Основным содержанием моего выступления является внедрение в школьную практику нового педагогического подхода — Lesson Study.
Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Этот подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход «Исследование в действии».
Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: «Каким образом возможно развивать определенный педагогический подход для повышения качества обучения?»
Цели Lesson Study: совершенствование методики преподавания и повышение уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, разработка концептуальных педагогических подходов.
Нашей задачей является внедрение данного подхода в свою педагогическую и практическую деятельность.
В рамках проекта социального воздействия НИУ ВШЭ, в прошлом учебном году, в нашей школе начали внедрять технологию Lesson Study. Первое знакомство с технологией LS учителей школы произошло через семинары, консультации и вебинары. В проекте участвовали две команды, из учителей истории, математики, русского языка, английского языка, ведущих занятия в 6 классах. Команды работали над проблемами: переход от пассивного усвоения информации учащимися к активному ее поиску, повышение самооценки у слабых учеников.
В этом учебном году создали команду из учителей, работающих в начальных классах и которые начали обучаться на курсах повышения квалификации по технологии исследования уроков Lesson study, организованные НИУ ВШЭ, в составе:
- Винокурова Марфа Ивановна, учитель музыки
- Кузьмина Елизавета Дмитриевна, учитель начальных классов
- Попова Анджелика Валериановна, учитель технологии
Группой была выдвинута проблема, выяснить «Влияет ли использование групповой работы на умение учащихся высказываться, аргументировать свое мнение и слушать мнение окружающих?»
Этап 1 — На первой встрече по Lesson Study мы распределили «роли» в группе, определили класс, на котором будет проводиться исследование, определили трёх «исследуемых» учеников, которые являются типичными представителями определённой группы учащихся класса, распределили уроки. Остановились на 3 уроках — русском языке, музыке и технологии. Составили график встреч по планированию уроков, их проведению и анализу. В обсуждении участвовали все очень активно. В нашей исследовательской группе не оказалось равнодушных людей, тем более что каждый был заинтересован в результатах этого процесса.
Этап 2 – Планирование 2-го Lesson Study . Постановка цели урока и его подготовка в условиях консультирования с коллегами. Процесс планирования урока предусматривает от 2 до 6 встреч группы. У нас было проведено 3 встречи. Все сведения были зафиксированы в таблицу планирования урока.
Затем составили и расписали подробно конспект урока, определили ресурсы, которые будут использованы и каким образом.
После этого определили ожидаемые результаты для учителя и от каждого ученика по окончании Lesson Study и каждом из его этапов, чтобы продемонстрировать свой прогресс. Распределили между участниками группы, кто за каким исследуемым учащимся будет наблюдать.
Этап 3 – Проведение и наблюдение урока.
Члены группы письменно фиксировали свои наблюдения в таблицу планирования и наблюдения урока, отмечали ответы исследуемых учащихся на различных этапах урока, замечая степень их соответствия или отличия от предполагаемого ими, на данном этапе. Устанавливали доказательства прогресса каждого из учащихся в сопоставлении с планируемыми ожиданиями, отмечая степень их достижений. Причем, наблюдатели были менее концентрированы на учителе и более – на исследуемых учениках.
Ожидаемые результаты:
- Для учителя:
-рост профессионального мастерства учителей, повышение эффективности урока через вовлеченность их в групповую работу;
— активизация учебного процесса;
— совершенствование школьной практики;
-привлечение учащихся к работе по активизации учебной деятельности;
— создание благоприятной учебно-познавательной среды для всестороннего развития личности.
- Для учеников:
-применение новых подходов обучения – диалоговое обучение и работа в группах, через подход Lesson Study с целью повышения мотивации учащихся;
-создание комфортной среды и позитивного настроения учащихся,
в перспективе — повышение качества обучения и образования.
LS 1. Урок музыки.
Учитель: Винокурова М.И
Тема урока: « Ты откуда зародилась, музыка?»
Используемые приемы: метод контрольных вопросов.
Формы работы: работа в группах, фронтальная.
Выводы: Групповая работа повысила познавательный интерес учащихся.
Рекомендации учителю: Следует обратить внимание при подготовке к уроку на количество заданий.
LS 2. Урок русского языка
Учитель: Кузьмина Е.Д
Тема урока: «Безударные падежные окончания имен прилагательных»
Используемые приемы: формулирование темы и целей урока на этапе вызова; «Найди ошибку», «Карусель».
Формы работы: работа в группах, фронтальная.
Вывод: Весь урок был построен так, что дети в практической деятельности решали учебные задачи. Учащиеся оценивали свою работу в группе и в парах. Были очень активны. Наблюдался повышенный интерес к теме урока.
Рекомендации учителю: Правильно распределять время.
LS 2. Урок технологии
Учитель: Попова А.В.
Тема урока: « Оригами. Изготовление цветка лотоса»
Используемые приемы: игровая ситуация, диалог.
Формы работы: работа в группах, фронтальная.
Вывод: Дети с интересом и дружно работали, оформили поздравительную открытку для учителей и родителей. Были активны на уроке, уверенными в своих возможностях, улучшились взаимодействия со сверстниками.
Рекомендации учителю: Нужно чётко продумать групповую работу, чтобы каждый наблюдаемый ученик выполнял свою роль и видел свою значимость.
В итоге:
Группа А |
Группа В |
Группа С |
У мальчика развились лидерские качества, научился работать в коллективе, понравилось работать в коллективе. Сам объяснял задания ребятам. |
Проявил активность, помогал товарищам в команде. |
Девочка только к третьему уроку стала проявлять активность на уроках, повысилась самооценка, ребенок научился работать в группе. |
ВЫВОД
В результате проведенных уроков мы пришли к выводу, что работа в группе стимулирует общение среди учеников, помогает выполнять задания грамотно и в отведенное время. Был отмечен прогресс в знаниях каждой категории учащихся.
Таким образом, Lesson Study помогает на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения и преподавания. Lesson Study помог нам повысить свой методический уровень, способствовал достижению поставленных целей и определению новых проблем, которые, как мы поняли, можно решить в совместной деятельности.