ОЦЕНКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ

7 декабря 1:22

Будучи уверенной, что раковое заболевание порождается чувст­вом обиды, которое человек сохраняет в душе так долго, что оно начинает буквально пожирать его собственное тело, я понимала, что мне предстоит проделать огромную умственную работу.

                                            Луиза Хей.

По результатам исследований специалистов и статистически значимой самооценки преподавателей было отмечено, что уровень здоровья и состояние здоровья педагогических работников высших учебных заведений являются неадекватными. Основными выявленными факторами, негативно влияющими на здоровье педагогов, являются образ жизни и условия труда. Важность сохранения здоровья педагогов в поддержании здорового образа жизни определяет осознание личностного здоровья, психического состояния, поведенческой психологии и ответственности по отношению к нему. По мнению специалистов, среди основных направлений охраны здоровья преподавателей вузов необходимо формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний и совершенствование организации психосоматического здоровья. Улучшение, сохранение и защита здоровья учителей путем оценки индивидуального здоровья учителей.

Ключевые слова:  состояние здоровья преподавателя вуза; образ жизни факторы, влияющие на здоровье; личная ответственность за собственное здоровье; мероприятия по сохранению здоровья; заболеваемость преподавателей вуза, экс­пертные оценки

According to the results of research by specialists and statistically significant self-esteem of teachers, it was noted that the level of health and the state of health of teachers of higher educational institutions are inadequate. The main identified factors that negatively affect the health of teachers are lifestyle and working conditions.
The importance of maintaining the health of teachers in maintaining a healthy lifestyle determines the awareness of personal health, mental state, behavioral psychology and responsibility towards it. According to experts, among the main areas of health care for university teachers, it is necessary to form a healthy lifestyle, prevent disease and improve the organization of psychosomatic health. Improving, maintaining and protecting teacher health by assessing the individual health of teachers.

Key words: health status of a university teacher; lifestyle factors affecting health; personal responsibility for their own health; health promotion activities; incidence of university teachers, expert assessments

 

Здоро́вье —состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.[1] Также, здоровье — это одно из условий, при котором человек развивается со всех сторон физического, духовного и духовного благополучия, является основой активного долголетия человека, его здоровой, полноценной и счастливой жизни, он является самым ценным достоянием общества и дорогим благом для жизни. Первоочередные меры, принимаемые по охране здоровья населения Узбекистана, направлены на изменение образа жизни людей, образа жизни и бережного отношения к своему здоровью, а также формирование концепции медицинской культуры. В то же время наиболее важным и актуальным фактором является коррекция омилярного риска, связанного с неправильным образом жизни, а также улучшение их психосоматического здоровья.

Проблема сохранения и укрепления здоровья преподавателей высших учебных  заведений является важной для государства и общества в целом. От преподавателя вуза в современных условиях требуются не только определенные профессиональные способности, но и максимальные умственные, физические, временные и эмоционально-волевые затраты [2].

            Здоровье населения, методы его изучения и оценки привлекают пристальное внимание многих исследова­телей. А.В. Решетниковым, О.А. Шаповаловой деталь­но рассмотрены концептуальные подходы к изучению здоровья и представлены традиционные и комплексные показатели оценки здоровья населения [3].

Известно, что труд в целом позитивно воздействует на человека и его личность, но в неблагоприятных условиях (перенапряжение нервной системы, психотравмирующие факторы, перегрузки, нарушения режима работы, напряженный психологический климат и конфликтная обстановка, плохие социально-гигиенические условия) могут возникнуть различные нарушения в профессиональном развитии, деформация личности и даже профессиональные болезни [4].

