АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ О ЗАКОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА ЯКУТИЯ «ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ» ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФОКУС ГРУППЫ

1 июня 1:31

УДК 34.03


 



Для определения более полного представления о потенциале закона Республики Саха (Якутия) «Об ответственном родительстве» в рамках научного проекта по грантовому исследованию было запланировано проведение социологических исследований в виде анкетного опроса и фокус групп с родителями, имеющими несовершеннолетних детей. В гуманитарных и общественных отраслях науки одним из эффективных методов исследования изучаемых вопросов является использование социологических методов. Учитывая характер исследования, направленного на изучение нормативной базы, посвященной правовому регулированию ответственного родительства, представляется нужным применить социологический подход в процессе выявления компетентного мнения в лице респондентов, являющихся родителями несовершеннолетних детей.



Цель: — определить мнение родительского сообщества об эффективности исследуемого Закона Республики Саха (Якутия) «Об ответственном родительстве» методом дискуссионной фокус — группы.



Основная задача проекта состоит в научно — обоснованном определении планируемого и реального потенциала Закона РС (Я) об ответственном родительстве, анализе и всестороннем раскрытии разнополярных подходов к восприятию его предназначения, проблем практической реализации, формировании на основе полученных результатов новых научных положений.



Фокус-группа – техника группового глубинного интервьюирования представителей целевой аудитории, инструмент для изучения влияния групповых норм [1, с.102].



Групповое интервью обладает рядом особенностей, которые позволяют его использовать только в том случае, когда, прежде всего, интересует феномен группового влияния, а не индивидуальное мнение отдельных людей. Среди достоинств такого метода можно выделить следующее:



— присутствие других людей поощряет человека к высказыванию, стимулирует реакции индивидов;



— групповое интервью по времени и материальным средствам наименее «затратное», так как позволяет опросить одновременно несколько человек [2, с.12];



— групповое обсуждение может дать больше правдивой информации, т.к. в ходе дискуссии участники группы могут более глубоко рассмотреть и раскрыть проблему, что не всегда удается при единичном интервьюировании.



В начале дискуссионной фокус группы модератор представляется сам и просит каждого из присутствующих представить себя, затем он вкратце вводит членов группы в круг вопросов, которые будут обсуждаться. В конце интервью подводится итог: интервьюер говорит о вкладе каждого, особо отмечая те пункты, по которым в группе удалось выработать общее мнение.



В интервью этого типа модератор регулирует функционирование группы: вмешивается, чтобы помешать чересчур пространным монологам; следит за тем, чтобы одни участники не доминировали над другими; предоставляет слово всем членам группы поочередно и только тогда, когда уже все высказались, предоставляет повторное слово желающим, подводит итоги [3, с.28].



Паспорт исследования: дата проведения — 13 июня 2018 г., место проведения – г. Якутск, ауд.357 Кулаковского 42; дата проведения — 20 августа 2018 г., место проведения – с. Верхневилюйск, ул. Октябрьская 17.  Продолжительность каждой фокус группы – 2 часа. Общее количество участников – 24 родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Социальная принадлежность респондентов: 14 респондента – женщины; 8 респондентов – мужчины; 15 респондентов представляют полные семьи, 7 респондентов – неполные семьи; 12 респондентов проживают в городе, 12 – в селах. Предмет обсуждения – Закон Республики Саха (Якутия) «Об ответственном родительстве» (принят 16 марта 2016 года представительным органом РС (Я) Государственным Собранием Ил Тумэн) и его исполнение в саморегулировании семейных отношений.



Актуальность предмета исследования заключается в следующем:

  1. Закон обладает новизной, поскольку является первым в Российской Федерации, аналогов не имеет, наделён перспективой внедрения по всей РФ;
  2. Закон устанавливает правовую и социальную модель ответственного, то есть «идеального» родительства. В этой связи обладает резонансным значением, вызывает интерес в виду универсальности предмета регулирования, т.к. любой родитель является субъектом его воздействия;
  3. Закон продолжает активно обсуждаться и с противоречиями воспринимается в экспертном сообществе.


Обсуждение мнений происходило после ознакомления родителями с текстом исследуемого закона, состоящего из 22 статей. Для ознакомления с текстом каждому из респондентов был предоставлен распечатанный материал, включающий также и Пояснительную записку к закону. Кроме того, перед началом обсуждения для респондентов был продемонстрирован собранный инициаторами проекта методами контент-анализа специальной литературы и источников СМИ, а также интернет-ресурсов материал по теме «Закон РС (Я) об ответственном родительстве: за и против».



На фоне приведённой информации для дискуссионного обсуждения перед респондентами были поставлены следующие проблемные вопросы: «Ответственное родительство: понятие, принципы, содержание»; «Эффективность Закона РС (Я) об ответственном родительстве»; «Проблемные вопросы соблюдения и исполнения Закона РС (Я) об ответственном родительстве».



