ВЛИЯНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (ХОРЕОГРАФИЯ) НА АДАПТАЦИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ

28 сентября 7:54

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от перегрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.

Актуальность. Проблема поиска оптимального соотношения учебной и физической нагрузок в условиях современной школы является необходимой ступенью на пути создания адекватной системы обучения.

Известно, что двигательная деятельность способствует не только развитию основных двигательных качеств, но и совершенствует функциональное состояние систем организма, создавая предпосылки для гармоничного физического развития, интенсивного созревания, формирования психофизиологических функций и повышения функциональных резервов организма.

Все это указывает на необходимость серьезного изучения процессов адаптации   детей   к   учебным   нагрузкам   в   условиях   расширенного двигательного режима.

Анализ проведенных исследований показал, что у школьников традиционной формы обучения (4-х летняя начальная школа и 6-дневная неделя) в условиях повышенного двигательного режима (2 урока физического воспитания, 1 урок ритмики, танцы после уроков) от класса к классу наблюдалось повышение уровня соматического развития, возрастание показателей УР (скорость и точность работы, коэффициент «П» и др.) и других психофизиологических показателей учащихся. Это указывает на совершенствование нервной системы, повышение активности нейроэндокринных механизмов регуляции функциональных систем у детей.

В младшем школьном возрасте занятия танцами являются основным средством предупреждения и лечения легко развивающихся дефектов осанки, сколиозов и плоскостопия. При использовании специальных упражнений, формирующих осанку, у большинства детей, у которых намечалось развитие дефектов осанки, через год остаются лишь едва заметные отклонения.

У детей младшего школьного возраста статическая выносливость невелика, утомление мышц развивается относительно быстро, что не позволяет длительно сохранять рабочую позу, в результате чего нарушается осанка. Если ученик сидит за партой, не соответствующей размерам тела, статическая нагрузка возрастает еще больше. Поэтому для снятия утомления важно уделять достаточно времени организации двигательной деятельности учащихся как в виде малых форм во время урока и во время отдыха на переменах, так и увеличения уроков физического воспитания. Необходимо обращать внимание на правильную посадку детей за партой в соответствие с гигиеническими требованиями.

Двигательная   активность   с раннеговозраста нетолько  улучшает координацию движений, но совершенно необходима для формирования мускулатуры: не использованные мышцы атрофируются, что создает проблемы с осанкой, а отсюда и боли в спине, которыми страдает треть детей начальной школы. Положительно сказываются на осанке, формировании свода стопы, на состоянии сердечнососудистой системы занятия детей в танцевальных группах. Танцы положительно влияют на все психические функции. Так как танцы идут с музыкальным сопровождением, то улучшается и функциональное состояние ЦНС. Таким образом, у детей, обучающихся по традиционной программе в условиях РДР, в динамике учебного года наблюдалось увеличение соматических показателей, дальнейшее развитие ЦНС, совершенствование психических функций. Количество заболеваний по группам здоровья и по группам заболеваний к концу учебного года обучения снижается.

В условиях сенсомоторной обогащенной среды идет более быстрое развитие коры больших полушарий, поэтому показатели УР в конце учебной недели в экспериментальном классе с повышенной двигательной активностью выше, чем в классах с традиционным двигательным режимом (2 урока физического воспитания в неделю). Следовательно, в условиях суммирующего объема умственных и физических нагрузок создаются более благоприятные условия для успешности обучения школьников.

Исследования С.В. Меньковой и других авторов показывают, что дети, систематически занимающиеся физическими упражнениями, лучше учатся и меньше утомляются во время учебных занятий, что вызвано увеличением   притока   импульсов   от   проприорецепторов   мышц   в   кору головного мозга, повышая ее возбудимость, в результате его умственная работоспособность повышается.

Вместе с тем, исследования показали, что наряду с повышением абсолютных показателей УР, особенно в классе с РДР, снижается интенсивность, точность и другие показатели умственной работоспособности в недельной и годовой динамике. При этом, как правило, наблюдалось снижение параметров УР, начиная со среды, что указывает на развитие умеренного утомления.

Следует отметить, что ухудшение показателей УР в течение учебной недели у четвероклассников, обучающихся по экспериментальной физкультурно-оздоровительной модели наблюдалось как в начале, так и в конце учебного года. Все же в конце учебного года утомление было несколько менее выраженным, чем в начале, что свидетельствует о выработке у школьников кумулятивной адаптации и совершенствованию ее долговременных механизмов. Ведь двигательная активность является одним из естественных синхронизаторов биоритмов, как мощный стимулятор симпатоадреналовой и гипофизарно-надпочечниковой систем.

В начале учебного года более низкая умственная работоспособность четвероклассников, очевидно, была связана с периодом врабатывания после летних каникул, с решением школьниками новых задач, возросшими учебными нагрузками в 4-ом классе, с которыми они ранее не сталкивались, с интеграцией умственных с дополнительными физическими нагрузками (хореография), что вызвало аккумуляцию утомления, напряжение нервной системы, что и проявилось в снижении умственной работоспособности учащихся. Очевидно, для более спокойного вхождения детей в учебную деятельность необходимо соблюдать принцип постепенности — поэтапно увеличивать двигательные нагрузки. Не все уроки физического воспитания должны быть наполнены тренировочным и рекреационно-оздоровительным содержанием, они должны быть направлены также на снятие утомления.

Изучение недельной динамики умственной работоспособности у учащихся 4 класса, выявило ухудшение умственной работоспособности к концу учебной недели аналогично биоритмальной кривой. Это объясняется тем, что наступает естественное утомление под влиянием учебных нагрузок.

