УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С УЧЕНИКОМ ГИПЕРАКТИВНОГО ТИПА

18 мая 1:25

Процесс обучения — это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Современная система школьного образования хоть и имеет стандарты системы обучения, но не отвечает на психологические вопросы взаимодействия учителя начальной школы с учащимися гиперактивного типа поведения, в ней не рассматриваются условия психологической подготовки учителей к работе по обучению таких учеников. Когда ребенок поступает в начальную школу, первым, кто встречает его – это учитель и с первых уроков у обоих появляются проблемы. Их взаимодействие по системе «учитель-ученик» сводится к авторитарному подходу со стороны учителя, который старается подчинить дисциплине гиперактивного ученика исключительно строгостью, а так же, повлиять на неадекватное поведение такого ребенка через родителей. Но такими методами у педагога ничего не получается, своей некомпетентной работой он наносит всем только вред.

Для многих гиперактивных детей и их родителей все труднее становится конструктивно взаимодействовать с учителями начальной школы, а учителям, в свою очередь — с учениками. Становясь нервными и раздражительными, они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей таких детей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными поверхностными замечаниями. Наступает тупиковая ситуация для всех, помучившись какое-то время, родители вынуждены забирать своего «непослушного» ребенка из класса, а иногда и переводить его в другую школу. Где всё может повториться по-новому, в конечном счете, психологически и физически (из-за применения к ним нередко как средство воздействия телесных наказаний) ученик с СДВГ сильно травмируется.

Даже студенты, окончившие педагогические вузы, зачастую имеют поверхностные представления о подобной типологии детей, они не владеют знаниями в области психологического взаимодействия с гиперактивными учащимися, что на практике приводит к проблемам и трудностям образовательной деятельности в целом и к отсутствию адекватной системы взаимодействия между его участниками.

Повышение эффективности учебно-педагогического процесса в значительной степени связано с учетом условий психологической готовности учителя начальных классов к успешному взаимодействию с гиперактивными учениками, тогда они будут сознательно проектироваться, обеспечиваться и воплощаться в ходе обучения. Рассмотрим подробнее эти условия:

  1. Знания о природе гиперактивности. Педагог обязан владеть общими научными знаниями о понятии синдрома дефицита внимания и гиперактичность, так как это не поведенческая проблема и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, для которого характерны излишняя двигательная активность, дефицит внимания и нарушение эмоциональной сферы. У детей все этих три симптома встречается в разных вариантах. Если учителя будут знать, что источники гиперактивности следует искать в нарушениях нервной системы самих детей, что их школьную неуспеваемость нельзя относить на счет их умственной неполноценности, а поведение таких детей невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами, то взаимодействие с ними будет успешным. Учителям нужно тщательно планировать коррекционные мероприятия педагогической деятельности в целом. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, они относятся к категории нормального развития и подлежат обучению в общеобразовательной школе. Однако, обучающиеся гиперактивного типа имеют свои индивидуальные особенности развития психики, нервной системы, поведения с одноклассниками, взаимодействия с учителем, который без специальной психологической подготовки и умения работать с такими учащимися может показать низкий уровень продуктивности всего учебного процесса и неумелую работу с обучающимися гиперактивного типа.
  2. Знание о нейро — физиологических особенностях и цикличности работы головного мозга детей с СДВГ. Первое время в начальной школе даже здоровому ученику тяжело сохранять усидчивость и удерживать внимание на протяжении времени всего урока 40—45 минут. Гиперактивный же ребенок просто не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного периода времени. Это объясняется цикличностью работы их головного мозга, продуктивное его время составляет 5-15 минут, далее следует отключение и накапливание потенциала для нового цикла. Учитывайте это при планировании урока, разделите его на короткие периоды по окончанию каждого, включите в учебный процесс физкультминутку, упражнение на снятие мышечного напряжения или сделайте банальную гимнастику для пальцев.

Для эффективного взаимодействия учителя начальных классов с учащимися, страдающими СДВГ, педагог должен знать, что своеобразное поведение ученика заключается не в том, чтобы досадить взрослым, не назло учителю, а потому, что у ребенка имеются нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно он не может. Такой ученик не лучше и не хуже остальных детей в классе, он просто другой и задача учителя принять ученика таким, какой он есть, помочь ему адаптироваться среди одноклассников, стать самодостаточным. Чтобы быть профессионально успешным, учитель обязан знать о нейрофизиологических причинах гиперактивности детей, о том, что это заболевание связано с нарушением работы центральной нервной системы ученика и что для эффективной коррекции его поведения гиперактивным детям часто назначается медикаментозная терапия. При нарушениях поведения (повышенной двигательной активности, возбудимости) чаще всего назначают психостимуляторы. В период приема лекарств у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции: они становятся более внимательными, успешно выполняют задания в классе, у них повышается успеваемость. Невролог, лечащий ребенка, страдающего СДВГ, в идеале должен провести разъяснительную беседу с родителями, с педагогом и психологом школы.

