Вопросы занятости стали наиболее актуальными в условиях глобализации и негативных экономических изменений. Миграционные процессы в странах Европы стали настолько злободневными, что в значительной мере влияют на политические процессы и интеграцию государств. Само понятие «занятость» является комплексным и представляет собой объект для изучения не только юридической или экономической науки.
В российском законодательстве уже достаточно давно используется легальное определение «занятости», закрепленное в законе еще в 1991 году. На текущий момент под ним принято понимать деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. При этом учеными предпринимаются попытки выделить признаки занятости, которые основываются как на буквальном толковании указанной юридической категории, так и расширительного. В частности, в качестве анализа первого подхода можно выделить следующие признаки: а) направленность на удовлетворение личных и общественных потребностей; б) легальность; в) доходность[1]; г)свобода занятости[2] .
При этом учеными делается правомерный вывод о том, что право на труд и право на занятость являются взаимосвязанными понятиями, но не идентичными. Право на труд — это естественное и объективное право человека, в котором проявляются его личные возможности, способность к труду. Право на занятость — это позитивное и субъективное право, закрепленное с целью воплощения в действительность права на труд с соблюдением его основных принципов[3]. Подобная точка зрения обусловлена разными подходами к правопониманию и двумя концепциями: естественного и позитивного права.
В рамках российского федерального законодательства о занятости представляется возможным выделить несколько категорий граждан по отношении к изучаемому понятию: занятые; безработные; граждане, которые не могут быть признаны безработными. Состав первой и третьей групп достаточно разнообразен. Так, в качестве занятых признаются не только физические лица, работающие по трудовому договору, но и студенты очной формы обучения, граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, проходящие военную службу по контракту и по призыву, участники коммерческих организаций. Следовательно, не все из перечисленных выше граждан, исходя из выделяемых признаков соответствуют признаку доходности.
Помимо этого, в доктрине трудового права появился новый вид занятости -нестандартная, под которой понимается любые формы привлечения наемного труда с отклонениями от традиционного трудового договора в различных комбинациях, в том числе как законные, так и выходящие за рамки права, а также виды работ, отклоняющиеся от стандартных по одному или нескольким признакам: по сроку действия трудового договора (срочные трудовые договоры); по продолжительности рабочего времени (неполное рабочее время); по месту выполнения работы (от традиционного надомничества до современной дистанционной работы); поденная работа, работа по вызову; работа на основе трудового договора, заключенного с участием посредников и др.,формы, при которых вместо работы непосредственно на работодателя человек выполняет свою работу через посредников: через филиалы и организации, входящие в группы компаний («сетевого работодателя»); через посредников (частные агентства занятости), субподрядчиков[4].
В средствах массовой информации можно найти различные статистические данные о численности граждан России занятых в сфере неформальной занятости, в частности, в 2013 г. вице-премьером РФ Ольгой Голодец применительно к оценке масштабов неформального сектора экономики была озвучена цифра 20 млн. человек[5], в 2015 году по данным сотрудников Роструда, эта цифра составляла свыше 15 миллионов[6]. Учеными в качестве основных мер для решения вопроса с неформальной занятостью относят: мотивацию( введение правового регулирования, направленного на снижение «привлекательности» неформальных отношений для работодателей- снижение требований к оформлению трудовых отношений, уменьшение налоговой нагрузки на работодателей, упрощение отчетности и иные меры, направленные на устранение сложностей, которые работодатели связывают с оформлением трудовых отношений) и правоприменение(реализация запрета на неформальные трудовые отношения посредством деятельности правоприменительных органов и применения предусмотренных в законодательстве санкций).
Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше сложился в размере 59,5%, уровень безработицы — 5,1%. В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрированы в качестве безработных 0,8 млн. человек[7].
