ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

8 марта 6:41

В условиях, когда экономическая ситуация в России постоянно изменяется, можно отметить характерную тенденцию – формируется сегментированный рынок рабочей силы, имеющей высокую квалификацию, где активно работают и отечественные, и зарубежные компании. Здесь отмечается такая проблема как острая нехватка квалифицированных работников в сегменте сетевой розничной торговли.

Отдельного внимания вопрос повышения квалификации сотрудников стал заслуживать с внедрением в России профессиональных стандартов.[1] Несмотря на то, что в розничной торговле применение профессиональных стандартов носит рекомендательный характер, соответствие работников данным стандартам является фактором конкурентоспособности на рынке труда.

Розничная торговля (ритейл), является активно растущим сегментом рынка в России.[2] Для такого развития необходим постоянный приток персонала. У руководителей отмечаются проблемы с наймом квалифицированных работников и выбором наиболее эффективных методов подбора. Нехватка сотрудников в розничной торговле распространяется на такие рядовые профессии как продавец, кассир, работник торгового зала, грузчик, так и на управленческие — директор магазина, закупки, логистика.

Есть определенные навыки, которые помогают добиться успеха в розничной торговле. В розничной торговле, где сотрудники представляют передовую линию обслуживания клиентов. Очевидно, что обслуживание клиентов — это то, что необходимо осуществлять на высоком профессиональном уровне в первую очередь. При этом, взаимодействие с клиентами — это больше, чем просто предложение продукта в соответствии с потребностям. Это также касается общения, укрепления доверия, рассмотрения жалоб, решения проблем и сотрудничества.

Плохо обученные, недовольные или незанятые работники могут оказать крайне негативное влияние на розничный бизнес, в то время как работники розничной торговли, которые постоянно развиваются, естественно, обеспечивают лучшее взаимодействие с клиентами, чем те, кто этого не делает:

Обучение сотрудников может помочь улучшить навыки сотрудников в таких важных областях, таких как мотивация, производительность, управление временем и соблюдение сроков.

Хорошо обученный персонал более эффективен и выполняет более качественную работу, что означает меньшие затраты времени, денег и прочих ресурсов. 

Прохождение учебных программ дает сотрудникам навыки и уверенность, которые им необходимы для продвижения по служебной лестнице и превращения в актив организации.

Благодаря постоянному обучению персонал также меньше подвержен несчастным случаям на рабочем месте и требует меньше контроля, что освободит руководство и менеджеров и помогает обеспечить безопасность бизнеса.

Кроме того, розничная торговля характеризуется высокой текучестью персонала.[3] Крупные региональные центры решают проблему дефицита кадров, привлекая работников, не имеющих опыта работы, и затем занимаются их обучением, либо тех работников, кто уже работает в городе федеральных или крупных местных сетей. Там, где сетевая розничная торговля не сильно развита, перед компанией, которая выходит на рынок, возникает сложная задача по поиску специалистов с высокой квалификацией. Зачастую розничные сети занимаются привлечением специалистов из смежных отраслей, иногда прибегают к релокации сотрудников, поскольку в регионе нет профессионалов необходимого профиля.

В наши дни многие сотрудники в розничной торговле ищут больше, чем просто рабочее место с хорошей оплатой. Люди хотят работать в компаниях, которые стремятся к профессиональному развитию своих сотрудников. Без этого сотрудники могут чувствовать себя немотивированными, недооцененными и «застрявшими» в своей работе.

Это создает негативную рабочую культуру, поэтому помощь сотрудникам в достижении их истинного потенциала является правильным решением и стоит инвестиционных вложений. 

Повышение квалификации сотрудников позволяет удерживать персонал, сводя к минимуму затраты на текучесть кадров и потерю знаний компании.

Кроме того, наем и подбор персонала имеет свою стоимость, включая расходы на начальное обучение новых сотрудников. Поэтому важно удерживать сотрудников как можно качественней, так как удержание персонала — это лучший способ сократить будущие расходы по найму и обучению.

Как работодатель, владелец бизнеса в розничной торговле должен предложить персоналу сильную, позитивную и благоприятную рабочую среду и культуру. Создание такого рода корпоративной культуры — лучший выбор для удержания сотрудников в отраслях с высокой текучестью, таких как розничная торговля.

В рабочей среде, которая поддерживает развитие сотрудников, персонал будет более продуктивным, креативным и инновационным.

