Роль и место цифровых технологий в обучении истории в восьмых классах

1 июля 8:29

Введение. Современные учащиеся в процессе информационной коммуникации усваивают больше информации, если она подается не в текстовом виде, а различными способами её визуализации. Среди них в настоящее время актуально применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе обучения.

Применение ИКТ позволяет вовлечь обучающихся в учебный процесс и активизации умственной деятельности – за счет применения графики, звука, цвета, современных видео-приспособлений и многого другого. Задача учителя истории не только вовлечь каждого ученика в учебный процесс, но и развить его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, умение делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения.

Применение ИКТ позволяет сделать процесс передачи информации на уроках истории мультимедийным – урок становится более интересным и динамичным, ученики получают яркие и объемные визуальные представления о прошлом. Учебная работа приобретает проблемный, творческий и даже исследовательский характер – таким образом, происходит развитие самостоятельности ученика. Внедрение в школы компьютерных классов и мультимедийных проекторов расширяют возможности использования ИКТ на уроках истории и, соответственно, реализации выше указанных задач и целей.

Гипотеза исследования и ее проверка. В основе данного исследования лежит представление о том, что применение ИКТ на уроках истории способствует повышению мотивации учебной деятельности учащихся 8-х классов (14-15 лет).

База исследования – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 98 (татарско-русская)» Вахитовского района г. Казани. В исследовании участвовали 24 ученика из 8А и 26 учеников из 8Б классов – всего 50 человек. Исследование проводилось в два этапа – на первом этапе (октябрь 2019 года) ИКТ на уроках истории не применялись, на втором (декабрь 2019 года) они были внедрены в учебный процесс. В исследовании была применена методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, по которой ученики проходили анкетирование из 10 вопросов, а уровень их мотивации определялся в зависимости от набранного количества баллов.

На первом этапе исследования (октябрь 2019 года) большинство учеников (36) показали средний и даже низкий уровень мотивации – 20 учеников имеют серьезные трудности с учебой, а 16 учеников учебный процесс мало привлекает.

На втором этапе исследования (декабрь 2019 года) средний и низкий уровень мотивации показали также большинство (35 учеников). При этом повысилось число учеников с высокими уровнями мотивации – с 13 до 15 человек. Для таких учеников характерна успешная учебная деятельность и даже большой интерес к учебному процессу и стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.

Использование ИКТ в обучении истории. Обеспечение мультимедийности на уроках истории имеет следующие преимущества перед традиционным уроком:

  • Во-первых, задействуются разные каналы восприятия, что позволяет запомнить информацию на более длительный срок.
  • Во-вторых, восприятие и освоение исторических знаний происходит когнитивным и созерцательным путем, а не только когнитивным.
  • В-третьих, учитель может реализовать роль направляющего за счет замены пассивных технологий обучения на интерактивные.

Главное изменение – введение в учебный процесс ИКТ как третьего (наряду с учителем и учеником) субъекта урока, имеющего возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя. Внедрение ИКТ обеспечивает новые формы учебной деятельности – накопление, сбор, обработка и хранение информации.

ИКТ не призваны переложить задачи учителя на компьютер – их внедрение чередуется с традиционными методическими приемами и направлено на усиление эмоционального воздействия учебного исторического материала на учеников для достижения более глубокого запоминания.

При использовании ИКТ демонстрация изучаемого материала представляет собой наглядное зрительно-иллюстративное предъявление обучающимся информации. Так реализуется основное назначение любой демонстрации – формирование представлений об историческом объекте у обучающихся, которое в дальнейшем, образно говоря, будет подпитываться до формирования понятийного уровня.

На сегодняшний день применение ИКТ на уроках истории осуществляется в трёх формах:

  • во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе;
  • во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся по истории вне школьных занятий;
  • в-третьих, это применение информационно-компьютерных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

Ошибочным является мнение, что можно ограничиться одним из трёх направлений – их совместное использование дает гораздо больший результат. Применение ИКТ на уроках истории направлено не только на облегчение усвоения учебного материала, но и на предоставления обучающимся новых возможностей для развития их компетенций, в частности информационной. Преимущество компьютерных средств заключается в постоянном обновлении информации

Учебные приложения. “Plickers” позволяет проводить тестирование. Учителем составляется список учащихся класса, затем каждому раздаётся карточка с кодом. Каждая сторона кода подписана буквами “a”, “b”, “c”, “d”, вопрос с вариантами ответа с помощью проектора демонстрируется на доске, учащиеся поднимают карточку с кодом вверх той стороной, над которой указан верный вариант ответа. Учитель сканирует с помощью смартфона карточки учащихся, затем результаты можно увидеть на доске. Таким образом, учащиеся оперативно дают ответы, и результаты получают мгновенно.

“Quzizz” и “Kahоot” дают возможность учащимся не просто пройти тест через смартфон, а сделать это в виде участия в викторине. Преимуществом данных платформ являются: экономия времени, а также возможность включать работу с видеофрагментами, фотографиями и картами.