Сравнительный анализ полученных нами результатов изменения показателей умственной работоспособности учащихся в условиях интеграции традиционной системы обучения и новых физкультурно-оздоровительных технологий с данными класса с ТДР показал, что в течение учебной недели в обоих классах (при экспериментальном и традиционном двигательном режиме) в недельной динамике наблюдается ухудшение умственной работоспособности. Все же введение дополнительных физических нагрузок хотя и не снимает утомление школьников, но и не углубляет его, напротив, оказывает положительное влияние на ход адаптационных процессов.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: и дать рекомендации.

  1. У школьников, обучающихся по традиционной программе в условиях расширенного двигательного режима (2 урока физического воспитания, 1 урока ритмики и дополнительно танцы 2 раза в неделю), не нарушается естественный ход соматического развития, совершенствуется психофизиологический статус.
  2. Наблюдается улучшение состояния здоровья учащихся по группам здоровья: при поступлении в школу с I группой было 3,8%,со II — 84,7%, и с III — 11.5% учащихся, а к концу соответственно: 4,0%, 92,3%, 7,7%. В то же время наблюдается некоторая тенденция к развитию сердечнососудистых заболеваний с 34,6% до 36,8%,опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки) с 88,4% до 89,6%.
  3. В недельной   динамике   УР   учащихся      в   условиях интеграции традиционной формы обучения и повышенных физических нагрузок   отмечена   довольно   хорошая   УР, интенсивность   работы   и коэффициент «П», как у мальчиков, так и у девочек увеличивается от понедельника ко вторнику, в среду незначительно понижается, оставаясь выше    понедельника, к    пятнице    вновь    нарастает    и    к    субботе восстанавливается до исходного уровня. Количество ошибок в первой половине недели практически не изменяется, а затем повышается к концу недели.
  4. Нарастание утомления к концу недели, наблюдаемое у учащихся, соответствует классической   биоритмальной   кривой   надельной работоспособности    школьников    и    является    естественной    реакцией организма   на   учебную    нагрузку.    Учебная   работа   в   4-ом    классе осуществляется за счет некоторого напряжения ЦНС учащихся, о чем свидетельствует      незначительное      понижение      у      детей      уровня работоспособности   в   середине   недели (в   среду) по   сравнению   со вторником. Очевидно, более высокая учебная нагрузка на завершающем этапе начального образования требует и более значительного напряжения функциональных   систем   организма.   Годовая   динамика   УР   имеет благоприятный характер изменения, особенно в конце учебного года, что говорит о хорошей адаптации учащихся к учебным нагрузкам.
  5. Установлено, что направленность   и   интенсивность   изменений параметров УР в динамике учебной недели и года у девочек и мальчиков примерно одинакова — ухудшение УР к концу учебной недели, т.е. в субботу, но у девочек в субботу оно более выражено, чем у мальчиков, особенно в конце учебного года. Очевидно, девочки более интенсивно занимались, чем мальчики, чтобы успешно закончить начальную школу. Таким   образом, адаптация   девочек   к   повышенным   умственным   и физическим нагрузкам протекает лучше, чем у мальчиков.
  6. Сравнительный анализ полученных результатов у учащихся обучающихся   по   традиционной   форме   в   условиях   РДР (2   урока физического воспитания, 1 урок ритмики и 2 раза   в неделю танцы), с классом, также обучающимся по традиционной программе, но с ТДР (2 урока физического воспитания в неделю) показал, что в обоих классах наблюдается снижение УР к концу занятий в динамике учебной, недели и года, но в значительно меньшей степени в классе с РДР.
  7. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что введение РДР при обучении по традиционной программе способствует развитию меньшего напряжения ЦНС утомления у школьников, (хотя и не снимает их в полной мере) облегчает адаптацию учащихся к дневной деятельности   по   сравнению   с   4-м   классом   с   ТДР.   Следовательно, применяемая модель организации двигательного режима является более благоприятной   по   сравнению   с   традиционной, хотя   и   не   является оптимальной. Полученные результаты являются новыми и могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе.

 

Библиографический список

  1. Вайнруб Е.М. Особенности адаптационных реакций учащихся I и III классов к учебной деятельности / Е.М. Вайнруб, П.Л. Краснянская, В.В. Матвеева // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. — М.: Просвещение, 2009 — С. 71-73.
  2. Воротилкина И. М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе / И.М. Воротилкина // Начальная школа. — 2005. — №4. С. 72-76.
  3. Дьячкова Н.Г.   Суточный   ритм   физиологических   функций   у   детей младшего школьного возраста и его значение в оценке влияния режима дня / Н.Г. Дьячкова // Гигиена детей и подростков. — М.: Просвещение, 2012.-С. 248-259.
  4. Змановский Ю.Ф. Об адаптации физиологических систем организма школьников к     учебным     нагрузкам     /     Ю.Ф.     Змановский     // Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. — М.: Просвещение, 2012. — С. 90-92.
  5. Менькова С.В. Теоретико-методические основы      интеграции двигательной    и    познавательной    деятельности    детей    школьного возраста: автореф. дис. д-ра пед. наук / Меньков СВ. — М., 2007. — 45 с.
  6. Мошкевич B.C. Связь показателей высшей нервной деятельности по данным ЭЭГ и корректурной пробы в динамике — ж-л высшей нервной деятельности / B.C. Мошкевич, С.Ж. Тлеулин. 2012. — С. 547-549.