Показатели эффективности бизнес-проектов – это система оценивания, существующая для того, чтобы определить достижение стратегических и тактических целей. Использование показателей эффективности дает предприятию возможность оценить, и при необходимости пересмотреть, свое состояние и помочь в оценке реализации стратегии.
Показатели эффективности бизнес-проектов позволяют: [1]
- сделать выводы о действительной потребности в инвестировании и отсутствии явных препятствий для этого;
- выявить наиболее подходящие инвестиционные схемы;
- оценить факторы, которые могут повлиять на конечный результат инвестирования и сгладить их воздействие;
- наладить аналитическую систему на этапе, когда инвестиционные средства уже работают.
Объективность оценки проекта опирается на некоторые глобальные принципы:
- изучение всего спектра особенностей развития проекта – от его формирования на этапе получения инвестиций до сдачи в эксплуатацию;
- проверку грамотности и целесообразности подключения финансовых средств по ходу развития проекта;
- возможность сопоставить ряд ведущих показателей разноплановых проектов для выявления наиболее рационального решения;
- возможность спрогнозировать наивысший положительный эффект от внедрения проекта;
- возможность спрогнозировать сроки исполнения проекта;
- возможность предугадать дальнейшие предложения по инвестированию;
- возможность просчитать эффект, который окажет внедрение проекта на окружающее пространство;
- возможность прогноза финансовой заинтересованности каждого из инвестирующих;
- возможность расчета влияния на проект инфляционных процессов; объективизацию рисков после запуска проекта.
Чтобы оценить эффективность вложения денежных средств в проект, необходимо провести анализ эффективности деятельности проекта, который осуществляется с помощью следующих показателей: [3]
- NPV (чистая приведённая стоимость) – сумма дисконтированных значений потока платежей, приведённых к сегодняшнему дню.
Если NPV > 0, то проект считается выгодным, он должен быть принят. Если NPV < 0, то проект принесет убытки, его не стоит реализовывать. В том случае, когда NPV = 0, по проекту не будет ни прибыли, ни убытка. При NPV = 0, воплощение проекта не даст прироста прибыли.
При сравнении альтернативных проектов выбирают тот, у которого больший NPV.
Выделяют следующие факторы, влияющие на NPV:
- горизонт рассмотрения проекта;
- ставка дисконтирования;
- масштаб проекта.
Главные плюсы метода оценки инвестиций с помощью моделирования чистого приведенного дохода:
- критерий NРV дает возможность сразу убрать из анализа варианты проектов, которые не дадут прибыли;
- NРV наглядно показывает прирост благосостояния владельцев средств;
- у коэффициента есть аддитивность, то есть существует возможность сложить NРV отдельных проектов, что даст возможность применить метод, чтобы оценить инвестиционный портфель при его формировании;
- учитывает фактор времени;
- учитывает срок жизни проекта.
К недостаткам метода относится:
− показатель зависит от ставки дисконтирования;
- NРV является абсолютным показателем, когда после сравнения проектов, выбирается более крупный, по которому меньше всего доходность;
- сложность выбора соответствующей нормы дисконта;
- не показывает точной прибыльности;
- трудоемкость расчета.
- PI (индекс рентабельности инвестиций) – отношение суммы дисконтированных денежных потоков к первоначальным инвестициям, показывает доходность бизнеса на каждый рубль инвестиций.
Если РI ˃1, то проект лучше реализовать. Если РI ˂1, то проект нельзя реализовывать. При РI =1проект не принесет ни прибыли, ни убытка.
PI обладает следующими свойствами:
− это относительный показатель. Он демонстрирует уровень доходов на единицу расходов, иными словами, эффективность инвестиций.
− он дает возможность ранжировать разного рода варианты вложений, учитывая насколько они привлекательны. За счет этого, данный показатель легко использовать, если надо выбрать проект из нескольких альтернативных, у которых почти равные значения NРV, однако различаются суммы необходимых вложений. Из таких проектов будет оптимальным тот, что даст большую эффективность инвестиций.
Использование РI полезно, если можно вложить средства в несколько проектов, однако у бюджета компании есть ограничения. Данный показатель косвенным образом заключает в себе данные касательно риска проекта, иными словами, касательно его стабильности к изменению изначальных параметров.
Главные преимущества метода:
- учитывает фактор времени;
- показывает долю дохода в стоимости инвестиций;
- используется как дополнение к NPV при выборе одной из альтернатив;
- не зависит от даты начала проекта.
Главные недостатки метода:
- относительный показатель;
- не обладает свойством аддитивности.
- IRR (внутренняя норма доходности) – это процентная ставка, при которой чистая приведённая стоимость (чистый дисконтированный доход – NPV) равна 0, показывает максимальную стоимость заемных средств.
Инвестору надо сопоставить рассчитанный показатель IRR со стоимостью привлечённых средств.
Если IRR ˃ нормы дисконта, то проект считается прибыльным и его стоит принять. Если IRR ˂ нормы дисконта, то проект считается убыточный, его стоит отвергнуть. Если IRR = норме дисконта, то проект считается ни убыточным, ни прибыльным.
Главные преимущества метода:
- учитывает фактор времени;
- показывает максимально допустимый относительный уровень расходов;
- используется как дополнение к NPV при выборе одной из альтернатив.
Главные недостатки метода:
- относительный показатель;
- не обладает свойством аддитивности.
- РР (срок окупаемости) – период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции. [2]
Период окупаемости является минимальным отрезком времени, за который доход от воплощения проекта превращается в положительную величину.
Главные преимущества метода:
- простота расчета;
- позволяет планировать осуществление по времени реализацию других проектов;
- показывает уровень риска по проекту.
Главные недостатки метода:
- не делает различие между проектами с одинаковым кумулятивным доходом, но разным распределением доходов по годам;
- игнорирует разницу ценности притоков денежных средств во времени;
− в процессе использования данного метода не берется в расчет, что есть денежный поток и после завершения периода окупаемости, однако у разных проектов они существенно разнятся.
- DPP (дисконтированный срок окупаемости) – это период времени, в течение которого инвестор получит такой же доход, приведенный к текущему периоду, как и в случае вложения финансового капитала в альтернативный актив.
Главные преимущества метода:
- показатель позволяет учесть динамику стоимости денег;
- использовать для разных периодов разные нормы дисконта.
- позволяет снизить риски потерь инвестированных денег;
- оценить ликвидность инициативы
Главные недостатки метода:
- невозможность учета потоков средств после достижения точки безубыточности;
- некорректные результаты при расчетах потоков с различными знаками (отрицательных и положительных).
Проект лучше всего оценить по всем показателям и сделать вывод по всему комплексу полученных данных.
Таким образом, любой бизнес-проект следует лучше оценить по каждому показателю в отдельности и сделать комплексный вывод, который основывается на всех показателях. Комплексный вывод позволяет дать более объективную, полную оценку состоянию бизнес-проекта.
Список литературы:
- Трещенко Н.Н. Эффективность деятельности предприятия торговли. Краснояр. гос. торг. – экон. ин-т.- Красноярск, 2005 – 110 с.
- Макаркин Н.П. Эффективность реальных инвестиций. М.: ИНФРА-М, 2011. – 432 с.
- Морозко Н.И. Механизм формирования финансового потенциала малого бизнеса. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 314 с.