Совершенствование государственного управления рынком труда в Российской Федерации

26 августа 1:21

Российская Федерация, как гласит Конституция РФ – социальное государство, а значит оно признает право каждого на достойный уровень жизни, не смотря на обстоятельства. Именно поэтому при потере работы государство берет на себя обязательство оказывать социальную помощь безработному и его семье, регулировать рынок труда.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.

Общие для всех типов безработицы меры:

-создание новых рабочих мест;

-создание бирж труда и иных видов служб занятости;

-выплата пособий по безработице.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

-усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;

-создание специальных служб для этого.

Меры для борьбы со структурной безработицей:

-создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;

-поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются.

С маргинальной безработицей:

-социальная защита слабозащищённых слоёв населения;

-борьба с преступностью.

С технологической безработицей:

-повышение квалификации работников;

-сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

С циклической безработицей:

-проведение стабилизационной политики;

-создание дополнительных рабочих мест государством.

 Политика занятости — органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

-содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;

-разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному — двум предприятиям;

-стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;

-ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

-становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;

-целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ[1].

Есть два пути решения проблем безработицы: прямой и косвенный. Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности. Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает: обеспечение правовой защищенности наемных работников, использование альтернативных форм занятости. Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.

Кроме этого, необходимо развитие системы страхования от безработицы, что означает: повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий; использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник; финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.; адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;  упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

Так же государство обязано дать гарантии в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы, создать действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.

В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.

В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы)[2].

Для этого необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы.

Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике

Совершенствование государственного регулирования рынка труда требует контроля над миграционными процессами, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.

 

[1] Оганян, К. В. , Стрельцов, Н. Занятость населения и ее регулирование. М., 2010.– С.72

[2] Савченко, Е.С. Макроэкономическая политика России: проблемы и решения регулирование. АПК: Экономика, управление,– 2013-№ 6 – С.5