ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ

6 марта 10:36

Постановка проблемы. В современном научном мире, всё более отчётливо, вырисовывается междисциплинарная направленность в изучении многих актуальных и проблемных вопросов истории. Данный междисциплинарный подход помогает объёмно и целостно изучить и решить поставленную перед учёными задачу. Так, например, изучая такое явление как: «Историческая память», необходимо задействовать специалистов из разных областей науки: не только историков, но и филологов, философов, психологов, этнологов и т.д. Такой межпредметный подход, в изучении проблемных тем, в исторической науке, даёт наиболее полную картину тех процессов, которые, на данный момент, вызывают у исследователей определенные трудности. Помимо того, что необходимо задействовать многих исследователей, для определения такого термина как «историческая память», также, необходимо дать наиболее полное и правильно сформулированное определение данному ментальному явлению. Однако, на сегодняшний день, нет, точного и верного, определения термина: «исторической памяти». Само понятие «историческая память» многими учёными может трактоваться по-разному, и порой диаметрально противоположному, высказанному ранее мнению, а самыми радикальными, этот термин, отрицается вовсе. Немало споров вызывают и функции исторической памяти. Так, дискуссии по этим вопросам продолжаются и сейчас, не теряя своей актуальности.

Цель статьи. На основе изученных материалов, выявить аксиологическую направленность в «исторической памяти» и дать наиболее полное представление о данном явлении, как части коллективного сознания.

Изложение основного материала. Понятие «исторической памяти», в отечественной историографии, рассматривается в виде некоего коллективного опыта. Многие исследователи спорят относительно уместности применения предоставленной терминологии, однако сходятся в том, что данное явление является определенным пластом в коллективном сознании. Так само понятие «историческая память» является аналогом таких терминов как: «социальная память», «коллективная память», «культурная память», в основе которых основным связующим элементом выступает «память». Однако Л. П. Репина, считает недопустимым отождествление истории и памяти, так и абсолютизации их различий. Она предлагает обратиться к комплексному анализу рациональной, ментальной и эмоциональной составляющих того или иного «образа прошлого» и их соотношения на разных уровнях формирования. Так, например, история требует доказательств, а память оперирует чувствами [6, с. 82 – 99].

И. М. Савельева, считает, что сама концепция «исторической памяти» не соответствует современному уровню научных знаний. Термин «историческая память», в её понимании, является неким «образным» конструктом, который имеет и другие близкие по содержанию понятия такие как: «социальная память», «коллективная память», «национальная память», и др. Во главе этого конструкта обязательно фигурирует слово «память». Использование данного конструкта правомерно при условии уточнения спектра возможностей и более строгой рефлексии по поводу образов памяти [7, с. 246 – 255].

О. Б. Леонтьева считает, что современная историческая наука начинает менять свою парадигму и переходит от изучения общества к изучению памяти (смыслов). Так предметом исследования становится не само историческое событие или явление как таковое, а память о прошлом, живущая в коллективном сознании общества. О. Б. Леонтьевой, приводятся и положительные функции «исторической памяти» так ею отмечается и аксиологическая направленность «исторической памяти». Эта функция призвана дать обществу ощущение общего прошлого [4, с. 309 – 315].

Более подробно об аксиологической функции «исторической памяти» мы находим в статьях Т. И. Снегирёвой. Так, по мнению Т. И. Снегирёвой, «историческая память» имеет аксиологическую функция и призвана охранять историко-культурное наследие государства. Автор считает, что историческая память выступает как верный указатель места России в обще цивилизационном прогрессе. Таким образом, «историческая память» выступает в роли объединяющего наднационального элемента в коллективном сознании населения страны. При этом «историческая память» помогает обществу сохранить свою идентичность и самобытность, в условиях глобализации [8, с. 48 – 54].

Очень интересно высказывание А. А. Линченко, в его понимании историческое сознание с точки зрения деятельностного подхода получает не только гносеологическое и аксиологическое определение, но и онтологический, антропологический и праксиологический смысл, выступая формой духовной культуры общества. Также, историческое сознание есть определённая сторона социального бытия, воспроизводящая его непрерывное движение во времени. «Историческая память» является и совокупностью оценок и интерпретаций в отношении прошлого, служащих средством обретения идентичности в настоящем и ориентаций на будущее в потоке универсальной историчности человека (аксиологический аспект). «Историческая память» это предмет, условие, момент и результат преемственности человеческой деятельности, все многообразие форм исторического опыта (праксиологический аспект), передаваемого из поколения в поколение в процессе соотношения традиционного и нового (антропологический аспект) [5, с. 16 – 25].

