Проектная деятельность как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников

26 декабря 6:12

 «Воспитывать человека — значит определять судьбу нации»

 Святейший Патриарх Московский и  Всея Руси Алексий II


 



Актуальность. Одной из актуальных проблем на современном этапе является духовно-нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.



Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Но далеко не каждая семья может обеспечить малышам качественное духовно-нравственное воспитание, так как и молодые родители, и их родители (бабушки и дедушки) выросли в те времена, когда духовно-нравственные ценности были отторгнуты государством, отодвинуты на задний план.



Кроме этого, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации (в первую очередь на телевидении, в том числе и в любимых детьми мультфильмах, в интернете и в «детских» компьютерных играх), разрушение семейного уклада, отрицательно воздействуют на детские души.



Идея проекта. В организации образовательного процесса мы решили сделать акцент на форму совместной деятельности взрослых с детьми через проектную деятельность. Проектная деятельность интересна тем, что все члены семьи некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков и сувениров, рисунков, макетов и др. Совместная деятельность позволяет родителям и детям лучше понять друг друга. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения. Одна из привлекательных и результативных форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это проектная деятельность, которая является инновационной формой работы с детьми. Организация проектной деятельности позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.



Цель проекта: приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, их интериоризация через совместную проектную деятельность детей и взрослых в дошкольном учреждении и семье.



Задачи:

  1. Формировать у детей семейные ценности, способствовать возрождению семейных традиций через связь поколений.
  2. Способствовать формированию у детей патриотических чувств через воспитание любви к родному краю.
  3. Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей через знакомство с художественной литературой и произведениями народного творчества.
  4. Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество,
  5. Приобщать детей к родной культуре и духовным ценностям.


 



Предметом  проекта является процесс духовно-нравственного воспитания детей.



Основные понятия:



Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебно-воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за рамки традиционного расписания непосредственно образовательной деятельности в рамках в детском саду. Проекты могут быть детскими, когда ребенок выступает полноправным автором, взрослыми и детско-взрослыми, так как детский сад является детско-взрослым сообществом. Предполагается три вида проектной деятельности: творческая, исследовательская и нормативная.



Духовно-нравственное воспитание — сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Стержнем духовно-нравственного воспитания является интериоризация — перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки человека, которые, став таковыми, служат верным компасом в его повседневной жизни.



Ожидаемый результат. В ходе проведения проектной деятельности у ребенка значительно расширится кругозор. Работа над проектами положительно повлияет на взаимоотношения в семье, обогатит содержание совместной деятельности, в т. ч. семейного чтения, расширит круг интересов членов семьи, пополнит семейные традиции, активизирует речь и предметную деятельность дошкольников. Дети совместно со взрослыми приобретут навыки решения проблемных ситуаций, сотрудничества, планирования своей деятельности. Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности.



 



Пути реализации проекта:












  Тема проекта Содержание проекта Решаемые задачи
1. «Международный эпос «Нюргун боотур стремительный» ·  Изучение истории эпоса родителями и рассказ фрагментов ребенку.



·  Рассматривание иллюстраций в книге.



·  Пересказ наиболее интересных фрагментов текста для защиты проекта.



·  Создание образов героев эпоса в продуктивной деятельности (самим ребенком и совместно со взрослыми членами семьи)



·  Выражение своего отношения к произведению.

· Развитие познавательного интереса к социокультурной среде родного края.



· Знакомство с историей и традициями народов саха.



· Расширение кругозора.



· Приобщение детей к родной культуре и духовным ценностям, культурному наследию своего народа.

2. «Якутский национальный костюм» ·  Изучение истории костюма (значение деталей и орнаментов), экскурсия в музей, рассматривание экспонатов, фотографий и  иллюстраций. Поиск материала в библиотеке и Интернете.



·  Совместное создание элементов костюма в продуктивной деятельности.



·  Представление национального костюма ребенком и рассказ о нем.