Разница в численности безработного населения по данным отдельных государств и международных организаций возникает прежде всего из разницы в подходах к определению возраста, с которого можно признать лицо безработным, статуса безработного. Например, если исследовать данные Международной организации труда(далее по тексту- МОТ), то уровень безработных граждан в России за 2016 год ниже чем в Финляндии(в РФ -2,9 % , в Финляндии -4,38 %). Поэтому может сложится предвзятое отношение к количественным характеристикам[8].
Рассматривая условия трудовой занятости(условия работы по договору о найме, трудовому договора), то по данным МОТ за 2015-2016 г.г. продолжительность рабочего времени меньше всего из стран Арктического региона -в Канаде(33 часа в неделю), в Финляндии и Швеции -36, в Норвегии-35, а России -38 [9]. Оценить уровень оплаты труда, по мнению автора, за тот же период представляется невозможным по данным Международной организации труда ввиду отсутствия такой информации, а помимо того, отдельные государства включают только часть своей территории в арктические территории.
Появление в тексте Трудового кодекса Российской Федерации[10] новым норм о порядке легализации различных форм неформальной занятости, в частности, статей 19.1, 20, 67.1, позволяет сделать вывод об озабоченности государства в сфере защиты права на труд, а также уже сформированного подхода к разрешению правовых проблем, предусмотренных законом способами и с помощью существующих государственных органов. Однако, следует отметить тот факт, что в целях обеспечения баланса интересов работников и работодателей основным механизмом защищающим права работодателя остается срок исковой давности по защите прав нелегальных работников.
Характерным для большинства государств в настоящий момент является процесс трудовой миграции, Россия также не стала исключением, с другой стороны, появление нового способа осуществления трудовой деятельности дистанционным способом свидетельствует о развитии нового рынка занятости. Безусловно, дистанционный способ работы возможен не для всех категорий работников, но для легализации трудовых отношений он играет определенно положительную роль. Следует согласиться также с наличием благой цели разрешения трудовых отношений через частные агентства занятости, которые фактически выполняют роль посредников между лицом, предлагающим возможность выполнения определенной трудовой функции, и лицом, имеющему возможность предложить возможность выполнять эту функцию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на общие процессы, такие как трудовая миграция, стремление государств легализовать трудовые отношения и унифицировать основные правила в сфере регулирования труда, подходы к определению занятости и ее условий у каждого государства все-таки разные, так же как и международных организаций в этой сфере.
Литература
- Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости: Моногр. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2006.-288 с.
- Курс российского трудового права / Под ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. М.., 2001. Т. 2.- 543 с.
- Шабанов Р.И. Правовая природа права на занятость // Трудовое право в России и за рубежом. -2016.- N 4.- С. 12 — 15.
- Закалюжная Н.В. К вопросу о защите прав работников в условиях нестандартной занятости // Трудовое право в России и за рубежом. -2015. -N 2.-С. 29 — 31
- Саурин С.А. Проблемы защиты прав работников, занятых в неформальном секторе // Трудовое право в России и за рубежом. -2014.- N 4.-С. 48 — 51
- http://www.ng.ru/economics/2015-05-20/4_job.html(дата обращения 03.2020 г. )
- http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/
- http://www.ilo.org/ilostat/faces/wcnav_defaultSelection?_adf.ctrlstate=1agnifntn0_117&_afrLoop=260551939393518&_afrWindowMode=0&_afrWindowId=1agnifntn0_143#!(дата обращения 03.2020 г..)
- http://www.ilo.org/ilostat/faces/wcnav_defaultSelection?_adf.ctrlstate=1agnifntn0_117&_afrLoop=260551939393518&_afrWindowMode=0&_afrWindowId=1agnifntn0_143#!(дата обращения 03.2020 г.)
- Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 12.2001 N 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ.-2002.- N 1 (ч. 1).- Ст. 3.
1.Dzhioev S.KH. Pravovye problemy sodejstviay trudovoi zanyatosti. Monogr. M .: TK «Velby»; Publishing house «Prospekt», 2006.-288 p.
