ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫХОДА ПРЕДПРИЯТИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК

2 января 11:19

По мере роста компании, руководство часто принимает решение расширить географические границы и начать освоение новых рынков. Однако, всегда подобная стратегическая цель сопряжена с рядом трудностей. Трудности возникают из-за отсутствия знаний о потребителях, конкурентах того рынка[1]. Также неотъемлемой частью, требующей внимания становится политическая и экономическая ситуация в стране. Поэтому, прежде чем выходить на новый рынок, необходимо провести тщательный анализ своей ниши и рынка в целом.

Наукоемкие компании, занимающиеся производством высокотехноло-гичной продукцией и внедрением инноваций сталкиваются с дополнительными барьерами при освоении нового рынка.  На новый продукт, до этого не имевший аналогов, потребители могут дать абсолютно разную реакцию. В связи с этим, возникает вопрос о пробном внедрении продукта или поиска сотрудничества с местными компаниями.

Американская компания Clearbit, производитель и поставщик программного обеспечения[4]. В сферу деятельности компании входит продажа клиентам базы данных. Данная база содержит информацию о компаниях со всего мира. Такая информация интересна заказчикам тем, что с помощью этой информации они могут предложить свой продукт нужному сегменту, тем самым увеличивая свои продажи и приобретая новых клиентов. На данный момент клиентами компании являются только американские компании. Рассмотрим ситуацию освоения данной компанией российского рынка. Первое, что стоит отметить – это то, что услуги и товар компании является инновацией. В России пока ни одна компания не предоставляет такого рода услугами. Это связано с тем, что производство информационных технологий развито слабо. В основном мы импортируем программные решения. Наши собственные разработки связаны в большинстве только с автоматизированными системами управления предприятием. Однако, услуги компании Clearbit помогут и вышеупомянутым компаниям увеличить воронку продаж.

Предпринимая выход на международный рынок, необходимо провести анализ внешних и внутренних факторов и, на его основании, выявить сильные и слабые стороны, а также существующие возможности и угрозы. В таблице 1 представлен SWOT-анализ компании Clearbit.

Таблица 1

SWOT-анализ компании Clearbit

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Профессионализм персонала

2.Долгосрочное сотрудничество с клиентами

3.Наличие крепких партнерских отношений

4.Инновационнеы технологии

1.Неизвестный бренд

2.Отсутствие клиентской базы в России

3.Низкий уровень контроля выполнения задач

4.Отсутствие системы обслуживания клиентов на русском языке

Возможности

Угрозы

1.Стабилизация курса валют

2.Привлечение инвесторов в ИТ-отрасль

3.Развитие технологической отрасли

4.Повышение покупательской способности

1.Изменения в налоговой политике России (увеличение налоговых ставок)

2.Повышение уровня конкуренции в сегменте ИТ-консалтинга

3.Введение санкций

4.Изменения в российском законодательстве (новые законы)

 

Swot-анализ также предусматривает разработку рекомендаций: как с помощью сильных сторон компании реализовать возможности и снизить угрозы, и как слабые стороны превратить в возможности (Таблица 2)

Таблица 2

Расширенный SWOT-анализ Clearbit

 

Сильные стороны

Слабые стороны

 

1.Профессионализм персонала

2.Долгосрочное сотрудничество с клиентами

3.Наличие крепких партнерских отношений

4.Инновационные технологии

1.Неизвестный бренд

2.Отсутствие клиентской базы в России

3.Низкий уровень контроля выполнения задач

4.Отсутствие системы обслуживания клиентов на русском языке

Возможности

Поле СИВ

Поле СЛВ

1.Стабилизация курса валют

2.Привлечение инвесторов в ИТ-отрасль

3.Развитие технологической отрасли

4.Повышение покупательской способности

1. Разработать гибкую ценовую политику, работать над снижением цен.

2.Поиск российских партнеров, совместная работа над инновациями.

3.Повышать качество услуг, благодаря профессионализму персонала.

4. Расширять географическое присутствие.

1. Привлечение инвестиций для проведения мероприятий по повышению узнаваемости бренда.

2.Участие в конференциях и выставках.

3.Разработать систему контроля, штрафы и санкции за невыполнение.

