АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО РИТЕЙЛА

16 марта 9:12

Для начала разберемся с самим понятием «ритейл». В переводе на русский данный термин обозначает розничную продажу. Появившись в маркетинге, сегодня он уже прочно занял свою нишу во всевозможных торговых областях. Примером может служить банковская, автомобильная, ювелирная и прочие сферы.

Осуществляется ритейл в ритейлинговых точках, которые в свою очередь классифицируются по таким критериям как ценовая политика, размер и идеология. По первому критерию выделяются дискаунтеры и масс-маркеты. По двум остальным – гипермаркет, супермаркет и «магазин за углом». Гипермаркет представляет собой «one-stop-shopping», т. е. магазин, предоставляющий возможность, приобрети все покупки в одном месте. Данные точки пользуются популярностью на выходных для совершения совместных покупок всей семьей. В свою очередь супермаркеты, как правило значительно меньше по площади и ориентированы на ежедневную потребительскую корзину. Магазины «за углом» и вовсе являются точками шаговой доступности, в которых как правило представлены товары первой необходимости.

Классический ритейл – это продажа продукции конечному потребителю в розничных точках продаж, однако стоит признать, что на современном этапе на него во многом оказало влияние развитие современных технологий. В классическом ритейле реализация товаров осуществляется посредством касс и кассового чека. Сегодня же большую популярность получила автоматизированная продажа, она представлена, к примеру постоматами. В больших гипермаркетах сегодня реализуется автоматизированная продажа, когда у тебя есть возможность ходить по магазину с электронным считывателем штрих-кодов. В итоге ты изначально видишь общую сумму своих покупок, на автоматизированной кассе самостоятельно предоставляешь информацию о товарах, расплачиваешься и все. В отдельных магазинах сети «пятерочка», сейчас тестируется полная автоматизация продаж и уход от живых продавцов.

Постоматы в свою очередь наиболее характерны для онлайн покупок, когда покупатель, совершив покупку на сайте может сам определиться с местом получения и способом оплаты. По мнению многих исследователей, онлайн покупки вскоре должны вытяснить традиционные продажи. На деле же ситуация обстоит несколько иначе. Имеется стабильный рост электронной коммерции, при чем такая тенденция наблюдается во всем мире. Так, 55% российских потребителей совершает покупки в интернете как минимум 1 раз в месяц , 86% жителей страны посещает сайты интернет-магазинов каждый день . Кроме того, стоит отметить популяризацию покупок через мобильный телефон. Мобильные телефоны уже стали основным драйвером роста E-Сommerce в всем мире. 

Согласно исследованиям консалтингового агентства, специализирующегося на E-Commerce «Data Insight», объём интернет торговли в России на 2017 год составил 32, 5 млрд долларов США, что соответствует 2, 5 % ВВП.

На основе статистики можно сделать вывод о растущей значимости онлайн-шоппинга. Но можно ли всерьез говорить о том, что, онлайн продажи придут на смену традиционным способам покупок? В классическом ритейле основополагающим является факт нахождения человека в торговой точке, эмоциональная составляющая его поведения в момент совершения покупки.

Профессор Халтер, автор курса лекций по истории шоппинга в Бостонском университете, утверждает, что все люди переживают определенные эмоции по отношению к приобретаемым предметам. Смежную позицию занимает Дог Стивенсон, канадский бизнес-эксперта по вопросам розничной торговли и потребления. Он утверждает, что шоппинг подразумевает в первую очередь гостеприимство, развлечение и опыт, а ритейл выступает в свою очередь не только как дистрибуция товаров, но и, что важнее, как дистрибуция опыта. Таким образом, мотиватором совершения покупок являются переживаемые человеком эмоции и чувства. Именно данный фактор играет ключевую роль, когда человек принимает решение в какой магазин он пойдет, какую вещь он сегодня приобретет.

