С каждым годом диджитализация занимает все большую часть нашей жизни. В условиях существенного роста гостиничного бизнеса, клиентам становится все более важным сервисы, постоянная связь, индивидуализация предложения на основе постоянного учета их пожеланий и требований. Бизнес-организации, в свою очередь, заинтересованы в поиске новых путей оптимизации основных и вспомогательных бизнес-процессов, повышение эффективности управленческих воздействий для обеспечения роста своей конкурентоспособности.
Диджитализация открывает гостиничным предприятиям, много новых возможностей для эффективного внедрения digital-инструментария, но этот процесс будет действенным и эффективным только в случае наличия соответствующей стратегии. На сегодняшний день в специальной литературе отсутствует систематизированное изложение теоретических основ диджитализации.
Явление «Диджитализация» является одной из «визитных карточек» новой экономики (неоэкономики) — нового типа социально-экономического устройства, что постепенно формируется в пределах постиндустриального периода экономического развития путем внедрения достижений научно-технического прогресса и инновационных методов хозяйствования, интеллектуализации человеческого капитала, использование передовых новейших технологий, ускоренного развития наукоемких отраслей экономики, предоставления приоритета производству знаний и услуг, становлению менталитета творческого, эффективного, рационального бизнеса [3, с. 95].
Новая экономика формируется на базе не только интеллектуализации производства, но и всей хозяйственной жизни, на основе широкого и массового использования информационно-коммуникационных технологий.
Термин «диджитализация» пришел из США от слова «digitalization», что переводится, как оцифровка. То есть, в переводе дословно «Диджитализация» – это процесс переноса информации в цифровую форму, то есть преобразование бумажных книг в электронные, фотографии в изображение на экране и т.д. [1, с. 203].
Таким образом, упрощенное толкование термина «диджитализация бизнеса» — перенос бизнес-процессов в электронный вид. Однако этим процесс диджитализации не ограничивается. Информационно-коммуникационные технологии меняют (оцифровывают) сначала отдельные бизнес-процессы в бизнес-организациях, а постепенно формируют виртуальную (цифровую) бизнесмодель, «перенося» бизнес в «мир диджитала».
Диджитализация является необходимым процессом развития современных гостиничных предприятий в условиях неоэкономики. Она призвана упростить и ускорить работу с крупными базами данных, обеспечить автоматизацию всех видов деятельности (основной и вспомогательной операционной, инвестиционной, финансовой), улучшение коммуникации с клиентами, поставщиками и партнерами, и всеми институтами внешней среды, формирование новых принципов взаимодействия внутри предприятия между подразделениями, работниками, менеджментом, переход к новым организационным формам хозяйствования (сетевая и виртуальная экономика).
Необходимость в диджитализации обусловливается стремлением к постоянному повышению уровня своей конкурентоспособности, что в свою очередь является предпосылкой выживания и развития бизнес-организаций в условиях неоэкономики.
Чтобы быть прибыльными и эффективными в конкурентной борьбе, отельеры должны не только незамедлительно реагировать на все изменения в мире технологий, но и выявлять свою целевую аудиторию и соответствовать растущим ожиданиям потребителей.
Приведем факты о «типичном» пользователе, который готов сделать онлайн-бронирование показаны на рис. 1.
Рис. 1. Динамика диджитилизации в гостиничном бизнесе [1, с. 205]
Согласно данных рис. 1 только 16% из путешественников планируют свой отпуск за полгода до поездки, 49% населения пользуется интернетом, чтобы получить всю необходимую информацию о предстоящей поездке и 29% из отдыхающих предпочтение отдается онлайн бронированию.
И эти цифры не являются стабильными, потому что рынок мобильной связи переживает бум и процент людей, использующих Интернет на разных устройствах для организации своих поездок, продолжает расти.
Ведь любой путешественник не обходится без смартфона. И особенно для деловых путешественников смартфоны являются абсолютной необходимостью. Они подключаются, пишут электронные письма, делают заметки и проверяют предложения на мобильных устройствах – и тем самым экономят драгоценное время. Менеджеры по туризму уделяют все больше внимания обеспечению того, чтобы деловые поездки поддерживались в цифровом виде и максимально эффективно.
Бронирование отеля происходит через мобильные платформы. Менеджеры по туризму также рассматривают свои собственные преимущества. Крупные компании имеют правила путешествий, которые, среди прочего, требуют бронирование отелей через собственные системы бронирования. Но для этого системы также должны быть доступны в любое время, и в любом месте. Это трудно позволить себе для независимого отеля. Все большее значение приобретает также предоставление оцифрованных вариантов оплаты или централизованного выставления счетов.
Так как диджитилизация вошла во многие отели медленно, многие отельеры сталкиваются с трудной задачей удовлетворения потребностей как своих гостей отеля, так и планировщиков путешествий, как можно быстрее и экономичнее.
Существует проблема цифровых услуг в смарт-отелях, так как независимые отели часто не имеют финансовых средств для дорогостоящих технологических усовершенствований. Для них особенно важно идти в ногу с новейшими технологиями. В качестве «умного отеля» они могут стать привлекательной альтернативой для туристических менеджеров.
HRS Smart hotel services предлагает цифровые услуги, такие как бронирование мобильных номеров, вход в дверь смартфона, покупка дополнительных услуг с помощью смартфона или гостевых пакетов на планшетах [2, с. 30].
Другие виртуальные услуги включают предварительную регистрацию заезда и экспресс-регистрацию отъезда. В конце концов, отлаженные процессы экономят время и деньги – не только для персонала отеля, но и для корпоративных клиентов и их гостей.
Так, все большее число деловых путешественников ожидают индивидуальное обслуживание. Они хотят чувствовать себя как дома во время путешествия и ищут отели для удовлетворения своих индивидуальных потребностей и пожеланий – еще до приезда. Передача личных данных и требований гостя в цифровом виде заранее, может быть очень полезна в гостиничном бизнесе [4, с. 75].
Ведь отель смарт-часов: экономически эффективное решение.
Компания HRS разработала приложение Bluetooth для цифровых услуг, и оно предварительно установлено в программном обеспечении HRS. Его преимущество в том, что затраты на настройку минимальны, так как для этого требуется только интерфейс Bluetooth в вестибюле и планшет на стойке регистрации. Никаких изменений в системе управления отелем также не требуется, поскольку технология Bluetooth-powered совместима со многими другими поставщиками.
Итак, в условиях новой экономики, во время жесткой конкуренции, быстрого старения технологий, профессий, идей, проникновения Интернета во все части экономики, диджитализация вышла на новый уровень важности для гостиничного бизнеса.
Список использованных источников:
- Васильев Н.В., Комарова О.М. Диджитализация российского бизнеса, как фактор роста его экономической эффективности // Студент. Аспирант. Исследователь. 2018. № 11 (41). С. 203-210.
- Гусева О. Ю. Легоминова С. В. Диджитализация — как инструмент совершенствования бизнес-процессов, их оптимизация / Экономика. Менеджмент. Бизнес. – 2018. — №1(23). – С.29-33.
- Жукова А.В. Диджитализация люксового сегмента // В сборнике: ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 94-96.
- Сандрина В.Е. Управление качеством услуг в сфере малого гостиничного бизнеса: тенденции и перспективы / Эффективное управление в гостиничном и ресторанном бизнесе: теория, практика, подготовка кадров: коллективная монография / под ред. С.А. Степановой. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. – С. 69-79.