Медицине и также греческой философии была распространена мысли о влиянии души и духа на тело. Сократ утверждал следующее: «Нельзя лечить глаза без головы, голову без тела, а тело без души».  Работа профессорского преподавательского состава Вузов — это нервная деятельность. Для каждого педагога или других сотрудников деятельность в системе образования включает в себя стресс или другое снятие стресса, введение различных травяных средств, таких как мятный чай и другие успокаивающие сладости. Эти нервные состояния, недоразумения и постоянные стрессы способствуют разрушению новых систем и совместимости с ними. Вот как психосоматика широко изучается в широком смысле. Название кафедры медицины и психологии происходит от греческого слова «экстрасенс» — душа и «сома» — тело. В нем изучается влияние психологических факторов на возникновение соматических пациентов и на последующие курсы. Психосоматические нарушения — это симптомы или заболевания, которые развиваются в рамках реакции организма на стресс. Это могут быть отдельные проявления — например, боль в области шеи, головы или живота, судороги, тики, тошнота, слабость, головокружение, — в основе которых нет болезни как таковой. Нейропсихолог Николай Французов отмечает, что чаще всего психосоматические проявления встречаются в результате «нездоровой» адаптации человека к жизненным обстоятельствам, когда нервная система не в состоянии «проглотить» поток данных. Существуют и целые психосоматические заболевания — патологии, которые развиваются под влиянием психогенных факторов: стресса, психологических травм, внутренних конфликтов. [5].

Многие исследователи анализирует социально детерминированные риски здоровью населения и раскрывает основные векторы в сфере управления ими на государственном  и территориильном уровнях. В настоящее время проблема сохранения здоровья профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, улучшения их психосоматического здоровья, несмотря на свою актуальность и очевидную актуальность, недостаточно изучена. При изучении этих случаев имеются фрагментарные разработки.

 

 Экономические трудности, ухудшение экологической ситуации, качества питания, свертывание системы бесплатного медицинского обслуживания, интенсификация учебного  процесса, практически полное прекращениеи финансирования  профилактического направления в здравоохранении привели к росту заболеваемости преподавателей высшей школы [6].

При этом исслледователи указывают, что здоровье является фактором развития профессио­нальной компетентности. М.С. Микерова проанализи­ровала здоровье преподавателей медицинских вузов и факторов, его определяющих, и пришла к выводу, что среди данного контингента высок уровень распростра­ненности хронической патологии, формирующейся под влиянием образа и условий жизни, на фоне постоянно возрастающих требований, ответственности и нагруз­ки. Автор показала, что организация медицинской по­мощи преподавателям вузов нуждается в оптимизации. В связи с этим изучение состояния здоровья профессоров, психосоматической заболеваемости, связанной с трудовым процессом и тенденциями, наблюдаемыми в образе жизни, особенно актуально, так как обладает отличной автономностью. Внедрение новых компьютерных технологий применительно к другим воздействиям современных реалий на образовательный процесс в условиях постоянного увеличения объема учебной информации и объема работы, повышения востребованности труда педагогов, требует научно обоснованных, адекватных и устойчивых подходов к решению проблемы охраны здоровья педагогов образовательных учреждений.

Цель исследования — одной из задач наших медико-социальных и психологических исследований является изучение образа жизни и психосоматического здоровья преподавателя высших учебных заведений и совершенствование организации воспитательных мероприятий, оценка их взаимодействия.

Материалы и методы

В процессе исследования изучено мнение 4  экс­пертов из числа заведующих кафедрами и профессо­ров кафедр, имеющих специализацию по обществен­ному здоровью и здравоохранению. Группа экспертов формировалась в соответствии с рекомендациями Е.Н. Шигана [7].

Мнение специалистов по азифам было сформулировано в следующих анкетах:

  • оценка состояния здоровья профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений; определение распространенности курения среди профессорско-преподавательского состава;
  • оценка факторов по уровню негативного воздействия на здоровье преподавателей высших учебных заведений;
  • определение факторов, которым можно управлять, что оказывает негативное влияние на здоровье преподавателей высших учебных заведений;

 

  • прежде всего, определить направления охраны здоровья преподавателей высших учебных заведений, которые необходимо совершенствовать.;
  • определить значимость мероприятий по улучшению состояния здоровья преподавателей высших учебных заведений;
  • определить формы организации лечебно-профилактической помощи преподавателям высших учебных заведений, нуждающимся в улучшении с целью повышения уровня здоровья;
  • оценка влияния факторов на уровень мотивации преподавателей высших учебных заведений к ведению здорового образа жизни;
  • оценить значимость психологических проблем(психосомикологической заболеваемости), связанных с профессиональной деятельностью, которые могут представлять угрозу для преподавателей высших учебных заведений;
  • выявить причины возникновения проблем, связанных с рациональным питанием профессоров;
  • изучить причины смерти, изменения, связанные с личным отдыхом и вредными привычками (алкоголизм, наркомания и др.).

