ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАБОТУ В ГРУППЕ

16 апреля 3:54

Основным содержанием моего выступления является внедрение в школьную практику нового педагогического подхода — Lesson Study.

Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Этот подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход «Исследование в действии».

Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: «Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения?»

Цели Lesson Study: совершенствование методики преподавания и повышение уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, разработка концептуальных педагогических подходов.

Нашей задачей является внедрение данного подхода в свою педагогическую и практическую деятельность.

В рамках проекта социального воздействия НИУ ВШЭ, в прошлом учебном году, в нашей школе начали внедрять технологию Lesson Study. Первое знакомство с технологией LS учителей школы произошло через семинары, консультации и вебинары. В проекте участвовали две команды, из учителей истории, математики, русского языка, английского языка, ведущих занятия в 6 классах. Команды работали над проблемами: переход от пассивного усвоения информации учащимися к активному ее поиску, повышение самооценки у слабых учеников.

В этом учебном году создали команду из учителей, работающих в начальных классах и которые начали обучаться  на курсах повышения квалификации по технологии исследования уроков Lesson study, организованные НИУ ВШЭ, в составе:

  1. Винокурова Марфа Ивановна, учитель музыки
  2. Кузьмина Елизавета Дмитриевна, учитель начальных классов
  3. Попова Анджелика Валериановна, учитель технологии

Группой была выдвинута проблема, выяснить «Влияет ли использование групповой работы на умение учащихся высказываться, аргументировать свое мнение и слушать мнение окружающих?»

Этап 1 — На первой встрече по Lesson Study мы распределили «роли» в группе, определили класс, на котором будет проводиться исследование, определили трёх «исследуемых» учеников, которые являются типичными представителями определённой группы учащихся класса, распределили уроки.   Остановились на 3 уроках — русском языке, музыке и технологии. Составили график встреч по планированию уроков, их проведению и анализу. В обсуждении участвовали все очень активно. В нашей исследовательской группе не оказалось равнодушных людей, тем более что каждый был заинтересован в результатах этого процесса.

Этап 2 – Планирование 2-го Lesson Study . Постановка цели урока и его подготовка в условиях консультирования с коллегами. Процесс планирования урока предусматривает от 2 до 6 встреч группы. У нас было проведено 3 встречи. Все сведения были зафиксированы в таблицу планирования урока.

Затем составили и расписали подробно конспект урока, определили ресурсы, которые будут использованы и каким образом.

После этого определили ожидаемые результаты для учителя и от каждого ученика по окончании Lesson Study и каждом из его этапов, чтобы продемонстрировать свой прогресс. Распределили между участниками группы, кто за каким исследуемым учащимся будет наблюдать. 

 Этап 3 – Проведение и наблюдение урока. 

Члены группы письменно фиксировали свои наблюдения в таблицу планирования и наблюдения урока, отмечали ответы исследуемых учащихся на различных этапах урока, замечая степень их соответствия или отличия от предполагаемого ими, на данном этапе. Устанавливали доказательства прогресса каждого из учащихся в сопоставлении с планируемыми ожиданиями, отмечая степень их достижений. Причем, наблюдатели были менее концентрированы на учителе и более – на исследуемых учениках.

Ожидаемые результаты:

  • Для учителя:

-рост профессионального мастерства учителей, повышение эффективности урока через вовлеченность их в групповую работу;

— активизация учебного процесса;

— совершенствование школьной практики;

-привлечение учащихся к работе по активизации учебной деятельности;

— создание благоприятной учебно-познавательной среды для всестороннего развития личности.

  • Для учеников:

-применение  новых подходов обучения – диалоговое обучение и работа в группах, через подход Lesson Study с целью повышения мотивации учащихся;

-создание комфортной среды и позитивного настроения учащихся,

в перспективе — повышение качества обучения и образования.

LS 1. Урок музыки.

Учитель: Винокурова М.И

Тема урока: « Ты откуда зародилась, музыка?»

Используемые приемы: метод контрольных вопросов.

Формы работы: работа в группах, фронтальная.

Выводы: Групповая работа повысила познавательный интерес учащихся.

Рекомендации учителю:  Следует обратить внимание при подготовке к уроку на количество заданий.

LS 2. Урок русского языка

Учитель: Кузьмина Е.Д

Тема урока: «Безударные падежные окончания имен прилагательных»

Используемые приемы: формулирование темы и целей урока на этапе вызова; «Найди ошибку», «Карусель».

 Формы работы: работа в группах, фронтальная.

Вывод: Весь урок был построен так, что дети в практической деятельности решали учебные задачи. Учащиеся оценивали свою работу в группе и в парах. Были очень активны. Наблюдался повышенный интерес к теме урока.

Рекомендации учителю: Правильно распределять время.

LS 2. Урок технологии

Учитель: Попова А.В.

Тема урока: « Оригами. Изготовление цветка лотоса»

Используемые приемы: игровая ситуация, диалог.

 Формы работы: работа в группах, фронтальная.

Вывод: Дети с интересом и дружно работали, оформили поздравительную открытку для учителей и родителей.  Были активны на уроке,  уверенными в своих возможностях, улучшились взаимодействия со сверстниками.

Рекомендации учителю: Нужно чётко продумать групповую работу, чтобы каждый наблюдаемый ученик выполнял свою роль и видел свою значимость.

В итоге:

 

Группа А

Группа В

Группа С

У мальчика развились лидерские качества, научился работать в коллективе, понравилось работать в коллективе.

Сам объяснял задания ребятам.

Проявил активность,  помогал товарищам в команде.

Девочка только к третьему уроку стала проявлять активность на уроках, повысилась самооценка, ребенок научился работать в группе.

 

ВЫВОД

      В результате проведенных уроков мы пришли к выводу, что работа в группе стимулирует общение среди учеников, помогает выполнять задания грамотно и в отведенное время. Был отмечен прогресс в знаниях каждой категории учащихся.

      Таким образом, Lesson Study помогает на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения и преподавания. Lesson Study помог нам повысить свой методический уровень, способствовал достижению поставленных целей и определению новых проблем, которые, как мы поняли, можно решить в совместной деятельности.