Бутакова Л.А., Смирнова Л.Н. считают, что педагог, приняв к сведению рекомендации специалистов, должен осуществлять процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную ситуацию. Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное единодушное воспитание и обучение гиперактивного ребенка, что способствует реализации его потенциала и снижению эмоционального напряжения [2].

         Главной задачей на данный период является обеспечение со стороны учителя соблюдения общего эмоционально-нейтрального фона в процессе обучения и создания самим педагогом благоприятного микроклимата в классе.

  1. Умение помочь гиперактивному ученику в подготовке учебных принадлежностей к уроку, работать на опережение ситуации. Любой успешный урок начинается с правильной подготовки учениками школьных предметных принадлежностей: учебника, тетрадей, пенала, блокнота для записей, но этот, казалось бы, легкий для других одноклассников процесс, доставит много беспокойства гиперактивному ученику. Как правило, на его столе может быть перепутано или отсутствовать что-то необходимое из школьных принадлежностей, тогда ученик в самом разгаре урока может демонстративно полезть за недостающим предметом в портфель, привлекая тем самым к себе внимание других учеников. Задача учителя, предвидя подобную ситуацию – действовать на опережение, на перемене перед началом урока подойти к ученику гиперактивного типа и проверить наличие всех конкретных принадлежностей по предмету. Чтобы облегчить работу и себе, и ребенку, не вводя в стресс этой повторяющейся по нескольку раз в день ситуацией, посоветовать родителям завести на каждый ученый предмет цветную яркую сигнальную папку разного цвета, например, зеленую для окружающего мира, синюю для математики и т.д., в которых и будут находиться школьные принадлежности.
  2. Стимулирование поощрением и похвалой поведение гиперактивных учеников. Для успешного проведения урока рекомендуется активно привлекать такого школьника к участию в работе, спрашивайте его на каждом уроке, хвалите и поощряйте его успехи, иногда игнорируя его выкрики во время занятий, помните, что гиперактивный ученик делает это непреднамеренно, он сам с трудом может контролировать свое поведение. Замечания или одергивания только усугубят ситуацию. Если он слишком возбужден и мешает проведению урока, следует быстро подойти к гиперактивному ученику, коснуться его плеча или головы и ласковыми словами успокоить его («Всё хорошо», «Ты сегодня молодец», «Я вижу, как ты работаешь», «Я спрошу тебя сегодня, обязательно»). Чем спокойнее и убедительнее будут слова учителя, тем быстрее восстановится ученик.
  3. Контролирование собственных негативных эмоции (гнева, злости, раздражения). Гиперактивный ребенок очень импульсивен, его действия неожиданные, подчас провокационные. Без специальной психологической подготовки они могут вызвать у педагога слишком эмоциональную реакцию. В подобных случаях оставайтесь спокойными, уравновешенными, соблюдайте хладнокровие и выдержку, избежать эмоциональную вспышку гнева вы сможете лишь, помнив о медицинской природе таких проявлений. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). Произошедший во время урока неконтролируемый эмоциональный всплеск ученика следует тотчас погасить, и если его виновник через 3-4 минуты успокоился, то можно продолжить занятия без моральных проповедей и замечаний, так как они ничего не дадут, а напротив могут усугубить ситуацию, вызвать лишь новый прилив возбуждения, обусловленный теперь уже состоянием нечистой совести виновного, обидой и чувством стыда перед одноклассниками. За вызывающее поведение не ругайте гиперактивного ученика, таким образом, вы избежите чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.
  4. Знание и учет бессознательной природы негативной вербализации гиперактивными учениками в стрессовой для них ситуации. На переменах в общении с одноклассниками ребенок, страдающий СДВГ, может использовать нецензурные, «плохие» слова. Они это делают не обдуманно, не понимая смысла слов, бранные слова применяются ими для выражения своей экспрессии, гнева, недовольства, как средство защиты от насмешек сверстников. Подобного рода вербализация не имеет персональной адресации и не носит сознательного характера.
  5. Умение выработать подходящий способ поведения по отношению к гиперактивному ученику в группе детей. Таким детям нравятся учителя «золотой середины», которые излучают авторитет, не будучи авторитарными, ласковые, но в меру строгие, понимающие шутки и при этом, в меру серьезные, которые никого не разоблачают, но зато помогают в учебе, лучше всего в форме подсказок. Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным. Об изменении учебной ситуации ребенок должен узнать своевременно, чтобы суметь приготовиться к этому.
  6. Уважение к чувствам и интересам гиперактивного ученика. Учитель начальных классов при взаимодействии с гиперактивным учеником осуществляет первичную форму регуляции поведения ребенка через эмоции. Ученик, страдающий СДВГ, на бессознательном уровне готов больше к активному использованию «языка» чувств, чем к использованию языковых средств. Специфика особенностей содержания и динамики взаимодействия учителя с учеником гиперактивного типа, в первую очередь, регулируется определяющей ролью положительных эмоций в процессе развития их взаимоотношений. Особенно применительно к гиперактивным детям высказывание Зимней И.А., что общение между ребенком и взрослым осуществляется как бы на двух языках. Один – это язык понятий, категорий, обобщений, осуществляемый посредством слов и предложений, которому взрослые придают большее значение, помогая ребенку овладеть им с раннего возраста. Другой «язык» человеческих чувств – не менее эффективное как средство общения, средство регуляции деятельности и поведения [7].

