РОЛЬ НОТАРИУСА В СОДЕЙСТВИИ СБОРА И УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ

3 февраля 8:19

На современном этапе социально-экономического развития экономики Российской Федерации, налоговая система – это ключевой элемент, формирующий экономическую безопасность государства. Именно благодаря нему происходит обеспечение федерального бюджета, региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований финансовыми ресурсами. Те, в свою очередь, имеют разнообразную структуру своих поступлений со стороны экономических субъектов, включая в виде налогов и налоговых сборов.
С целью совершенствования налоговой и бюджетной политики, Правительство РФ содействует увеличению активность различных субъектов, выступающих налоговыми агентами, и которые обеспечивают процесс сбора и уплаты налоговых пошлин. На данный момент, обсуждается вероятная роль и место нотариуса, включая государственного и частнопрактикующего, при формировании их значения, как налоговых агентов или других субъектов, которые совершают деятельность в рамках системы налоговых правоотношений или финансовых правоотношений между государством и налогоплательщиками.
Именно по этой причине связана повышенная степень актуальности научного исследования на проблематику оказания и содействия в осуществлении процесса сбора и уплаты налогов и налоговых сборов. Среди таких субъектов, обеспечивающих данный процесс, числятся различные налоговые агенты или другие экономические институты, к которым относятся нотариусы.
Важно их определение роли и места в налоговой системе правоотношений государства. В связи с этим, необходимым выступает оценка налогового статуса нотариата при проведении политики сбора и уплаты налоговых пошлин.
Целью научного исследования статьи выступает теоретический и практический анализ роли нотариуса на территории Российской Федерации в содействии сбора и уплаты налогов и налоговых сборов, а также оценка налогового статуса нотариата в рамках выполнения данной вспомогательной функции.
Для этого в рамках научного исследования необходимо решение следующих поставленных задач:
— проанализировать роль нотариуса, как участника налоговых правоотношений между налогоплательщиками и государством;
— рассмотреть значение нотариусов, как субъектов налоговых агентов, когда те выступают работодателями;
— рассмотреть значение нотариусов, как субъектов налоговых агентов, когда те содействуют уплате НДС;
— провести оценку роли нотариуса в содействии сборов и уплаты налогов, как в отдельности для государственных нотариусов, так и в отдельности для частнопрактикующих нотариусов.
На сегодняшний день, нотариусы выступают активными участниками правовых отношений между государством и налогоплательщиками, выполняя свои обязательства по сбору и уплате налог и других пошлин. Однако их роль не ограничивается уплатой налогов и сборов в качестве налогоплательщиков, что требует оценки роли нотариуса и в рамках функционирования, как налоговых агентов.
Так, во-первых, нотариусы могут выступать налоговыми агентами, когда их роль выступает, как работодатели. В связи с этим они выполняют функции по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в государственный бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. При этом, физическими лицами выступают их наемные сотрудники, перед которым они занимают роль работодателя.
Во-вторых, нотариусами представляются в налоговый орган по месту своего учета сведения о выплаченных своим работникам доходах в виде справок отдельно по каждому физическому лицу по форме № 2-НДФЛ.
В-третьих, нотариусы могут выступают налоговыми агентами при содействии и помощи по уплате налогов по НДС. Так, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) налоговыми агентами признаются арендаторы федерального имущества при предоставлении его в аренду органами государственной власти и управления, а также местными органами. На нотариусов-арендаторов возлагается обязанность по исчислению, удержанию из суммы арендной платы, уплачиваемой арендодателю, и уплате в бюджет соответствующей суммы данного налога.
Таким образом, на сегодняшний в России можно выделить следующие налогово-правовые статусы, возникающие у нотариусов, как участников налоговых правоотношений. Однако, необходимо проводить оценку роли нотариуса в содействии сборов и уплаты налогов, как в отдельности для государственных нотариусов, так и в отдельности для частнопрактикующих нотариусов.
Государственным нотариусам Российской Федерации присущи следующие черты, определяющие их роль в содействии сборов и уплаты налогов:
— специальный статус субъектов, содействующих уплате налогов и сборов, а именно сборщиков государственных пошлин за совершение нотариальных действий;
— специальный статус субъектов, содействующих налоговому администрированию;
— лиц, обязанных информировать налоговые органы о фактах, существенных для налогообложения.
Частнопрактикующим нотариусам Российской Федерации присущи следующие черты, определяющие их роль в содействии сборов и уплаты налогов:
— специальным статусом, занимающихся профессиональной деятельностью по оказанию нотариальных услуг;
— специальным статусом субъектов, содействующих уплате налогов и сборов, а именно налоговых агентов;
— специальным статусом субъектов, содействующих налоговому администрированию.
Таким образом, подводя итоги научного исследования статьи, можно установить следующее: как видно из вышеизложенного, государственного и частнопрактикующего нотариусов объединяет наличие общего налоговоправового статуса физических лиц для уплаты установленных законодательством налогов и сборов, и специального налогово-правового статуса субъектов, содействующих налоговому администрированию.
Роль нотариусов в современном периоде развития налоговой системы Российской Федерации заключается в том, что они выступают субъектами, которые содействуют налоговому администрированию, уплате налогов и сборов, и в рамках проведения профессиональной деятельности по оказанию нотариальных услуг.

Список использованных источников
1. Щербинин А.А., Гончаров А.И. Проблемы государственной пошлины как источника доходов для обеспечения нотариальной деятельности // Налоги и финансовое право. 2009. № 4. С. 296.
2. Королев Д.А. Правовая природа государственной пошлины и нотариального тарифа // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 2. С. 406-407.
3. Мутушев Р.М. Неналоговые доходы федерального бюджета: проблемы правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. Саратов, 2009. С. 100-101.
4. Королев Д.А. Правовое регулирование отношений по взиманию государственной пошлины при осуществлении нотариальной деятельности: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2011. С. 60.
5. Калиниченко Т.Г. Нотариальное право и процесс в Российской Федерации: теоретические вопросы развития: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012 С. 137.
6. Крохина Ю.А. Налоговое право России: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 479.

Spisok ispol’zovannyh istochnikov
1. Shherbinin A.A., Goncharov A.I. Problemy gosudarstvennoj poshliny kak istochnika dohodov dlja obespechenija notarial’noj dejatel’nosti // Nalogi i finansovoe pravo. 2009. № 4. S. 296.
2. Korolev D.A. Pravovaja priroda gosudarstvennoj poshliny i notarial’nogo tarifa // Probely v rossijskom zakonodatel’stve. 2010. № 2. S. 406-407.
3. Mutushev R.M. Nenalogovye dohody federal’nogo bjudzheta: problemy pravovogo regulirovanija: dis. … kand. jurid. nauk: 12.00.14. Saratov, 2009. S. 100-101.
4. Korolev D.A. Pravovoe regulirovanie otnoshenij po vzimaniju gosudarstvennoj poshliny pri osushhestvlenii notarial’noj dejatel’nosti: dis. … kand. jurid. nauk: 12.00.14. M., 2011. S. 60.
5. Kalinichenko T.G. Notarial’noe pravo i process v Rossijskoj Federacii: teoreticheskie voprosy razvitija: monografija. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Norma: INFRA-M, 2012 S. 137.
6. Krohina Ju.A. Nalogovoe pravo Rossii: uchebnik dlja vuzov. M.: JuNITI-DANA, 2011. S. 479.