 

По результатам вышеуказзанного опроса 120 профессоров-преподавателей 3 ведомственных высших учебных заведений  об уровне состояния их здоровья с использованием специально разработанной анкеты для современных статистических данных, также. Варианты ответов также  были сформулированы в соответствии с общеприняты­ми критериями групп здоровья: 1-я группа — высокий уровень здоровья (отсутствие заболеваний, отличное самочувствие); 2-я группа — средний уровень здоровья (очень редкие заболевания, обычно хорошее самочув­ствие); 3-я группа — уровень здоровья ниже среднего (довольно частые заболевания или чувство нездоровья); 4-я группа — низкий уровень здоровья (есть хрониче­ские заболевания, постоянно плохое самочувствие).  Результаты исследования показали, что 51% респондентов не считают свой образ жизни здоровым. Основные причины этого: недостаточное внимание вовремя к собственному здоровью (36,4%), нехватка времени (32,2%), низкая заработная плата (15,3%), «лень» (10,6%), при этом 5,5% респондентов указали на недостаток знаний по вопросам здорового образа жизни. Почти 65% опрошенных имели хронические заболевания, большой процент (39,3%) из которых они не уделяли должного внимания своему здоровью, а также неполноценность во время работы, стрессовый статус 31,7%, недоедание, 35,5% разделяют только 2 раза в день прием пищи, 17,1% имели тяжелые условия труда и 13,6% имели вредные вредные привычки (10,6% опрошенных регулярно курят). Кроме того, по результатам наблюдения, учителя не соблюдали режим выходных и праздничных дней : 18% не находили времени на отдых в рабочие дни недели, а 12% — даже в выходные. Почти треть (32,1 процента) пассивного отдыха (Интернет-данные, телеграм, Инстаграмм и подобные программы,видео, книги,телевизор, компьютер и т. д.) обучение наблюдалось.

Неблагоприятный психологический микроклимат в семье и трудовой деятельности был у 42% опрошенных, причем у 1,4% из них в семье часто возникали ссоры по поводу проживания.

Каждый третий преподаватель (16,9%) оценил психологический микроклимат в своей команде как удовлетворительный, 3% — как неудовлетворительный. Ухудшение отношений с учащимися во время их трудовой деятельности было более выражено у респондентов (26-30%), работавших учителями (28,6%) в возрастных группах до 40-49 лет и старше (33,6%); у тех, кто имел хронические заболевания (34,8%) и кто неоднократно болел в течение учебного года (48,4%); у тех, кто не вел здоровый образ жизни (56,2%).%): %); было отмечено, что утром отсутствовали занятия гимнастикой (24,6%), отсутствие отдыха даже в выходные дни( 58,2%), пассивный перенос свободного времени (36,9%);наличие вредных привычек (26,2%), неблагоприятные бытовые условия (26,2%), проблемы в семье(25,1%), пренебрежение личной жизнью (18%) и неудовлетворительные отношения и давление на работе (16,1%).

Известно, что у представителей профессий типа «человек — человек» могут возникнуть такие профессиональные «болезни общения», как эмоциональное «истощение» и  выгорание», герметизация (внутренняя закрытость), приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение частоты конфликтов. «Эмоциональное выгорание» — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Как правило, это является следствием душевного переутомления, эмоционального «выкладывания» в профессиональной деятельности [8].

Топ психосоматических заболеваний педагогов:

Гипертония. Среди преподователей вузов встречаются большинство числ «сердечников». Повышенное артериальное давление развивается из-за чрезмерной эмоциональности, нагрузки работы, драматизации любых событий, в том числе и негативных результатов умственной работы, ощущения постоянного напряжения;

Много студентов плохо сдали экзамен, конфликты между студентом и преподователем,  не получается за пару минут усмирить аудиторию, давления  и т. д. Если все это выглядит катастрофой, то гипертония не за горами;

