ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА КАК СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

29 мая 10:16

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования.

Изменения , произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям:

— создавать атмосферу, в которой обучающийся чувствует себя комфортно;

— стимулировать интересы обучающихся, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении;

— затрагивать личность обучающегося в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;

— активизировать деятельность обучающихся;

— делать обучающегося активным действующим лицом учебного процесса;

— создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;

— обеспечивать всевозможные формы работы на занятии;

Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения.

Использование игрового метода обучения иностранному языку является довольно интересным и эффективным способом организации учебной деятельности учащегося. Данный метод подходит для любой ступени обучения с адаптацией для каждого определенного возраста. Этот метод способствует созданию благоприятной психологической атмосферы общения и помогает обучающимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Игра на уроке иностранного языка не только позволяет учащимся общаться на этом языке, но и приближает процесс общения к естественной коммуникации. Ролевые упражнения и игры способствуют развитию умения принять и исполнить роль, ориентироваться в ролях партнеров, выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией. Несмотря на четкие условия игры, в ней обязательно есть элемент неожиданности, что создает возможность импровизации.

Учебная игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний — от воспроизведения  до творческо-поисковой деятельности.

Дидактическая значимость игровой деятельности рассматривалась в трудах таких выдающихся педагогов, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.А. Аникеев, Л.С. Выготский и др. Очень точную характеристику роли использования игр на занятиях по иностранному языку дал Е.И. Пассов, говоря о том, что игра  — это «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие» [8, С.38]. На основании  исследований вышеупомянутых ученых можно сделать вывод о том, что игра – это совокупность определенных способностей, а именно мышление – восприятие – память – воображение.

Игровая деятельность на занятиях иностранным языком может использоваться в следующих случаях: 1) в качестве целого урока или его части; 2) как самостоятельный метод изучения определенной темы; 3) при организации внеурочной деятельности. Тут задача преподавателя — организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы развивались их творческие способности.

Основными функциями игровой деятельности являются:

— обучающая (развитие умений и навыков владения иностранным языком, развитие общеучебных навыков, развитие внимания  и памяти);

— коммуникативная (создание ситуации иноязычного общения, создание коммуникативных взаимоотношений на иностранном языке, сплочение учащихся);

— развивающая (развитие личностных качеств для активизации творческих способностей учащихся);

— воспитательная (воспитание внимательного отношения к партнеру, выработка навыка взаимоподдержки);

— развлекательная (способствует созданию особой атмосферы на занятии, преобразованию занятия в интересное событие)

Использование игрового метода в учебном процессе во многом зависит от классификации игр. В настоящее время единого подхода к данному вопросу в педагогической и психологической науках нет. Педагоги ориентируются на дидактические игры (языковые и речевые), а психологи выделяют подвижные, интеллектуальные, условные игры. У иностранных ученых свой взгляд на классификацию учебных игр – они считают основными ролевые игры и симуляцию (жизненная ситуация с обязательным решением какой-либо проблемы).

Использование на занятиях по иностранному языку ролевых игр в качестве моделирования реальной ситуации общения  в настоящее время вызывало и вызывает большой интерес у учащихся. В процессе ролевой игры происходит перестройка поведения учащегося, т. е. поведение превращается в произвольное. Под таким поведением понимается в данном случае деятельность, которая осуществляется в соответствии с данным образцом и которое контролируется сопоставлением с этим образцом. Это означает, что учащийся чувствует себя более свободным и не ощущает напряжения, которое может присутствовать у него при обычном ответе. Ролевая игра используется как для усвоения нового материал, так и для закрепления уже изученного материала,  способствует закреплению полученных знаний, активизации сформированных языковых и речевых умений и навыков. С этой точки зрения, ролевую игру можно рассматривать как один их методических приемов проверки знаний. Проведение такой игры включает в себя несколько этапов: подготовка (предъявление сценария, разработка плана проведения игры), объяснение (формулирование цели игры, обоснование выбора ситуации, определение порядка работы, раздача материала, разъяснение регламента и правил поведения), проведение, анализ (оценка учителем работы учащихся, анализ ошибок, поощрение).

Примеры игр.

Тайное послание. Игра позволяет проверить начальный уровень знаний обучающихся. Преподаватель диктует различные слова, например, ball, ant, dunkey. Задача учащихся – записывать только начальные буквы слов

b – a — d. В итоге они получают «тайное слово» или даже предложение.

Неповторяшки. Учащиеся получают карточки с написанными на них 4 -5 словами, одно из которых «главное», т.е. то, которому они должны дать определение, а остальные – это слова, которые нельзя использовать при определении «главного слова». Например, карточка содержит слова wife («главное»), family, husband, to marry (нельзя использовать). Учащиеся дают примерно такое шутливое описание: The best person of a couple.  

Ролевая игра: «A talk at the Browns’ house»

Место действия: «The living-room»

Ситуация: A group of boys and girls gather at Browns’ on their winter vacation. They are former schoolmates. Now they are first-year students of different colleges. In the evening they are sitting at the table, having dinner and talking about their first months at college.

Действующие лица: 1-2 Sarah and Nick Brown. A sister and brother, study at a technical college. Sarah dislikes it, Terry loves it.

3-4 Laura and Dora , medical school students. They have just had their professional experience in a hospital and now want to compare studies and real life.

5-6 Michael and Sam, do economics at the university. They are enthusiastic learners, like to speak about their future speciality.

7-8 Chloe and Lucy, students of a music school. In school years they played in a school orchestra. Now they are thinking of creating a pop-group of their own.

9 Henry, a student of the German department of the faculty of foreign languages. He has won a personal grant.

10 Patricia, a student of the chemical faculty of the university. She has failed her examination session and is going to be re-examined.

11 Mary, a student of an art school. She loves her drawing classes, but doesn’t like other subjects.

12 Sue. She was expelled from the faculty of Maths for missing classes and is dreaming of getting back.

При проведении данной ролевой игры обучающиеся обычно очень заинтересованы темой. Даже слабые в языковом отношении учащиеся принимают активное участие не только в самой игре, но и на этапе анализа.

Мотивационная составляющая ролевой игры является неоспоримым достоинством при её проведении, так как это один из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку.   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алимурадова И.Б. Организация ролевый учебных занятий / И.Б. Алимурадова, А.Н. Нюдюрмагомедов // Научно-теоретический журнал. 2008. — №2. – С.40-43
  2. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. – М.: Знание, 1987. – 204 с.
  3. Выготский Л.С.Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Изд.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 – 265 с.
  4. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.:КАРО, Мн: Издательство «Четыре четверти», 2006 – 192 с.
  5. Лопатина И.Я Методика проведения ролевой игры на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе.
  6. Меркулова Е.М., Филимонова О.Е., Костыгина С.И., Иванова Ю.А., Папанова Л.В. Английский язык для студентов университетов. Чтение, письменная и устная практика. Серия «Изучаем иностранные языки». – Спб.: Издательство Союз, 2000. – 384 с.
  7. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. — М., 1991. — 223 с.
  8. Самсонова Н.И. Игра как один из эффективных приемов обучения иностранному языку//Молодой ученый. – 2017. — №4. – С. 383-385. – URL https://moluch.ru/archive/138/38761/ (дата обращения:19.12.2019)