3. «Олекминский осуохай» ·  Сбор и изучение фольклорного материала по носителям олекминского осуохая;



·  Познакомить ребенка с элементами пения и танца;



·  Подбор иллюстративного материала и фотографий;



·  Рассказ ребенка и показ элементов пения и танца другим детям.

4. «Олекминский Спасский собор» ·  Подбор и изучения исторического материала и фотографий об истории Спасского собора.



·  Посещение храма, рассматривание внешнего и внутреннего убранства.



·  Рассказ ребенка и выражение собственного отношения и переживания ребенка, связанные со Спасским собором.



 



 



 



 



 

·    Знакомство с достопримечательностями родного города.



·    Формировать представления о православной культуре.



·    Приобщить ребенка к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановлениям традиций русского народа.



·    Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.



 

5. «Улица, на которой я живу» ·     Краткие сведения об истории названия улицы/города;



·     Подбор иллюстративного материала и/или фотографий с видами улицы/города и ее/его достопримечательностей и рассказ о них;



·     Подведение итогов проекта «За что я люблю свою улицу/город» и «какой бы я хотел видеть нашу улицу/город в ближайшем будущем».



 

·    Формирование любви к родному городу.



·    Знакомство с именами прославленных земляков, в честь которых названы улицы.



·    Способствовать развитию патриотических чувств через знакомство с достопримечательностями родного города.



·    Воспитывать любовь к малой родине.

6. «Мой любимый город»
7. «Мы ими гордимся…» ·     Подбор и изучение материалов о прославленных земляках



·     Экскурсия к достопримечательностям города, связанных с именами героев-земляков.



·     Рассказ и пристендовая защита проекта ребенком.

8. «Семейные традиции» ·     Выявление семейных традиций и рассказ о них.



·     Продуктивная деятельность детей и взрослых, изображающая семейные традиции и отношение членов семьи к ним.

·    Способствовать возрождению и формированию семейных традиций.



·    Воспитывать уважение к старшему поколению, приобщать к духовным ценностям своей семьи.



·    Формировать связи между поколениями.



·    Повышать роль семейных ценностей в становлении личности ребёнка, его нравственном воспитании.



·    Формировать интерес у детей и родителей к своей семье, её истории, показать детям значимость семьи в жизни каждого человека.



 

9. «Моя родословная» ·     Рассматривание семейных фотоальбомов



·     Изучение своей родословной



·     Создание мультимедийной или пристендовой презентации.

10. «Мой дедушка – герой», «Защитники Родины»

Роль участников педагогического процесса в проектной деятельности



Педагоги:

  • формирование сферы интересов детей;
  • привлечение родителей с подсказкой им идеи, опираясь на которую они вместе с ребенком сформулируют проблемный вопрос и продумывают его организационное решение;
  • продумывание тематики, этапов организации проекта, подбор справочного и наглядного материала;
  • методическое сопровождение проекта, рекомендации в подборе литературы, составление перечня пособий и игр.
  • создание условий для взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с духовно-нравственными ценностями и семейными традициями.

Родители:

  • подбор, обработка и оформление материалов;
  • организация образовательного пространства;
  • составление семейных фотоальбомов
  • проведение с детьми этических бесед по различной тематике.

Дети:

  • участие в продуктивной и творческой деятельности;
  • представление и защита своих проектов перед детской и детско-взрослой аудиторией


 



Заключение. В ходе подготовки и проведения проектной деятельности по духовно-нравственному развитию детей я наблюдала значительное повышение интереса и любознательности детей по тематике проектов, повышение сплоченности между взрослыми и детьми в семье, формирование чувства гордости и сопричастности к истории своей семьи, улицы, города, родного края, культуры своего народа. Кроме того повысился интерес к возрождению и формированию семейных традиций.



 



Литература:

  1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
  2. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Цветкова Т. В. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом/ авт.-сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015.
  4. Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа/ авт.-сост. Л. А. Загуменная. – Волгоград: Учитель, 2012.