На сегодняшний день цветочный бизнес является быстро развивающимся направлением, которое смело выходит за привычные рамки. Цветы приурочивают не только к праздникам и поздравлениям, но и используют в качестве ежедневных подарков, украшений для дома, фотографий, оформлении интерьера и других целей. Этому же и свидетельствует появившееся разнообразие цветочных магазинов.
Условно можно выделить несколько видов цветочных магазинов:
- Маленькие цветочные павильоны. Занимают площадь от пяти до десяти квадратных метров. Самый ходовой товар этого магазина – срезанные цветы, так как они пользуются самым большим спросом и их легко разместить на маленькой территории. Требует минимальных вложений, но отличается высокими рисками.
- Цветочные магазины. Достигают площадью до восьмидесяти квадратных метров. В ассортименте имеют помимо срезанных цветов домашние растения, удобрения, аксессуары для цветов. Обычно предлагаются услуги доставки по городу, что неплохо повышает выручку.
- Интернет магазины. Как правило, сайты с полным каталогом магазина розничной сети, в котором человек может выбрать цветы в необходимом количестве и в пределах определенной суммы, оформить заказ и забрать его в наиболее удобной точке, либо заказать курьерскую доставку. Необязательно должен быть привязан к реально существующему магазину, а может быть инструментом работы склада, специализирующегося исключительно на курьерской доставке.
- Цветочные салоны. Площадь цветочных салонов может быть более ста квадратных метров. Помимо ассортимента стандартных цветочных магазинов здесь работают профессиональные флористы, изготавливают фигуры из цветов и композиции любой сложности. Чаще всего имеют специалистов-оформителей, которые выезжают на праздничные мероприятия.
Плюсом цветочного бизнеса является быстрая окупаемость товара, но за плюсом стоит и главный минус – убытки из-за маленького срока жизни цветов и их быстрого увядания. Даже при соблюдении всех норм хранения, цветы могут не купить в срок, и деньги будут потеряны. Поэтому срок реализации товара сильно сжат и количество товара для закупки требует тщательного просчета.
Российский цветочный рынок обладает высоким потенциалом, однако, если говорить о производстве, то с этим множество проблем. К нам цветы попадают за счет оптовой закупки из-за границы, приобретения у брокеров в Европе или перекупки у оптовиков в России. Количество импортной продукции имеет подавляющий перевес, и можно смело сказать, что около 90% цветов в магазинах являются привозными.
Важно отметить, что в России практически нет специально оборудованных теплиц, способных поддерживать нужные условия для роста цветов. Культура цветоводства так и не укоренилась в нашей стране, да и другие страны выигрывают более подходящим климатом для выращивания цветов не в тепличных условиях.
Главным показателем цветочного рынка является сезонность. Из-за неё продажи в течение года крайне неравномерны, и основной пик приходится на период праздников. С одной стороны, это плюс, потому что закупщики могут заранее построить более конкретный план по бюджету, и точно знают, когда стоит ожидать большую волну покупателей. С другой, это бьет по бюджету многих компаний, которые не имеют наработанной клиентской базы, не так известны и выживают исключительно за счет праздников. Основное время активности потребителей цветочного рынка приходится на период с Нового Года и до конца весны, когда праздники буквально сменяют друг друга, а также ближе к осени, когда приближается Первое Сентября.
Одним из ключевых моментов в выборе не только стратегии продвижения, но и в составлении платформы любого бренда, компании или бизнеса является определение целевой аудитории. На этом этапе крайне важно тщательно продумать портрет потребителя, составить возможные группы аудиторий, а также учесть ту часть людей, которая может стать покупателями случайно.
Индивидуальные клиенты – это люди, которые лично покупают букет для какого-то случая. Это могут быть случайные прохожие, либо люди, живущие близко к цветочному магазину. Описание психографических характеристик индивидуальных покупателей изложено ниже.
- Мужчины от 20 до 35 лет. Главная аудитория, которая чаще всего совершает покупки. Люди разного уровня заработка, желающие сделать приятное своей девушке/жене/маме. Поводом могут быть праздники, дни рождения, просто желание сделать приятно. Разделяются по уровню дохода: чем ниже уровень дохода, тем выше вероятность того, что человек будет смотреть не на качество цветов, а на цену. Готовы потратить хорошую сумму на большой букет.
- Женщины от 25 до 40 лет. Женщины разного уровня дохода, преимущественно покупающие цветы на праздники и дни рождения. Низкий процент тех, кто покупает цветы для декорирования дома.
- Подростки от 14 до 20 лет. Редкое совершение покупки. Преимущественно на праздники (14 февраля, 8 марта), дни рождения и в качестве подарка. Большое значение играет цена, поэтому цветы не оцениваются по критериям качества. Цена так же является одной из причин редких совершений покупок.