О. Д. Гаранина считает, что историческая память способствует национально-культурной идентичности как необходимой основы для единства субъекта и социального сообщества. Историческая память (социальная память) в её понимании рассмотрена как воплощение «объективного духа», исторического опыта человечества формирующего посредством социального характера, ментальные особенности субъекта, выступающие матрицей идентификации.

Историческая память обеспечивает связь поколений, их сотрудничество, преемственность исторического опыта, создает условия для идентификационного сближения, взаимопонимания и взаимодействие людей в различных сферах общественной (коллективной) деятельности. При этом «историческая память» во многом способствует сплочению людей и инициирует рост национального самосознания населения. Таким образом, мы видим, что мировоззренческий и воспитательный потенциал исторической памяти представляет мощный инструмент для объединения людей под общими ценностями, вследствие чего активизация этого потенциала в интересах развития общества, достижения солидарности разных социальных групп должна рассматриваться как важная социальная задача [3, с. 20 – 26].

В. П. Важдаев и А. В. Грехов в совместной статье рассматривают аксиологические метаморфозы, происходящие с исторической памятью. Также ими проанализирован аспект манипулятивных технологий в системе СМИ, и таким образом, ими было выявлено влияние этих фальсификаций на коллективное сознание народа. Помимо выше сказанного, авторы находят причину деформации общественного сознания, где главным фактором этой деформации выступает игнорирование определенных исторических фактов и искажение исторической правды. По мнению исследователей, историческая память осуществляет преемственность социального бытия, сохраняет и приумножает общечеловеческие, гуманистические, национально-традиционные и нравственные начала в каждом человеке [1, с. 202 – 207].

Ю. А. Васильев в свое статье делает акцент на аксиологической функции исторической памяти. Им были рассмотрены такие аспекты исторической памяти как: забвение, сохранение и ценность в русском архетипе. В его понимании необходимо учитывать главную ценностную функцию исторической памяти, а именно формирование российской идентичности [2, с. 193 – 200].

Выводы и предложения. Таким образом, мы видим, что понятие «исторической памяти», в современной науке, утвердилось в виде определенного явления с неясными контурами. Многими исследователями, данный термин обозначается в качестве части общественного сознания. При этом «историческая память» имеет определенные черты и характеристики и рассматривается в виде установленной части коллективного сознания. Главной особенностью исторической памяти является ее аксиологическая направленность. Данная функция несет в себе несколько задач, а именно:

1) историческая память – способствует национально-культурной идентичности и является средством обретения идентичности в настоящем и её ориентаций на будущее, в потоке универсальной историчности человека;

2) создает ощущение общего прошлого (объединяющий наднациональный элемент в коллективном сознании);

3) является указателем места России в обще цивилизационном прогрессе, способствует формированию российской идентичности;

4) охраняет историко-культурного наследие государства;

5) содействует сплочению людей под общими ценностями и инициирует рост национального самосознания населения.

6) создает преемственность человеческой деятельности, обеспечивает тем самым связь поколений, их сотрудничество, создает условия для идентификационного сближения, взаимопонимания и взаимодействие людей в различных сферах коллективной деятельности;

7) сохраняет и приумножает общечеловеческие, гуманистические, национально-традиционные ценности.

Литература

  1. Важдаев В. П., Грехов А. В. Военно-историческая память в свете политической конъюнктуры // Приволжский научный журнал. – 2015. – № 2 (34). – С. 202-207.
  2. Васильев Ю. А. Понимание проблемы ценности в теории исторического процесса // Знание. Понимание. Умение. – 2017. – № 1. – С. 193-200.
  3. Гаранина О. Д. Тождественность прошлого и настоящего: контексты социокультурной идентификации субъектам // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2015. – № 215 (5). – С. 20-26.
  4. Леонтьева О. Б. Мемориальный поворот в исторической науке и вузовском преподавании // В сборнике: Учитель истории в социокультурном пространстве Евразии в конце ХХ – начале ХХI в.. материалы Всероссийской научно-практической конференции. Г. П. Мягков (сост., отв. редактор), О. В. Синицын (сост., отв. редактор). – 2016. – С. 309-315.
  5. Линченко А. А. Деятельностный подход в понимании природы и сущности исторического сознания // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. – 2014. – № 1. – С. 16-25.
  6. Репина Л. П. События и образы прошлого в исторической и культурной памяти // Новое прошлое / The New Past. – 2016. – № 1. – С. 82-99.
  7. Савельева И. М. Концепция «исторической памяти»: истоки и итоги // Историческая память и общество в Российской империи и Советском Союзе (Конец XIX — начало XX века). – 2007. – С. 246-255.
  8. Снегирева Т. И. Сохраним памятники, сохраним историческую память // Россия и современный мир. – 2000. – № 1 (26). – С. 48-54.