СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

9 марта 4:10
Введение ФГОС определило цели и задачи по литературному чтению. Одним из качественных показателей метапредметных результатов называют смысловое чтение. Из чего же состоит смысловое чтение как универсальное учебное действие, а точнее, как группы УУД, то мы выделим восприятие текста. При этом   поймем, как восприятие текста раскладывается на еще более мелкие операции.   И способствует этим следующей группе операций – пониманию текста.      Эти два действия тесно связаны и по большому счету представляют значение понятия «смысловое чтение».

Смысловое чтение на этапе начального образования удобнее и автоматически это понятие относится на уровень коммуникативных универсальных учебных действий. Прежде всего, потому что познавательные УУД используют другие задачи. Частично смысловое чтение на уровне самоконтроля можно отнести и к регулятивным универсальным учебным действиям. Но наиболее активно оно проявляется как результат, как коммуникативные умения уже в качестве результата по прослушанному или прочитанному тексту. При этом не имеет значения какой это текст — художественный, фольклорный, научный, познавательный и т.д. Главным является то, чтобы на всех предметах мы с вами активно формировали особенности смысловое чтение в качество универсального учебного действия. Универсальным смысловое чтение становится только тогда, когда приобретает характер обобщенного действия, когда оно поднимется над предметным. Работая с предметными ситуациями, литературным текстом, с фольклорным текстом мы учим детей частным операциям, а когда мы начинаем обобщать, то и действие обобщение носит характер, и когда этот навык мы начинаем активно использовать на других предметах, для того, чтобы решить определенную учебную задачу, то тогда смысловое чтение формируется как универсальное учебное действие. Ребенку все равно, с каким текстом он имеет дело, поскольку он умеет работать с текстом каждого вида.

Следующая операция без которой не мыслима работа над формированием смыслового чтения – это ответы на вопросы по содержанию текста. Очень важно, чтобы ребенок научился слышать и слушать, и четко отвечать на ваш вопрос. Когда вы ведете учебный диалог, надо понимать особенности диалогической речи. Диалог строится как реплики. Вы задаете вопрос, ребенок кратко отвечает на ваш вопрос, он отвечает по существу. Но задача учителя, чтобы ученик четко понимал вопрос, осмысливал, это позволит ученику вернуться к содержанию текста, проанализировать содержание текста для поиска ответа. Кроме ответов на вопросы по содержанию смысловое чтение формулируется и в том направлении, когда вы учите ребенка задавать вопросы к тексту. Это очень сложный процесс. Ученик должен хорошо представить себе структуру вопросительного предложения. Это они проходят на уроке русского языка. В качестве подсказки можно предложить детям на уроках литературного чтения вопросительные слова.

Следующая задача, которая важна для нахождения информации в тексте — сравнение текстов. Само по себе сравнение очень сложный процесс, это сопоставление одинаковости и отличия сюжета, содержания, структуры, языка. Надо объяснить ученикам, что произведения разных жанров — стихотворных, повествовательных-  могут быть на одну тему. Сравнивая их по теме, вы учите понимать, что разные вещи могут где-то совпадать по сравнению оборотов, по наличию главных героев и персонажей и т.д.

Заключительная операция по формированию смыслового чтения – это интерпретация текста. На этом этапе учитель предлагает следующего вида задания: представление (предположение) содержания текста по заголовку, теме, иллюстрациям, чертежам, схемам, таблицам; определение последовательности событий в тексте; анализ текста и формулирование главной мысли, описание (характеризование) объекта на основе материала текста; высказываю свое отношение к прослушанному или прочитанному тексту; доказываю свое мнение примерами из текста. До чтения или работы с текстом ученики получают задания на восстановление деформированного текста: проведение анализа текста; восстановление нарушенной логику изложения; исправление деформированный текст, нахождение ошибки, дополнение. Процесс воспроизведение текста предполагает следующие упражнения: выделение в тексте основных смысловых частей; определение микротемы частей текста; составление плана текста; выделение ключевых слов для каждой части; предсказывание текста в соответствии с учебной задачей (могут отвечать подробно, кратко, выборочно). Этот этап работы готовит учителя к работе с планом.

Таким образом, литературное  чтение — это базовое умение, которое готовит восприятию систему курса литературы на следующем этапе обучения.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009. – 201 с.
  3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru

References

  1. The federal state educational standard primary education // [Electronic resource] http: // standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
  2. Exemplary basic educational program of primary education. — MA: Education, 2009. — 201 p.
  3. Bondarenko GI Development semantic reading skills in elementary school / GI Bondarenko // Elementary school plus before and after // Electronic resource www.school 2100.ru