Именно желание повышения лояльности среди потребителей побуждает успешные бренды так тщательно подходят к вопросу отбора персонала, проводить регулярные тренинги для повышения навыков. Наиболее ярким примером представленной тактики является марка «Adidas». Марка стремиться к оказанию всесторонней помощи потенциальным покупателям, даже одним из слоганов «Adidas» является «помоги по-настоящему». Менеджеры компании считают, что важная частью высокого сервиса в ритейле является готовность нести ответственность за свои слова и рекомендации среди продавцов-консультантов, и ответственность за качество товара у производителей.

На основе сказанного можно сделать вывод о высокой значимости оффлайн торговля и по сей день. В связи с этим, крупные участники онлайн рынка, как в США, так и в России открывают ритейлинговые точки для поддержания физического контакта с потребителями и развития новых форм коммуникаций. Так, американский онлайн-гигант «Amazon» открыл первый в мире магазин без касс. Теперь любой желающий может приобрести товары просто вынося товары из магазина. Человек демонстрирует особый код в своём аккаунте «Amazon», далее камеры слежения самостоятельно считывают информацию о взятых человеком товарах и автоматически снимают деньги с банковской карты, что позволяет сэкономить большое количество времени и рабочего персонала.

На российском рынке таким первопроходцем стал один из наиболее успешных онлайн-магазинов «Lamoda». Он открывает свой первый оффлайн-магазин в московском «Атриум». Как утверждает гендиректора «Lamoda» Флориана Янсена, офлайн-магазины «Lamoda Market» «призваны стать связующим звеном между онлайном и традиционным ритейлом, привлечь новую аудиторию, задать новые стандарты качества в торговле одеждой, обувью и аксессуарами» . Примерный перечень функций нового магазина был оглашён коммерческим директором «Lamoda» Эриком Кольером. По его словам, «Lamoda Market» будет работать и как классический пункт выдачи заказов, а также предоставлять услугу доставки покупок, сделанных в офлайн-магазине. «Мы планируем, что со временем посетитель сможет посмотреть вещи, принять решение о покупке в магазине и просто отправить покупку по своему адресу. «LM Express» доставит все вещи в удобное время».

Современной тенденцией является осознанное потребление, которое можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, это растущий спрос на продукты органического происхождения. Потребители все чаще обращают свое внимание на то, из чего сделан продукт, продукты содержащие в своем составе натуральные ингредиенты, как правило оказываются в приоритете.

Во-вторых, так называемый «fair trade». Сторонники этого направления активно популизируют необходимость обращать внимание на способ производства, рекомендуется отдавать предпочтение производителям, которые избегают снижения издержек при производстве за счет нарушения прав своих работников.

В-третьих, движение по производству нулевого количества отходов «zero waste». Популяризация данного движения произошла благодаря Беа Джонсон, которая стала автором книги о данном явлении. Она сформулировала 5 правил идеологии «Refuse, Reduce, Reuse, Recycle and Rot — «отказ, сокращение, повторное использование, переработка и компостирование»».

Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшний момент отечественный ритейл развивается в русле мировых экономических тенденций. Российский ритейл находится в стабильном хорошем состоянии и продолжает своё развитие в положительном направлении.

  Литература

  1. Попова Е.М. Становление и особенности развития российского продуктового ритейла: автореф. Дис.канд. экон. наук: 08.00.05 / Е.М. Попова. –Хабаровск, 2009. – 24 с.
  2. Топ-10 продуктовых сетей в России. Итоги 2017 г.[Электронный ресурс]. – URL: http://www.malls.ru/rus/news/top-10-setey-na-rynke-fmcg-v-rossii-itogi-2017-goda.shtml
  3. Ахмедзянова Р.М. Международный опыт развития розничных торговых сетей/ Р.М. Ахмедзянова// Вестник Тюменского государственного университета. Социология. – 2014. – № 8.
  4. Жилина Е.В. Параметры оценки конкурентоспособности розничной торговой сети/ Е.В. Жилина //Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2014.