В России число розничных магазинов значительно возрастает, и в условиях постоянно растущей конкуренции наличие высокого профессионализма является уже обязательным требованием рынка розничной торговли. Для привлечения новых и удерживания постоянных покупателей нужно не только знать про новые розничные технологии и нововведения, но и осуществлять их практическое применение, и следовательно,  заниматься повышением квалификации персонала.

Итак, важнейшая предпосылка к применению и развитию конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в торговле – наличие образования, подготовки и переподготовки кадров в данной области.

Экономические реалии современности требуют пересмотреть концепцию подготовки кадров для торговли, поскольку произошли серьезные изменения в структуре спроса на традиционных специалистов, которых выпускают торговые вузы страны. Произошло резкое сокращение спроса на товароведов, имеющих высшую квалификацию в области продовольственных или непродовольственных товаров, поскольку многие предприятия сейчас занимаются продажей универсального ассортимента товаров, а такая специальность, как экономист-плановик вообще стала неактуальной. Ответ вузов на изменения запросов — появление такой специальности как «Коммерция (торговое дело)» и подготовка новых универсальных коммерческих работников — коммерсантов широкого профиля.

Таким образом, возрастание значения повышения квалификации работников для современного предприятия характеризуется следующими факторами:

– благодаря обучению сотрудников обеспечивается более эффективное, чем у конкурентов, решение поставленных задач, и это служит дополнительным источником прибыли предприятия;

– изменением и совершенствованием знаний, умений и навыков сотрудников, что способствует тому, что предприятие быстрее адаптируется к изменяющимся внешним условиям;

– благодаря обучению предприятие может решать вопросы по долгосрочному гарантированному найму сотрудников.

Для системы обучения сотрудников торгового предприятия можно отметить следующие принципы:

  • Соответствие целей и задач обучения целям и стратегии предприятия;
  • Менеджмент должен рассматривать рост кадрового потенциала как приоритетное направление кадровой политики, обеспечивать формирование и поддерживать стремление сотрудников к профессиональному развитию;
  • Построение обучения на принципах материальной и моральной заинтересованности и обучающихся, и должностных лиц, которые организуют и проводят обучение;
  • Осуществление подбора обучающихся в соответствии с имеющимися у них возможностями, склонностями и интересами;
  • Результативность обучения, полученные знания, умения должны отражаться на определенных результатах, которых работник достигает в процессе последующей трудовой деятельности;
  • Методы и программа обучения должны быть направлены на поддержание интереса сотрудника к процессу обучения, быть связанными с практической деятельностью.

На сегодняшний день существует большое количество различных форм и методов обучения. Современное обучение – это использование таких инструментов, как видео, мобильное обучение, геймификация, коучинг и наставничество – все это соответствует тому, как молодые современные сотрудники хотят учиться, обеспечивает своевременное обучение, к которому можно получить доступ без отрыва от работы и в любое время, при необходимости. 

Таким образом, используя обучение и развитие, чтобы помочь своим сотрудникам на переднем плане развить ключевые навыки, розничные торговцы могут повысить вовлеченность сотрудников при одновременном повышении качества взаимодействия с клиентами и, в конечном итоге, повысить лояльность клиентов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.05.2015, N 18, ст. 2625
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598
  3. Калинушкин В.С. Розничная торговля в России и ее современные тенденции // Управление и экономика в XXI веке. – 2016. — №2. – С. 21-23
  4. Оборот розничной торговли в России в 2018 году увеличился на 2,6%. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.retail.ru/news/oborot-roznichnoy-torgovli-v-rossii-v-2018-godu-uvelichilsya-na-2-6/ Дата обращения 25.04.2019
  5. Розничная торговля вышла в лидеры по текучести кадров. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2017/04/16/roznichnaia-torgovlia-vyshla-v-lidery-po-tekuchesti-kadrov.html/ Дата обращения 25.04.201
  6. Чернышева Н.М., Котов Р.М., Алтынбаева Е.С., Христофорова Ю.А. Современное состояние рынка розничной торговли // Техника и технология пищевых производств. – 2017. – Том 47. 0 №4. – С. 145-15

 

[1] Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.05.2015, N 18, ст. 2625

[2] Оборот розничной торговли в России в 2018 году увеличился на 2,6%. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.retail.ru/news/oborot-roznichnoy-torgovli-v-rossii-v-2018-godu-uvelichilsya-na-2-6/ Дата обращения 25.04.2019

[3] Розничная торговля вышла в лидеры по текучести кадров. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rg.ru/2017/04/16/roznichnaia-torgovlia-vyshla-v-lidery-po-tekuchesti-kadrov.html/ Дата обращения 25.04.2019