Налоговое администрирование является важнейшим методом контроля за сбором средств налогоплательщиков.
Основной целью налогового администрирования является предотвращение уклонения от уплаты налогов и обеспечение устойчивого поступления доходов.
Существует несколько основных форм налогового администрирования:
— учет налоговых поступлений и начисленных сумм;
— контроль за своевременным поступлением платежей;
— контроль за реализацией материалов проверок и оплатой начисленных средств.
Для того, чтобы определить влияние налогового администрирования на бюджет города Москвы, приведем соотношение налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Объем доходов, поступивших в городской бюджет, составил 2 376,6 млрд рублей. Налоговые поступления поступили в городской бюджет в размере 2 0443 млрд рублей, что составляет 86% от общей выручки. Большинство налогов в 2018 году относятся к налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц. Поступления по НДФЛ за 2018 год составили 938,3 млрд. рублей.
При этом доходы бюджета по налогу на прибыль организаций за 2018 год составили 764 млрд. рублей-по сравнению с аналогичным периодом 2017 года они увеличились на 94,1 млрд рублей, или на 14,1%. По налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджет Москвы направлено 95,9 млрд рублей. Неналоговые доходы, по данным департамента, поступили в бюджет в размере 255,5 млрд рублей, что соответствует 10,8% от общего объема поступлений
Таким образом, налоги, безусловно, играют значительную роль в обеспечении стабильности налоговых поступлений в бюджет страны. Несмотря на высокую эффективность применяемых методов налогового администрирования, в последние годы появилось такое понятие, как «задолженность по налогам и сборам». Динамика этого показателя по данным ФНС Москвы находится на уровне 3-5% от общего объема налоговых поступлений. В этом случае начисляется часть налоговой задолженности. И часть ее не может быть взыскана в результате использования налогоплательщиками «серых схем», «уклонения от уплаты налогов», ликвидации налогоплательщиков. [7, с. 4]
Чтобы свести эти показатели к минимуму, налоговые службы города постоянно работают над налоговым администрированием. При этом используются все новые и новые методы, постепенно переходящие в электронный формат. В связи с этим полностью автоматизированный документооборот по контролю НДС, который сейчас является эталоном для тиражирования в других налогах, и единая база данных по всем операциям, облагаемым НДС, постепенно ввели риск-ориентированный подход, который был утвержден законом в 2018 году. [2]
С 2018 года налоговые органы Москвы реализуют проект по автоматизации контроля и совершенствованию методологии проведения проверок с использованием новых инструментов. План деятельности ФНС в части автоматизации администрирования предусматривает решение следующих задач.
В 2019 году ФНС Москвы имеет доступ ко всем платежам, которые проходят через РКЦ ЦБ. Интеграция налоговых данных с информацией, передаваемой через онлайн-ККТ в 2018 году, позволила ФНС полностью контролировать всю цепочку формирования НДС в России. Имея данные банков, таможенных органов, онлайн-ККТ и счета-фактуры из налоговых деклараций, осуществляется автоматическая сверка товарно-денежного оборота налогоплательщиков. [2]
В 2018 году налогоплательщикам было направлено 660 тыс. автоматических претензий, в результате чего они представили 90 тыс. уточненных деклараций с увеличением суммы НДС к уплате на 69 млрд. рублей. [4]
В сфере прослеживаемости товаров в городе Москве внедрен электронный документооборот, что дает возможность реструктурировать систему НДС, основанную на контроле движения товаров. Стало проще подтверждать экспорт, документы будут заменены реестрами информации. [8, с. 8]
Автоматический анализ взаимосвязей инспекторами ИФНС применяется для поиска доказательств недобросовестных согласованных действий. Алгоритмы управления сравнивают легальные и нелегальные связи: учредители, менеджеры, которые могут говорить о скрытом взаимодействии и контроле (общий сайт или адреса 1P, общее местоположение и т. д.). Облачная электронная подпись, универсальный передаточный документ и договор в электронном виде становятся новыми инструментами электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами. Участники конференции обсудили стратегии и модели защиты налогоплательщиков в современных реалиях налогового администрирования. [6, с. 9]
В полном соответствии с требованиями к цифровому преобразованию государственного контроля внутренний налоговый аудит также подходит для полноценной бесконтактной связи с налогоплательщиком. Контрольные коэффициенты для всех налоговых деклараций будут исключительно математическими. Все подозрительные операции будут автоматически передаваться в аналитические отделы и проверяться на месте.
Реализация масштабного проекта цифровизации налоговой сферы дает ощутимые результаты, которые выражаются в увеличении собираемости налогов и выводе бизнеса из тени.
Дистанционное управление доказало свою эффективность во всех сферах торговли, и первый этап реформ по внедрению кассовых аппаратов, которые автоматически передают данные о покупках и продажах в налоговые органы, уже завершен, а в парке онлайн-касс зарегистрировано 1,6 млн. единиц техники, что на 20% выше, чем в дореформенный период. [5]
Однако существует ряд правовых проблем, возникающих в связи с цифровизацией налогового администрирования, в том числе:
- ответственность за нарушение сроков представления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев,
- ответственность за нарушение методов и формата отчетности, правового статуса технических посредников (программистов и IT-структур),
- проблемные вопросы открытости цифровых данных из налоговой сферы.
Таким образом, налоговое администрирование представляет собой сложную иерархически построенную структуру, включающую в себя множество процессов. Поэтому для снижения негативного влияния различных внешних и внутренних экономических ситуаций, а также исключения налоговых нарушений важно совершенствовать налоговую политику с помощью инструментов налогового администрирования. В то же время это позволит избежать негативного влияния на экономику страны, а также снизить налоговую нагрузку, которая ложится на налогоплательщиков. Налоговое администрирование является важной частью бюджетной политики регионов, направленной на реализацию эффективности бюджетных расходов, которая базируется на максимизации поступлений в бюджет страны и обеспечении своевременного выполнения всех налоговых функций.
Список литературы
- Informacionnye tehnologii v Federal’noj nalogovoj sluzhbe//http://www.tadviser.ru/index.php
- Makurova, T.M. Cifrovizacija nalogovogo administrirovanija: Rossija v avangarde// Zhurnal «Metod». 2018. № 2. 2018.
- Mishustin, N.P. M.: FNS Rossii ispol’zuet proryvnye tehnologii,chtoby sootvetstvovat’ novym trebovanijam k nalogovoj sisteme [Jelektronnyj resurs] URL:
- Nalogooblozhenie v uslovijah cifrovoj real’nosti: vyzovy nalogovogo administrirovanija i reshenija dlja biznesa// Palata nalogovyh konsul’tantov// http://palata-nk.ru/
- Oficial’nyj sajt Federal’noj nalogovoj sluzhby. URL: https://www.nalog.ru/rn66/news/smi/5713368/
- Malyuga, O. (2017). Supersuit — its past, present, future. World Ecology Journal, 7(10), 815.
- Malyuga, O. (2019). The kinematic structure of the mechanism of the exoskeleton. World Ecology Journal, 7(11), 3-10.
- Malyuga, O. (2017). Varieties of exoskeletons. World Ecology Journal, 7(12), 3-12.