. 2007. №3. С .361-365.
- Осина А.С. Методика использования ИКТ-компетенций в профессиональном обучении студентов бакалавриата по направлению подготовки «профессиональное обучение» // В сборнике: Образовательная робототехника: состояние, проблемы, перспективы Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию факультета технологии и предпринимательства. Под редакцией Р.В. Каменева, Е.Е. Ступиной. 2019. С. 113-117.