2.Kurs rossiyskogo trudovogo prava/ Pod red. S.P.Mavrina A.S.Pashkova E.B.Hohlova. M., 2001. T.2.-288 p.
3.Shabanov R.I. Pravovaya priroda prava na zanyatost// Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom- 2014.-№ 4- P.12-15.
4.Zakoluzhnaya N.V. K voprosu o zachite prav rabotnikov v usloviyah nestandartnoi zanyatosti.// Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom- 2015.-№ 2- P.29-31.
- Saurin S.A. Problemy zachity prav rabotnikov, zanaytyh v neformalnom sectore .// Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom- 2014.-№ 4- P.48-51.
6.http://www.ng.ru/economics/2015-05-20/4_job.html(data obrache 01.07.2017 г.)
7.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force
8.http://www.ilo.org/ilostat/faces/wcnav_defaultSelection?_adf.ctrlstate=1agnifntn0_117&_afrLoop=260551939393518&_afrWindowMode=0&_afrWindowId=1agnifntn0_143#!(дата обращения 01.07.2017 г.)
9.http://www.ilo.org/ilostat/faces/wcnav_defaultSelection?_adf.ctrlstate=1agnifntn0_117&_afrLoop=260551939393518&_afrWindowMode=0&_afrWindowId=1agnifntn0_143#!(дата обращения 01.07.2017 г.)
10.Trudovoi kodeks Rossiskoi Federacii Federalnyi zakon ot 30.12.2001..// Sobranie zakonodatelstva Rossiskoi Federacii-2002.- Ch.1- St.1.
[1] Джиоев С.Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости: Моногр. М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2006. -С. 20.
[2] Курс российского трудового права / Под ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. М., 2001. Т. 2. -С. 329.
[3] Шабанов Р.И. Правовая природа права на занятость // Трудовое право в России и за рубежом. -2016.- N 4.- С. 13.
[4] Закалюжная Н.В. К вопросу о защите прав работников в условиях нестандартной занятости // Трудовое право в России и за рубежом. -2015.- N 2. -С. 30.
[5] Саурин С.А. Проблемы защиты прав работников, занятых в неформальном секторе // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 4. С. 50.
[6] http://www.ng.ru/economics/2015-05-20/4_job.html(Дата обращения 16.03.2020 г.)
[7] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/(дата обращения 16.03.2020 г.)
[8] http://www.ilo.org/ilostat/faces/oracle/webcenter/portalapp/pagehierarchy/Page27.jspx?subject=LUU&indicator=UNE_TUNE_SEX_AGE_NB&datasetCode=A&collectionCode=YI&_afrLoop=772014767652412&_afrWindowMode=0&_afrWindowId=e6s3ojt2x_1#!%40%40%3Findicator%3DUNE_TUNE_SEX_AGE_NB%26_afrWindowId%3De6s3ojt2x_1%26subject%3DLUU%26_afrLoop%3D772014767652412%26datasetCode%3DA%26collectionCode%3DYI%26_afrWindowMode%3D0%26_adf.ctrl-state%3De6s3ojt2x_33(Дата обращения 16.03.2020 г. )
[9] http://www.ilo.org/ilostat/faces/oracle/webcenter/portalapp/pagehierarchy/Page27.jspx?subject=HOW&indicator=HOW_TEMP_SEX_ECO_NB&datasetCode=A&collectionCode=YI&_afrLoop=772098606031103&_afrWindowMode=0&_afrWindowId=e6s3ojt2x_1#!%40%40%3Findicator%3DHOW_TEMP_SEX_ECO_NB%26_afrWindowId%3De6s3ojt2x_1%26subject%3DHOW%26_afrLoop%3D772098606031103%26datasetCode%3DA%26collectionCode%3DYI%26_afrWindowMode%3D0%26_adf.ctrl-state%3De6s3ojt2x_54(Дата обращения 16.03.2020 г. )
[10] Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ.-2002.- N 1 (ч. 1).- Ст. 3.