Падение зрения. «Глаза мои бы не видели тебя в аудитории/ твое поведение и количество ошибок мне глаза режет» — слышали подобное когда-то от педагогов? Такие фразы — одна из причин падения зрения у педагогов. Также прогрессирующая близорукость, дальнозоркость появляются из-за неумения переживать печаль, отсутствия желания видеть что-то плохое, при постоянном визуальном раздражителе;

ЛОР-заболевания. Согласно психосоматике, тонзиллиты, ангины, фарингиты, которые так «любят» учителей, появляются из-за строгого внутреннего цензора: а как это будет выглядеть/смогу  ли я выступить перед аудиторией/ а что они подумают/риторика/ выступления докладом/ могу ли я так сказать /правильно ли все/а что на это скажут/ не обижу ли я. Он запрещает высказываться о несправедливости, порождает ощущение кома в горле от обид;

Шейный остеохондроз. Уже после третьего занятия  шея болит, а поворот головы сопровождается хрустом? Возможно, это остеохондроз. Заболевание прогрессирует при чрезмерной ответственности возложенной на свои плечи.
(Пример: Да, я могу часами сидеть на компьютере и готовить презентацию на лекцию. И подготовить  студентов  в олимпиаде или на конференцию по  специальности,  постараюсь, коллегу подменить, открытый урок сделать или подготовится к следующему дню  и т. д.). Также проблемы с шеей возникают из-за постаяного испытование нагрузки, удерживая голову, и при этомон отличается с большой подвищностью, также  чрезмерной отсутствия гибкости: отругали коллегу за  результат оканчание сессии, отчитали студентов за то, что  у них низкие оценки, прогул занятия, не соблюдения правил ВУЗов, они  не вовремя выходят на перемену [9.].

В результате  анализа основных параметров образа и условий жизни профессорского  преподаватского состава, проведенный в сопоставлении разных возрастно-половых групп, выявил некоторые особенности их, которые необходимо учитывать при разработке мероприятий, направленных на профилактику возникновения и развития заболеваний в преподавательских коллективах. Основным учреждением для проведения эффективной профилактики и лечения заболеваний должен стать медицинский Центр, предназначенной для проведения диагностической, лечебной, оздоровительной и консультативной работы среди преподавателей, медицинская, социальная и экономическая эффективность .

Можно предполагать, что у профессорско-преподавательского состава ВУЗов профессиональные де формации, особенно в эмоциональной сфере, способствуют развитию психосоматических заболеваний, а также вызывают невротические расстройства. Безусловно, данное предположение требует дальнейших исследований соматического и психического здоровья у педагогического корпуса ВУЗов, а также раз работки мероприятий, как по профилактике профес сиональной деформации, так и по ее коррекции. В профилактических целях в ВУЗах следует оп тимизировать работу психологических служб с ори ентацией на профессорско-преподавательский состав, а не исключительно на студенчество. В частности, для профессорскопреподавательского состава необходимо организовать кабинеты психологической саморегуляции, в которых сотрудники могли бы в свободное от учебных занятий время снимать профессиональный стресс. Практическим психологам целесообразно проводить занятия с преподавателями по профилактике профессиональной деформации, а также психологические тренинги по развитию эмоциональной компетентности и по выбору эффективных копингстратегий. Безусловно, необходима возможность индивидуального консультирования преподавателей ВУЗа по вопросам профессиональной деформации.

Также при наблюдении состава профессорского-преподовательского состава вузов, было выяснено  что на разных уровнях пространства бытия человека, формируемых в разных типах деятельности педагогов, закладываются внутренние интенции (сознательные и бессознательные ресурсные установки). Они складываются в качественно своеобразные иерархические уровни психологического благополучия человека: психосоматического здоровья, социальной адаптированности, повседневной одинарный жизнь, результат психического здоровья и психологического здоровья после влияния окружающей среды. Каждый следующий этап, формируется  в процессе развития и воспитания, дает человеку осознание самого себя, мира и себя в мире и, в силу этого, новые возможности для реализации замыслов, дочтижения цели, оптимизация  творческой активности, большую «степень свободы» для выбора путей адекватного реагирования..  Основная  задача  профилактических мероприятий — восстановление  психосомати-ческого  благополучия  путем  устранения  пси-хофизических  нарушений,  являющихся  следствием  эмоциональных  перегрузок,  гипокинезии, нарушений в питании и т.д.

