Современное образование ориентирует педагогов на организацию учебного процесса которое требует постоянного развития учащихся и формированию ключевых компетенций.
Учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, способствуют формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации.
Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями и знаниями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, творчески проявлять себя.
Поэтому мы работаем над темой «Проектная-исследовательская деятельность учащихся на уроках, в рамках реализации ФГОС».
Цель такой деятельности является развитие способностей учащихся на основе формирования проектно-исследовательской компетенции, устойчивого интереса к обучению, самостоятельности к усвоению знаний, учиться на собственном опыте.
Задачи:
- Обучение планированию: определить цели и задачи, сделать анализы и выводы.
- Научить работе с материалами и информацией.
- Составление плана работы, умение презентовать перед аудиторией.
- Формировать позитивное отношение к учебе, углубить интерес к предмету, проявлять творческий подход к выбранной теме.
- Совершенствование умению работать в группах.
Актуальность заключается в том, что технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на формировании умения решать жизненные проблемы, созданию или исследованию продукта.
Гипотеза:
Проектно-исследовательская деятельность позволит увидеть скрытые возможности и творческие способности учащихся
Основной причиной безделья на уроках является скука. А когда нет интереса к учебному процессу – нет знания. Это приводит к тому, что ученики:
не готовы принимать решения в нестандартных ситуациях;
снижен интерес к добыче знаний;
не владеют навыками самостоятельной работы, появляются проблемы и затруднения в работе с информацией;
снижается интеллектуальный, духовный и творческий уровни.
В нашей практике в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности, мы внедряем исследовательский подход в обучении, который позволяет осваивать обобщенные способы деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательские компетенции на уроке.
Проектно-исследовательская деятельность положительно влияет на рост интереса к предмету, за счет самостоятельной добычи информации и самоорганизации. Детям интересно самим принимать решения, проявлять творчество. В ходе работы учитель исполняет роль консультанта, советника, организатора, наблюдателя, который направляет учащихся в правильное русло, следя за ходом их работы.
Главной задачей является не передача знаний, а организация деятельности учащихся на уроке.
Был проведен интегрированный урок в 7 классе по теме: «Экологические проблемы села Бестях» учащиеся выполнили проект, цель которого: выявление экологических проблем, и путей решения защиты окружающей среды села Бестях. В ходе работы дифференцированно были созданы группы и мини-проекты. Им предложено было решить следующие задачи:
-выявить существующие проблемы экологии села;
-найти необходимую информацию из предложенных материалов;
-найти решения проблем с экологией окружающей среды, сделать выводы и анализы;
-сделать мини-проекты, плакаты защиты окружающей среды села Бестях и продемонстрировать результаты работы;
-выступить перед другими группами;
1 этап: Организация деятельности. Учащиеся определяют в начале работы в группе свои обязанности и роли.
2 этап: Осуществление деятельности. Учащиеся работают самостоятельно, сообща и каждый в соответствии со своей ролью. Находят пути решения экологической проблемы села. Консультируются с учителем.
3 этап: Презентация итога работы. Группы демонстрируют свои мини-проекты.
На этом уроке учащиеся выявили следующие проблемы:
— Загрязнение воздуха. Загрязнение происходит из-за работы карьера, который находится вблизи села Бестях. Очень плохо влияет на здоровье человека, особенно на дыхательные органы.
-Свалка. Мусорная свалка находится вблизи села.
-Загрязнение воды. Село Бестях расположено на верху реки Лена. Вода загрязняется особенно весной и осенью. Люди пьют из этой воды. Поэтому жители вынуждены покупать питьевую воду.
Пути решения проблем:
-надо обратиться к главе администрации и перенести или остановить работу карьера.
-обратиться к Министерству экологии, природопользования Республики Саха (Якутия) с просьбой о перенесении карьера в отдалённую местность, подальше от села.
-Установить фильтр для очищения воды для всего населения.
-Пропаганда защиты природы, нарисовать плакаты.
-Для мусора установить специальные контейнеры для сортировки мусора, чтобы выделить отдельные типы отходов, перерабатываемых от не перерабатываемых.
Выводы: Учащиеся выступили перед группами, защитили свои мини-проекты. Показали плакаты. Ответили на вопросы.
В конце урока учащимся предлагается оценить работу групп. Оценивание работы каждой группы по методике формирующего оценивания «Две звезды, одно пожелание».
Далее представляем тематику проектов, которые были выполнены на уроках КНРС(Я) и биологии. Уроки проводятся в течении года. Выборочно по темам, включаются в этапы урока.
Тема проекта |
Тип проекта |
Продукт |
Где реализуется |
«Моллюск» 7 класс |
Краткосрочный Групповой |
Презентация, плакат |
На уроке, в школе |
Здоровое питание 7 класс |
Краткосрочный Групповой |
Презентация, плакат |
На уроке, в школе |
Урок КНРС(Я) 5 кл. «Конь- боевой друг богатыря». По эпосу олонхо. |
Краткосрочный Групповой |
Модель, рисунок |
На уроке |
Урок КНРС(Я) и биологии 6 кл «Лекарственные растения моего двора» |
Краткосрочный Индивидуально-групповой |
Презентация, буклет |
На уроке |
В этом году исследовательская работа во внеурочной деятельности с учащимися показало свои результаты:
-Дубачев Дмитрий 6 кл. «Способы защиты населения Якутии от эпидемий и вирусов» улусная НПК «Шаг в будущее» 3 место. Руководитель Корякина П.П.
-Казимирова Анна 8 кл. «Адсорбционная способность активированного угля» улусная НПК «Шаг в будущее» 2 место. Руководитель Оленова С.В.
-Казимирова Анна участие в Республиканской НПК «Шаг в будущее».
Выводы:
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность дает определенные результаты:
Появился устойчивый познавательный интерес к предмету.
Прослеживается положительная динамика уровня обученности.
Повысилась качественная динамика мотивации учебной деятельности.
Закрепились прочные навыки проектной деятельности.
Также наблюдается развитие качеств как трудолюбие, терпеливость, внимание, креативность, самоуважение, умение слушать других. Раскрывается творческий потенциал, информационная, социальная и коммуникативная компетентность учащихся. Когда ученик сам своим трудом добывает знания, именно тогда это ценится, запоминается, и усваивается учащимися.