Результаты фокус группы с участием представителей родительского сообщества позволили выявить следующие основные положения:

  • принятый закон несёт позитивный смысл, так как направлен на укрепление института семьи, может способствовать конкретизации отношений родителя и ребенка, в случае эффективной реализации уменьшению сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • закон имеет просветительский характер, т.е. раскрывает, разъясняет основные правила родительского поведения в отношении воспитания детей;
  • законом установлены слишком завышенные требования к родителям, не учитывающие сложные социальные, экономические ситуации в государстве, в связи с чем, возникает опасность негативного отражения на улучшении демографической ситуации, например, может дать установку на «малодетство»;
  • закон носит утопический характер, содержание оторвано от реальной жизни, контрольный механизм четко не установлен, тем самым существенных последствий порождать не сможет, является больше рекомендательным;
  • не учитывается баланс интересов родителя и ребёнка, перекос в правовом регулировании сделан в отношении только родительской деятельности, тогда как формирование ответственного родительства – это, прежде всего совместный труд родителя и ребенка. Вопрос не только о правах, но и об обязанностях несовершеннолетнего необходимо рассмотреть для того, чтобы формирование ответственного родительства не выполнялось только за счет односторонней деятельности, которая может привести к ущемлению прав в силу принуждения, нарушения принципа презумпции добросовестности. Таким образом, в рамках ответственного родительства требует дальнейшего развития институт т.н. социального партнерства родителей и детей;
  • может создать опасность дискриминации родителей (по национальности, вероисповеданию, состоянию здоровья, имущественного и социального положения). Поскольку некоторые обязательства могут потребовать значительных затрат, как физических, так и материальных. Родителям, воспитывающим детей в одиночку также сложно соответствовать всем требованиям закона. Кроме того, воспитание ребенка в духе этнопедагогики и национальных традиций, обычаев более комфортно в сельских условиях, нежели чем городских;
  • закон будет эффективно реализован только в том случае, если будет разработан четкий и слаженный механизм, основанный на взаимодействии и взаимной ответственности всех субъектов, указанных в нем, в присутствии контроля и непрерывного мониторинга, а также при надлежащем финансировании предусмотренных мер по формированию ответственного родительства;
  • закон будет иметь реальное воздействие на родителей и детей только в случае надлежащего, т.е. постоянного, системно поставленного информирования населения, в том числе и с переводом на якутский язык;
  • закон в силу своей необычной специфики нуждается в подробном комментарии к нему с дальнейшим распространением его для правильного применения и использования;
  • закон слабо регламентирует основные направления защиты несовершеннолетнего в рамках ответственного родительства. В современных условиях социальной коммуникации ребенок более подвержен опасным ситуациям. В этой связи вопросы воспитания должны подниматься параллельно с вопросами защиты ребенка. И не только от вредной информации, но и обстоятельств, которые могут привести к адаптационным проблемам в образовательных учреждениях, в кругу сверстников и т.д. Более того, в условиях недостаточно прочного обеспечения защиты от вредной информации, когда цензура установлена не везде, представляется сложным выполнять обязательства защиты детей от ее источников, способной нанести вред физическому и психическому здоровью ребенка. Общеизвестно, что именно в защите прав и законных интересов ребенка кроется основной фундамент доверительных отношений между родителями и детьми;
  • в законе нет чётких гендерных описаний восприятия и формирования ответственного родительства. Общеизвестно, что обязанность по воспитанию детей делится между родителями равными долями. Тем не менее, гендерные аспекты воспитания имеют свои особенности и сказываются на его последствиях также не одинаково. Принципы мужского либо женского воспитания необходимы для правильного воспитания детей с акцентом на их будущее родительство. Участниками исследования также отмечено, что в процессе воспитания детей, в иных тенденциях общественного развития активна только женская часть. Отклонение от мужского влияния в процессе воспитания, особенно для мальчиков, чревато негативными последствиями в становлении гармонично развитой личности, детского благополучия в целом.
  • в законе прописано достаточное количество обязательств, возложенных на органы государственной и муниципальной власти по формированию ответственного родительства. Между тем, деятельность этих органов должна быть построена таким образом, чтобы каждый нуждающийся родитель мог бы обратиться за помощью и получить нужную информацию без лишних препятствий, в том числе и онлайн либо иным электронным (сетевым) способом.
  • закон требует у родителей специфические знания, овладение которыми требует обучения. Добросовестный родитель может сам повышать свою родительскую квалификацию. Между тем, для т.н. неблагополучных либо родителей, чьи дети состоят на учете в связи с девиантными отклонениями либо противоправным поведением, либо просто нуждающихся в этом родителей должны существовать школы либо иные учреждения, в рамках деятельности, которых можно получить компетентную помощь и пройти обучение. Такие учреждения должны функционировать при каждом муниципальном образовании (центрального значения), предусматривать специальные программы, направленные на противодействие деструктивным явлениям в семье, формированию ответственного родительства.


Таким образом, поставленные перед исследователями цели и задачи разрешены в полном объёме. Определено, что в дальнейшем изучении нуждаются такие вопросы проблемного характера как «баланс интересов родителя и ребенка при формировании ответственного родительства», «ответственное родительство и его экономические аспекты», «особенности формирования ответственного родительства в условиях неполной семьи», «обучение ответственному родительству».



Список использованной литературы:

  1. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – Спб.: Питер, 2005. – 320 с.
  2. Мельникова О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: методология техники качественных исследований в социальной психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
  3. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. – М.: Академический проект, 2003. – 288 с.

References

  1. Sikevich Z.V. Sociologicheskoe issledovanie: prakticheskoe rukovodstvo. – Spb.: Piter, 2005. – 320 s.
  2. Mel’nikova O.T. Fokus-gruppy v marketingovom issledovanii: metodologiya tekhniki kachestvennyh issledovanij v social’noj psihologii. – M.: Izdatel’skij centr «Akademiya», 2003. – 272 s.
  3. Anurin V.F. EHmpiricheskaya sociologiya. – M.: Akademicheskij proekt, 2003. – 288 s.