Работа с гиперактивным ребенком лишь незначительно отличается от работы с агрессивными или раздражительными детьми, отмечает                    В. Оклендер. «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности». [9].

  1. Опора в работе с гиперактивным учеником на сильные стороны его личности. Учителя начальной школы в своей практической деятельности обязаны применять во взаимодействии с гиперактивными учащимися особый подход, это, безусловно, требует от них больших усилий, гибкости и терпения, но психологически учителям будет проще успешно взаимодействовать, если они в процессе обучения детей с СДВГ, будут опираться на  сильные стороны таких учеников, их природные способности и положительные качества их личности:

— коммуникабельность, добродушность, доверчивость, чувствительность, открытость, раскрепощенность в общении;

— творческие способности, любознательность, в исключительных случаях одаренность, нестандартный подход к решению проблем;

— позитивность, энергичность, жизнерадостность;

— способность быстро отходить, не держать зла

— экспрессивность, эмоциональность, обаятельная театральность может стать основой социального успеха;

Гиперактивные дети — это не рассеянные дети, это дети, сконцентрированные на своем внутреннем, духовном мире.

Как верно замечают Горячева Л.А., Кругляк Л.Г. в таких детях присутствует «двойная исключительность» с одной стороны дети проявляют явную неспособность к чему-то, но и столь же очевиден их поразительный талант в другой сфере. Анализируя биографии великих людей, ученые находят признаки этого заболевания у многих из них. Считается что похожим синдромом страдали Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Александр Пушкин, Бенджамин Франклин, Лев Толстой, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Эдгар По, Генри Форд, Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо, Уолт Дисней. [3].

  1. Педагогическая этика, тактичность, сдержанность при осуществлении обратной связи с родителями гиперактивного ученика. После конфликтных ситуаций не спешите сразу звонить и жаловаться родителям ученика, телефонные звонки домой, сделанные в пылу гнева на непослушного ученика способны лишь еще больше травмировать и без того задерганных родителей, да и самого ребенка, так как нередко по отношению к нему дома применяют силовой метод воздействия (ремень, угол). Уставшие родители хорошо знают трудности своих гиперактивных детей, но они никак не могут руководить их поведением. Навык правильного поведения в школе нельзя приобрести путем перевоспитания дома, так как такие дети в домашней обстановке из-за отсутствия раздражающих факторов ведут себя абсолютно по-другому: они спокойны, сосредоточены, постоянно что-то рисуют, конструируют, лепят, мастерят, только в новой обстановке они всегда исследуют границы своих возможностей и пределы допустимого. Надо иметь в виду, что частые жалобы на ребенка его родителям лишь обостряют ситуацию, уровень нервного возбуждения всех вовлеченных в конфликт людей, неуклонно повышаясь, может дойти до предела. Общайтесь с родителями гиперактивного ученика на тему успехов и достижений их ребенка, положительно отзывайтесь о нем, о его учебе и лишь потом обсуждайте появляющиеся проблемы для совместного их решения.

Таким образом, при выполнении перечисленных условий психологической подготовки учителя начальных классов к взаимодействию с учащимися гиперактивного типа будет успешным тогда, когда педагоги осознают свою ведущую роль в организации контактов с такими детьми. Главным во взаимодействии с ними должны быть отношения, основанные на уважении к личности ученика,  передаче учащимся понимания педагогом их внутреннего и психического состояния, организация с ними цельного контакта, изменение стереотипных негативных установок и снижение требовательности к ученикам с СДВГ, хотя бы на первых годах школьного обучение — от этих условий будет зависеть эффективное взаимодействие учителя начальной школы с гиперактивным учеником и успешное освоение последним школьной программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е. В. (2002) Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика.
  2. Бутакова Л.А., Смирнова Л.Н.(2002) Развитие произвольного внимания младших школьников // Инновации в начальной школе: Материалы научно-практической конференции. 24-25 сент. – М.: МГИПКПК, 144с. 
  3. Горячева Л.А., Крукляк Л.Г. (2008) Дети-«катастрофы»: Как помочь гиперактивному ребенку.-СПб.: Изд. «Крылов»,192с., с.24
  4. Гребнева В.В. (2003) Психологическая готовность студентов к личностно- центрированному взаимодействию в процессе образования в вузе: диссер. …канд.психол.наук.-Белгоро, 229с.
  5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. (1976) Психологические проблемы готовности к деятельности.- Минск.: изд-во БГУ, 176с.
  6. Заваденко Н.Н.(2005)  Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия»
  7. Зимняя И.А. (1997) Педагогическая психология.-Ростов н/Д: Феникс, 480с., с. 407
  8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С.(2007) Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. — СПб.: Речь, 186 с.
  9. Оклендер В., (1997) «Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии» /Пер. с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 336 с., с. 18