К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОЙ ИДЕИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

31 марта 4:40

Система управления в Российской Федерации носит децентрализованной характер. В современной науке это понимается как автономность каждой из составной части системы управления, в которую входит и местное самоуправление. Именно поэтому, отмечая особенности этого института, говорят о об исключительной сфере деятельности: решение каких-либо вопросов местного значения, которые происходят в рамках одного муниципального образования.

И данный вид управления нашел свое место в главном законе Российской Федерации – Конституции РФ. Если же обращаться в историю, то можно сделать вывод, что местное самоуправление – достаточно молодой институт власти, и, своего рода, является ярким проявлением демократии в целом. Стоит кратко рассмотреть главные положения Конституции РФ по отношению к местному самоуправлению.

Базисной статьей является статья 32 Конституции РФ. Данная правовая норма закрепляет главные начала:

  • Управление собственной муниципальной собственностью.
  • Управление своим местным бюджетом.
  • Установление различных местных налогов.
  • Управление муниципальным жилищным фондом и т.д.

Из этих и других начал местное самоуправление понимается как возможность граждан почти напрямую участвовать в решение наиболее острых проблем местного значения.

Помимо основного закона, есть также законы федерального значения, которые конкретизируют нормы Конституции РФ и определили еще функции местного самоуправления. К существующим дополнились: вопросы ЖКХ, здравоохранения, среднего образования

Конечно, с первого взгляда может показаться, что государство просто самоустранилось от данных «забот», и все перенесла на плечи молодого самоуправления, но это не есть верной точкой зрения. Само государство заинтересовано в позитивных результатах местного самоуправления. И оно всячески пытается его поддерживать в этом: материально-финансовый аспект, правовая защищенность, не вхождение местного самоуправления в вертикаль власти Российской Федерации и др.

Но если государство и пытается вмешиваться в решение проблем, юрисдикция которых попадает под ведение местного самоуправления, то на фоне, одновременно, происходит повышение роли МСУ в этих вопросах.

Анализируя это все, можно сказать, что в итоге государство и местное самоуправление, не смотря на свою автономность, являются партнерами. И это партнерство в первую очередь направлено на улучшение жизни граждан. На первый взгляд, может показаться, что речь идет об каком-либо участии в жизни граждан местного самоуправлении, но не совсем. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления могут быть наделены законом отдельными государственными полномочиями с передачей материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их осуществления (часть 2 статьи 132). Практика многих муниципалитетов, особенно средних и крупных городов, в том числе столиц субъектов Федерации, показывает, что при определенных обстоятельствах органы МСУ, даже если в законодательстве о реализации или возможности осуществления каких-либо которые были приняты для их реализации.

Но стоит упомянуть о проблемах, которые возникают на местном уровне, но разрешить ее может только федеральный уровень. В этом случае органы местного самоуправления должны сделать все, чтобы снизить возможные негативные последствия.

Один из печальных примеров – трагедия в Кемерово в «Зимней Вишне». Тогда многие политики выдвигали мысль о том, что проще сделать виновным условного мэра, который не имеет должных полномочий, а местное самоуправление – доходной базы.

Выделим одни из главных проблем местного самоуправления, которым необходимы доработки со стороны законодателя:

— Местное управление в Российской Федерации – это отчасти оптимизированная практика данного института зарубежных развитых стран. Она, в свою очередь, предусматривает заимствование некоторых полномочий государства, что отражается как и в ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, так и в ФЗ № 131. Исходя из этого, нередко органы местного самоуправления используют эту лазейку в собственных корыстных интересах.

— Другая проблема заключается в кадровой составляющей местного самоуправления. Для ее решения требуется внести непосредственно поправки в статью 130 Конституции, определить и закрепить основные направления подготовки и переподготовки муниципальных кадров на федеральном уровне, принципы финансирования соответствующей работы.

 

— В Российской Федерации существуют и другие проблемы в органах местного самоуправления (организационно-правовая база местного самоуправления, материальная и финансовая база поддержки и т. Д.). Решение этих и других проблем в первую очередь связано с качественной доработкой действующего законодательства, подробным анализом статистики и выявления различных правонарушений. Также, главная причина состоит в устранение и преодоление правовых казусов и не состыковок.

Местное самоуправление достаточно молодой институт и все его амбиции и перспективы раскрыты не в полном объеме. Но не смотря на свою новизну стремительно развивается как на законодательном уровне субъектов, так и на уровне федерации (яркий пример, нормативные акты Краснодарского края). Если мы оценим все развитие, то можем сказать, что местное самоуправление в Российской Федерации ничем не хуже, чем МСУ в Европе. Но, чтобы оно стало максимальном эффективным нам нужна политическая воля, последовательные и целенаправленные действия государственных и социально-политических структур.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бондарь Н.С. Муниципальное право: для бакалавариата и академиков .// ред. СПб., 2017
  2. Децентрализация управления в зарубежных государствах и России / под ред. А. Н. Пилипенко. М.,
  3. Дитятовский М. Ю. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. М., 2017
  4. Алексеев И.А. Муниципально-правовая он ответственность. Проблемы теории и еще практики. — М.: Проспект, 2017. — 320 c