- Женщины от 55 до 65 лет. Женщины среднего дохода, которые покупают цветы на праздники. Требование к цветам более низкое, преимущественно это цветы низкого ценового сегмента. Также покупка аксессуаров для цветов, приобретение комнатных растений (горшки, композиции).
- Мужчины от 45 до 60 лет. Маленький процент аудитории. Совершают покупки к праздникам. Не покупают излишне дорогие букеты или большое количество цветов.
Корпоративные клиенты – это компании, делающие заказы для сотрудников своих организаций и партнеров, для оформления офиса, отправке подарков клиентам, поддержки проводимых мероприятий и других случаев. Корпоративные клиенты являются важной аудиторией для цветочного бизнеса, потому что они активно совершают заказы не только в сезон, но и на протяжении всего года. Налаженные отношения с корпоративными клиентами позволяют иметь регулярные продажи, усиливают позицию компании на рынке, снижают расходы на продвижение и во многом избавляют компанию от бесперебойной ценовой конкуренции.[1]
Специфика продвижения в сфере цветочного бизнеса
Каждая компания, в соответствии с собственной спецификой, коммуникационной политикой, сферой и выбранной аудиторией, выстраивает определенную стратегию продвижения на рынке. В процессе развития компании стратегии также могут меняться. Каждому бизнесу характерна своя специфика продвижения.
В специфику продвижения входит:
- Выбор помещения. Именно от расположения магазина зависит около 70% успеха цветочного магазина, потому что это та сфера бизнеса, лояльность клиентов к которой никогда не будет стабильной.
- Сезонность. Чем ближе праздничные даты (14 февраля, 8 марта, 1 сентября), тем больший акцент делается на распространение печатной продукции. Главное — это содержание с конкретной информацией, отражающей выгоду, которую покупатель получит, если зайдет в определенный магазин
- Территория охвата. Когда происходит открытие нового магазина, крайне важно, чтобы об этом знали все потенциальные покупатели, находящиеся в радиусе не более 3 км от нового магазина: жители домов, работники заведений и бизнес-центров, люди, пользующиеся ближайшей станцией метро и т.д. Важно досконально изучить карту торговой территории, просмотреть адреса ближайших магазинов конкурентов, бизнес-центров, школ, торговых центров и акцентировать продвижение на аудиторию этих мест.
- Разработка рекламных листовок, флаеров, вывесок и интернет продвижение. Важную роль играет цветовая гамма рекламной продукции.
Коммуникационные инструменты – это неотъемлемый элемент, который не только требует тщательной проработки и настройки, но и напрямую влияет на успех продвижения компании на любом рынке. Любая коммуникация несет информационную нагрузку и посыл и может видоизменяться в зависимости от выбранной аудитории (клиенты, персонал, поставщики и др.).
В сфере цветочного бизнеса коммуникационные инструменты используются в зависимости от целей и выделяемого бюджета компании.
Эти инструменты используются в совокупности и могут встраиваться в общий процесс развития по мере необходимости. Они напрямую связаны со спецификой рынка и должны регулярно обновляться, в зависимости от изменений потребностей целевой аудитории и ситуации с конкурентами.[2]
Интернет как канал продвижения сейчас используется буквально каждой цветочной компанией. Именно он помогает добиться наибольшего охвата аудитории, а также сделать точечную выборку по ряду заданных показателей. Стартовой площадкой, а зачастую и лицом компании, является её сайт. С помощью сайта любого посетителя можно автоматически конвертировать в потенциального клиента.[3] Сайт должен быть наполнен фирменным дизайном, иметь удобный интерфейс, вызывать доверие и только после удовлетворения всех заданных параметров можно начинать его продвижение с помощью различных сервисов (Яндекс.Директ, Google Adwards и др).
Размер цветочного бизнеса, район и выбранная целевая аудитория влияют на масштабы продвижения, в том числе и на количество охватываемых интернет площадок. Не каждому цветочному магазину требуются социальные сети, а если в них и есть необходимость, то не каждая платформа может быть полезна для продвижения. На российском рынке практически каждый магазин имеет группу Вконтакте, но далеко не все, а только специализирующиеся на создании красивых букетных композиций или сопровождении мероприятий фирмы используют такие сети как Instagram, Facebook и др.[4]
В цветочном бизнесе отдельную роль играют фотографии продукции. Именно по ним человек, который выбирает букет, будет определять не только соответствие представленного товара своим ожиданиям, но и соотносятся ли цена и качество тому уровню, о котором изначально думал покупатель. Удобство созданного сайта также сильно влияет на покупательскую способность: путь от просмотра товара до его покупки должен быть максимально коротким, чтобы посетителю не приходилось длительное время искать нужную информацию о том, как сделать заказ.