В  этих  условиях  санатории-профилактории  вузов  должны  стать  передовым современным  звеном , в  которых  можно  одновременно  проводить  профилактические,  лечебные  и  реабилитационные  мероприятия.  Улучшения здоровья преподавателей  в  условиях  санатория-профилактория ВУЗов  может  быть  эффективной  формой  медико-профилактического  обслуживания,востоновления показателей здоровья   позволяющей  снизить заболеваемость  по  обращаемости  и  с  временной утратой трудоспособности. Среди  прочих  можно  выделить  следующие основные  задачи,  стоящие  перед  вузовскими  санаториями-профилакториями.

  1. Освоение причин и процесса нарушений здоровья  рекреационного  уровня,  тоист:  снижение  умственной  и  физической  работоспособности, резистентности  к  нагрузкам  и  заболеваниям,  формирование  синдрома  хронической  усталости  и  синдрома  «эмоционального выгорания»  как  донозологические  проявления  нарушения  здоровья;  а  также  разработка  методов  диагностики  указанных  нарушений  здоровья  и  прогноза  эффективности проводимых мероприятий.
  2. Активное информирование отдыхающих в лечебно-профилактическом учреждении о том, что медицинская культура здоровья является важным показателем жизнедеятельности человека-быть в сознательном отношении к здоровью расточительным и способствовать формированию правильных моделей поведения, снижающих стоимость лечения в системе здравоохранения и предотвращающих рост хронических заболеваний.
  3. Разработка комплексных мероприятия и  методов  повышения  уровня  здоровья  с  помощью  психотерапевтических, физических, психологических     и  других  средств  рекреации и это существенно  повышает  эффективность  лечения  многих  серьезных  заболеваний,  а  психотерапия  является  основным  методом  лечения  психосоматических  заболеваний..
  4. Медицинское обслуживание  преподавателей,  страдающих  хроническими  заболева-ниями  (вторичная  и  третичная  профилак-тика); организация отдыха;  раннее  лечение  имеющихся  заболе-ваний  в  фазе  неполной  ремиссии  или  вялотекущего  обострения  с  целью  укрепле-ния  сопротивляемости  организма;  реабилитация,  направленная  на  предотвращение  развития  болезни  и  обучение  больного  образу жизни, адекватному его заболеванию. Не волноваться вообще при работе с людьми – нереально. А вот вооружиться методами профилактики психосоматических недугов по силам любому. Посещение психолога. В сложный период, при эмоциональном выгорании, сильном стрессе (конфликте с администрацией на работе, разводе, болезни ребенка или родителей и т. д), когда чувствуете, что не можете справиться самостоятельно, обратитесь к специалисту.Психолог поможет определить проблему, побороть комплексы, страхи, осознать подавленные эмоции. Такая терапия анонимна и ничего постыдного в ней нет. Не так страшно пойти к психологу, как годами безрезультатно лечиться таблетками.
  5. Прогулки и физнагрузка. Пробежки, силовые тренировки, плавание, йога, танцы помогают справиться со стрессом, наладить контакт между физикой и психикой.

Сохранения и укрепления психосоматическое здоровье   провессорского-преподовательского состава Вузов, оптимизация и формирования  здоровьесберегающих компетенций –– стратегическая, приоритетна провблема современный системы высшего образования, решать которую  возможно в тесном сотрудничестве и в творческом поиске с педагогами.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki /Определения здоровья
  2. Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра.// Высшее образование в России. —2000. — № 3. — С. 3—8.
  3. Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины: Учебное пособие для ву­зов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.
  4. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства : Руководство для врачей. — М. : Медицина, 1986. — С. 10—30.
  1. https://www.wonderzine.com/wonderzine/health/wellness/230422-psychosomatic
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма.— М., 1996. — 310 с.
  3. Шиган Е.Н. Методы прогнозирования и моделирования в со­циально-гигиенических исследованиях. М.: Медицина; 1986.
  4. Хутиев Т.В. Рекомендации по организации лечебного процесса и оценки эффективности санаторно-курортного лечения больных. — Сочи, 1996. — 45 с.
  5. https://mega-talant.com/. Здоровье учителя: болезни от эмоций и их профилактика