ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИНОЯЗЫЧНЫМ ТЕКСТОМ

3 мая 9:24

Целью работы является изучение теоретической литературы по проблеме формирования стратегий в обучении иностранным языкам и разработка, использование в практической деятельности заданий по изучающему чтению для студентов неязыкового вуза.

 Под стратегиями чтения следует понимать комплекс умственных действий, в котором можно чётко выделить три компонента:

– постановка цели чтения;

– составление плана действий для достижения этой цели;

– конкретное и поэтапное выполнение плана.

         Так, Зимняя И. А. считает важным структурным компонентом учебных стратегий учебные действия. Эти действия, в свою очередь, являются способами решения учебных задач.

В отечественной и зарубежной науке выделяют следующие виды чтения: изучающее, просмотровое поисковое ознакомительное. Щукин А. Н., выделяет три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.  В ходе работы студент должен овладеть всеми видами чтения на каждом этапе обучения.

Практическая работа по формированию стратегий чтения проводилась на базе Колледжа Инфраструктурных Технологий, Северо — Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова со студентами второго курса группы ИСИП-18-1.

В качестве тренировочных текстов выступили классические художественные произведения, такие как: “The Great Gatsby” Френсис Скотт Фицжеральд, “A Fever Dream” Рэй Брэдбери, “A High Dive” Л. П. Хартли из учебных пособий по домашнему чтению «Enjoyable English Classics»

Формирование стратегии изучающего чтения на основе самостоятельной работы студентов  была осуществлена следующим образом:

— По этапам чтения (по Щукину А. Н)

— на самостоятельную работу студентов были даны опережающие задания и итоговый анализ текста;

  1. Первое опережающее задание по текстам была посвящена подготовке информации о писателе, о его произведениях.

Это опережающее задание выполнялось в группах по 3-4 человека. Во время тренировки не наблюдалось больших изменений.

  1. Следующее опережающее задание было на подготовку и проведение обсуждение текста, здесь мы получили следующие результаты:

Обсуждение первого текста, обсуждение второго текста,  и контрольного текста.

На этом этапе мы наблюдаем повышение качества обучения. Но при итоговом контроле % получается средним. Вероятно, это объясняется сложностью формы обсуждения. I текст  обсуждался в форме наводящих вопросов, II текст в виде ролевой игры, а  III текст в виде написания общего сочинения – размышления.

Все результаты самостоятельного выполнения заданий на трех этапах текстов каждого студента суммировались, и выводилась средняя арифметическая итоговых оценок по текстам.

Если средний показатель качества работы в начале обучения был 38,4%, то в конце обучения этот показатель увеличился до 46,8%. Таким образом, мы наблюдаем повышение качества обучения на 8,4%

На основе следующих действий: первичное чтение текста и разбора на уровне значения текста, повторное чтение и обсуждение текста на уровне смыслового понимания в аудитории, итогового чтение и анализ текста, удалось сформировать стратегию изучающего чтения.

Таким образом, анализ теоретической научной литературы и практическое использование методов и приемов обучения способствовали разработке следующих рекомендаций :

  • многократное чтение текста
  • разбор текста на уровне значения слов и предложений
  • обсуждение текста на уровне смыслового понимания
  • итоговый анализ текста, интерпретация текста

  Список литературы:

  • Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. Пособие. 3-е изд. , перераб. И доп. М. : Флинта; Наука, 2017.
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник/. – Издание 2-е, дополненное, исправленное и переработанное. – Москва : Логос, 2008. – 384 с.
  • Колесникова Н.Л. Вопросы методики и лингвистики в преподавании иностранных языков, место издания В. Секачев Москва, с. 27-32.

References

  • Schukin A. N. Methods of teaching Russian as a foreign language: textbook. Allowance. 3rd ed. , reslave. And add. M.: Flint; Science, 2017.
  • Zimnaya I.A. Educational Psychology: Textbook. — 2nd edition, revised, revised and revised. — Moscow: Logos, 2008 .— 384 p.
  • Kolesnikova N.L. Questions of methodology and linguistics in the teaching of foreign languages, place of publication Sekachev Moscow, p. 27-32.