В перечень SMM продвижения входит:
- Баннерная и контекстная реклама,
- Поддержание Интернет,
- Реклама в социальных сетях.
Мобильный маркетинг представляет собой рассылку SMS и MMS сообщений с информацией о предстоящих скидках, акциях и выгодных мессенджерей (Viber, WhatsUp и др.). Он легко интегрируется в рекламную кампанию, в любой момент может быть приостановлен и скорректирован под новый заданный бюджет.
PR-кампания представляет собой широкий, затрагивающий всю деятельность компании план действий, имеющий целую концепцию, временные и бюджетные рамки, масштаб и структуру. [5]
Для цветочной индустрии наиболее характерным инструментом являются мероприятия, а именно участие в специализированных выставках, ярмарках, воркшопах и др. Это может быть сопровождение какого-то фестиваля, свадебная выставка или украшение зала к крупному форуму. Сейчас особенно популярными становятся мастер классы по изготовлению цветочных композиций и венков, участие в которых активно принимают как флористы крупных компаний, так и индивидуальные предприниматели. На таких мастер классах закупаются цветы, арендуются столы и стенды, раздаются листовки с акционными предложениями. В результате компания выступает не только участником или спонсором мероприятия, но имеет отличную возможность сразу получить прямые продажи и наработать клиентскую базу.
Два главных коммуникационных инструмента, используемых каждой цветочной компанией – это печатная продукция и личные продажи. Личные продажи включают себя коммуникацию продавца с покупателем.
Важным является:
- Оформление витрин к праздникам и мероприятиям,
- Уведомление о предстоящих скидках и акциях,
- Поддержание магазина в хорошем состоянии,
- Широкий ассортимент предлагаемой продукции, [6]
- Распространение печатной продукции. Именно этот коммуникационный инструмент охватывает всю аудиторию магазина: как простых покупателей (b2c), так и корпоративных клиентов, и крупных закупщиков (b2b).
Визуальные элементы оказывают на потребителей куда больший эффект, чем вербальные. В совокупности с хорошим текстом, элементы наружной и внутренней рекламы выполняют незаменимую роль для любой компании: они создают так называемый «якорь» в подсознании потребителя.[7]
Наружная реклама начинается с фасада здания, в котором находится магазин. Внимание прохожих привлекается с помощью ярких вывесок, запоминающихся цветов и читабельных шрифтов. Это делается для того, чтобы проходящие мимо люди замечали магазин и запоминали его наличие в данном месте, либо заходили сразу по необходимости. Рекламные навигаторы размещаются неподалеку от самого цветочного магазина, чтобы людям не приходилось его искать. Как правило, такие баннеры представляют собой широкоформатное полотно, с изображением цветов, написанием названия компании и какого-то акционного предложения.[8] Штендеры, вывески и указатели являются абсолютно незаменимой вещью, если салон находится в торговом центре, павильоне или отдельном помещении. Это помогает клиенту быстро сориентироваться в пространстве и найти магазин. А реклама на фасаде самого здания позволяется людям узнать о наличии цветочного магазина в определенной точке.
Таким образом, можно сказать, что коммуникационных инструментов, используемых в цветочной индустрии, достаточно много, и их выбор во многом зависит от специфики и аудитории самого магазина. Такие инструменты как Интернет продвижение и распространение печатной продукции используется фактически всеми, так как это приносит максимальный результат с наименьшими затратами. А традиционные методы, такие как реклама на телевидении, в газетах, уже отошли на второй план и потеряли свою популярность.
Библиографический список:
- РБК Бизнес [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/07/03/2017/58bd68479a7947ffc224a695 (дата обращения: 23.12.19)
- Цветочная индустрия.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://flowerindustry.ru (дата обращения: 27.12.19)
- Гасымова Г.М. Направления маркетинговой деятельности и особенности коммуникационной политики на рынке цветочной продукции. Москва.: 2015. 27 с.
- Годин А. А. Интернет-реклама: Учебное пособие / А. А. Годин,. А. М. Годин, В. М. Комаров. Москва.: Дашков и К°, 2009.168 с.
- Нилова Л. Поп-арт маркетинг. Москва.: АСТ, 2017. 288 с.
- Румянцев Д., Франкель Н. Event-маркетинг. Все об организации и продвижении событий. СПб.: Питер, 2018. 320 с.
- Сьюэлл К. и Браун П. Клиенты на всю жизнь. 11-е издание. Москва.: МИФ, 2017. 214 с.