4.Привлечение квалифицированных специалистов и разработка русифицированного контента

Угрозы

Поле СИУ

Поле СЛУ

1.Изменения в налоговой политике России (увеличение налоговых ставок)

2.Повышение уровня конкуренции в сегменте ИТ-консалтинга

3.Введение санкций

4.Изменения в российском законодательстве (новые законы)

1.Снизить производственные затраты, за счет инновационных технологий

2. Повышать узнаваемость бренда и лояльность клиентов. Обеспечить высокое качество услуг и бесперебойную работы платформы.

3.Поиск альтернативных вариантов действий.

4.Дифференциация бизнеса.

1. Укрепление позиций на рынке ИТ

2. Наращивать базу клиентов, разработать разные варианты подписок для удобства клиентов.

3. Поиск альтернативных каналов распределения в России.

4. Заключить стратегическое партнерство с российскими компаниями в ИТ-отрасли

 

Для реализации возможностей и снижения угроз необходимо использовать сильные стороны организации, а также устранить слабые места, которые связаны с малой известностью бренда, с отсутствием клиентской базы в России. Существующие проблемы можно решить путем создания системы маркетинг-менеджмента, которая направлена на решение не только маркетинговых проблем, но и управления компанией в целом. Система маркетинг-менеджмента позволит реализовать возможности быстрее конкурентов и укрепить позиции на рынке.

Следующим шагом при выходе на международный рынок является анализ конкурентов[4]. Как было сказано выше, услуги и продукт компании является инновационным и не имеет аналогов на российском рынке. В таблице 3 представлен анализ внутриотраслевой конкуренции, которая также включает в себя угрозу со стороны потребителей и появление новых игроков на рынке.

Таблица 3

Сводные данные анализа внутриотраслевой конкуренции

Параметр

Значение

Описание

Направление работ

Угроза со стороны товаров-заменителей

 

Низкий

Продукт и услуги компании являются уникальными и не имеют аналогов

 

Поддерживать и совершенствовать уникальность продукта

 

Угроза со стороны действующих конкурентов

 

Средний

Рынок компании сложный и быстро растущий, присутствуют сильные конкуренты, однако на сегодняшний день прямых конкурентов нет

 

Повышать качество и узнаваемость бренда, увеличивать долю рынка

 

Угроза появления новых игроков на рынке

 

Средний

Низкие затраты для входа в отрасль могут привести к появлению новых игроков на рынке

 

Проводить мониторинг появления новых компаний. Внимательно слушать клиентов, обеспечить бесперебойную работу системы

 

Угроза со стороны потребителей

 

Средний

Портфель клиентов обладает низкими рисками, для клиентов рынка b2b на первом месте стоит качество оказываемых услуг

 

Повышать качество услуг, обеспечить быструю обратную связь, разработать индивидуальные подходы к каждому клиенту

 

Угроза со стороны поставщиков

 

Низкий

Стабильность со стороны поставщиков

 

Наладить дружеские отношения для обеспечения уверенности в долгосрочном сотрудничестве

 

 

Таким образом, на основании результатов анализа 5 сил М. Портера[2] можно сделать вывод, что уровень внутриотраслевой конкуренции компании Clearbit средний. Рынок растущий, сложный, требования потребителей рынка B2B жестче, чем потребителей рынка B2C. Однако компания обладает уникальным продуктом, не имеющим аналогов в России. Услуги, которые предоставляет Clearbit позволяют производителям ПО быстро найти потенциальных клиентов. Низкие затраты для входа в отрасль, отсутствие товаров-заменителей, широкий выбор поставщиков и их стабильность позволят Clearbit привлечь российских предпринимателей к сотрудничеству.

 

Библиографический список

  1. Арзамасцев А. Д. Российский рынок информационных технологий: динамика и стратегия развития/ А.Д. Армасцев, А.А. Загайнова: научная статья. – Поволжский государственный технологический университет, 2014.-14с.
  2. Гильдия маркетологов: особенности маркетинга на рынке b2b [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.marketologi.ru/
  3. Никифорова С. В., Мамров А. Н. Конкурентные преимущества предприятия на международном рынке/ С.В. Никифорова, А.Н. Мамров.М.: ИНФРА-М, 2014.190с.
  4. Официальный сайт Clearbit [Электронный ресурс].Режим доступа: https://clearbit.com/
  5. Рожков, И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге/ И.В. Рожков.М.: Русайнс, 2014. 196 с.