Такие виды информационных технологий можно использовать, для проверки домашнего задания и рефлексии.

Таблицы Microsoft Excel. Подобно презентации Microsoft Power Point составляется заранее, но нацеленный на представлении электронных таблиц. При этом имеет куда более широкие возможности для создания, обработки, анализа, совместного использования и отображения информации в данной форме.

Электронные таблицы удобны для разработки и проведения проверочных тестов, социологических диаграмм, кроссвордов и много другого. Созданные дидактические материалы помогают ученикам в понимании исследуемой проблемы, приобретении необходимых знаний, умений, навыков.

Электронные учебные пособия (ЭУП). Данное средство обучения нового поколения сочетает в себе элементы разных видов компьютерных программ. ЭУП сохранили главную функцию традиционного бумажного учебника – передачу информации и обеспечение усвоения обучающимися содержания учебного предмета. Главным отличием от традиционного учебника является разнообразие форм представления информации – иллюстрации, видеофрагменты, компьютерная анимация, сопровождение текстов аудиозаписью.

Опыт применения ЭУП на уроках истории позволяет выделить ряд его преимуществ по сравнению с традиционным учебником:

  • 1) Повышение интереса у обучающихся – в частности, анимация и звук вызывают массу положительных эмоций у детей.
  • 2) Систематический курс истории, позволяющий полностью обеспечить учебный процесс всеми необходимыми средствами;
  • 3) Обеспечение обучения различными материалами, которые далеко не всегда есть возможность использовать в традиционной образовательной практике;
  • 4) Организация обучения истории в индивидуальном, оптимальном для каждого ученика темпе, также на уроках можно использовать технологию уровневой дифференциации;

Компьютерные игры. Индустрии видеоигр более 40 лет – интерес людей к истории коснулся и её, что привело к появлению видеоигр исторического содержания. В XXI веке их стало так много, что появились целые видеоигровые серии, принадлежащие к различным жанрам – среди них выделяются стратегии (Total War, Civilization). В них игрок берет под управление государство, которое развивает как за счет строительства построек различного назначения (религиозные, управленческие, торговые, развлекательные и т.д.) в городах, так и за счет найма армий, с помощью которых игрок сражается с другими государствами, управляемых компьютером, и захватывает себе их территории.

У компьютерных игр есть ряд преимуществ – например, привычность и привлекательность для молодежи, которая интересуется компьютерными играми, а также способность реконструировать исторический процесс за счет красочного трехмерного изображения множества предметов материальной культуры. При этом их внедрение в учебный процесс весьма проблематично – в играх игрок является творцом прошлого, то есть происходит отрицание познаваемости истории и её статуса как науки.

Роль компьютера в учебном процессе. Применение различных ИКТ зависит от целей и задач урока – для практических работ (например, решения онлайн-тестов) необходима непосредственная работа обучающегося с компьютером. Также компьютер даёт возможность детям самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью обучающегося.

В центре современного процесса обучения должна находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. В свете этого необходимо, чтобы ученики не только овладевали определенной суммой знаний, но и научились эти знания добывать самостоятельно, то есть овладевать способами познавательной деятельности. Увеличение объёма информации увеличивает нагрузку на память обучающийся – это заставляет задуматься над тем, как поддерживать среди учеников интерес к истории и их активность на протяжении всего урока.

Заключение. Подводя итоги исследования, следует напомнить, что использование ИКТ на уроках истории как формы организации познавательной деятельности позволяет вовлечь в процесс познания практически всех учеников.

Организация совместной деятельности детей (например, разделение их на команды) в процессе освоения учебного материала приводит к тому, что каждый ученик вносит свой вклад в общий процесс – в частности, идет обмен знаниями и идеями (например, в форме мозгового штурма). Такая форма организации познавательной деятельности обеспечивает не только получение знаний, но и формирование коммуникативных умений – умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Не стоит забывать и про воспитательный эффект – между учениками устанавливаются эмоциональные связи, они осваивают навыки командной работы и многое другое.

Применение ИКТ на уроках истории способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. При этом ИКТ не смогут заменить человека – они лишь призваны сделать труд педагога эффективнее, а преподносимый им материал интереснее для учеников.

Список литературы

  • Антонова Т.С., Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век».// Преподавание истории в школе. – № 4 – 2001.
  • Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования.// Школьные технологии. – № 3 – 2006.
  • Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь: ПРИПИТ. 2006.
  • Иванов А.Г. Компьютерные игры в обучении истории. // Общество: социология, психология, педагогика. – №3. – 2019.
  • Осин А.Л. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации.// Школьные технологии. – № 6 – 2007.
  • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  • Сульгина Е. Г. Компьютерные игры как инструмент обучения, их роль в саморазвитии учащегося. // Вестник науки и образования. – №6(18) – 2016.
  • Ушакова О.А. Использование электронных пособий на уроках истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. – № 3 – 2007.
  • Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. – № 8 – 2001.