В современных условиях учителю необходимы такие методы, которые позволяли бы сформировать у ребенка умение правильно организовывать свою работу – сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.
Перед учителем появляется необходимость выбрать такой метод обучения, который бы способствовал социально – личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся начиналась как можно раньше, с начальной ступени обучения и носила творческий и поисковый характер.
Проектно — исследовательская деятельность в начальной школе способствует расширению кругозора, формирует у них умение работать с информацией, умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли, а главное – формирует личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, развивает творчески.
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик может обрести интерес к учебе, если ему дать возможность самому что – нибудь «открыть». В начальных классах особенно важно привить интерес к учебной деятельности. Для развития творческой и активной личности больше возможности дает проектно – исследовательская деятельность. Здесь главное для учителя увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности, а также привлечь родителей к участию в школьного своего ребенка.
Этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
1 класс- подготовка к исследованию. Развитие поисковой активности.
- Коллективно-творческое дело «Почемучки».
Дети начинают делать маленькие открытия по темам, которые им близки, например:
V Почему кровь красная?
V Из чего сделаны снежинки?
V Как образуются ледяные сосульки?
V Почему божья коровка так называется?
Можно искать информацию всем вместе, посетив библиотеку или компьютерный класс. Можно предложить ребятам ответить на вопросы дома, попросить почитать родителей. Мамы папы бабушки и дедушки — это единомышленники. Они помогают в поиске и запоминании информации.
Здесь учитель преследует следующие моменты, необходимые для исследовательской деятельности:
-потребность узнавать что-то новое.
-развитие общего кругозора, памяти, мышления, речи.
-умение отвечать перед сверстниками.
У учеников развиваются следующие умения:
-ставить вопросы,
-развивать свою точку зрения.
С целью развития умения видеть проблему детям озвучиваются различные ситуации, и предлагается оценить их с разных позиций или продолжить развитие действия разными способами.
Во 2 классе дети овладевают техникой исследовательского поиска в группах, они делятся на творческие группы по интересам.
— Дети продолжают характеризовать явления, сравнивать, классифицировать, экспериментировать, наблюдать, искать проблемы.
— Формируются умение общаться и работать в группе.
— Развиваются черты характера доброжелательность, общительность, скромность, такт. Реализовать эту задачу помогают игровые формы обучения.
В 3 и 4 классе в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. А также планомерная работа по проектной деятельности.
Проектная деятельность — прекрасная возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований. Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем.