Использование коммерческих банков как альтернативных финансовых источников с помощью налоговых инструментов

10 августа 7:27

Роль коммерческих банков в экономике страны в качестве налоговых субъектов

Банки, в частности, коммерческие банки – важный элемент экономики страны. Налоговая система с помощью федеральных, региональных и местных налогов формирует бюджеты субъектов Российской Федерации, а также федеральный бюджет. Собранные бюджетные средства направляются выполнение государством своих функций: пенсий, обеспечения образования и поддержки медицины, защиты страны и общества, а также развития экономики в целом – для повышения уровня жизни граждан, также для увеличения налоговых поступлений и последующего роста затрат на вышеперечисленные социальные задачи.

Банки: налогоплательщики, агенты, посредники

Банки, в том числе коммерческие, хотя и находятся на общей системе налогообложения, в соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ, не только выполняют роль налогоплательщика, как другие виды юридических лиц, но также являются посредниками между государством и другими налогоплательщиками, осуществляя финансово-хозяйственные операции этих налогоплательщиков.

Также банки являются налоговыми агентами в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет. Это общепринятый взгляд на банки.

Два подхода в применении налогов к банкам для развития экономики

Бюджет необходим для выполнения государством своих функций, социальных и управленческих. Социальные функции важны для повышения уровня жизни граждан и их удовлетворённости, однако это оказывает лишь косвенное влияние на рост ВВП, экономики и, в конечном итоге, увеличения налоговых поступлений. Именно поддержка государством экономики, в первую очередь реального сектора и отраслей, влияющих на ВВП в большей степени, имеет «револьверный» подход – чем больше поддерживаешь, тем больше налогов.

Банки могут также выполнять, с помощью применения определённых правил и методов налогообложения, функции, дублирующие государственные, а именно стимулирование и развитие экономики. Такой подход верен и для других областей налогообложения и экономики, так, налоговые льготы для предприятий, работающих на экологичных видах энергии, стимулируют развитие экологичных производств и защищают окружающую среду.

Участие банков как налогоплательщиков можно рассматривать в двух плоскостях:

  • Создание дополнительных налогов на банк в случае, если есть инструменты, позволяющие оценить деятельность банка;
  • Создание налоговых льгот для банков, поддерживающих экономику.

Дополнительные инструменты налоговой политики

По закону естественного отбора, «выживают наиболее приспособленные[1]». Налоговая система – мощнейший инструмент создания и управления процессами роста экономики, требующая, однако, постоянного анализа и оптимизации. Возможность с помощью усиления или ослабления налогового бремени поднять экономику является одной из приоритетных задач.

Робин Гуд

Ещё до мирового кризиса 2008 г. различные учёные, экономисты предлагали инструменты управления финансовыми потоками. Закон Тобина, затем закон Робин Гуда облагают налогом финансовые транзакции, в частности, торговлю на валютной бирже. Эти меры должны в теории снизить популярность валютных операций как банковского бизнеса, мотивируя банки на кредитование отраслей промышленности. На практике оказалось, что только глобальное принятие подобных законов может (потенциально) дать результат. В реальности спекулянты просто уходили с одной площадки на другую, в страну, где нет данного налога.

Подобный налог длительное время действовал в Швеции в 1980х годах, и привёл к оттоку денежных средств и снижению экономики. Относительно невысокая ставка 0.5% на размер сделки при покупке/продаже валюты привела к снижению объёма сделок на 85%. А увеличение притока налоговых поступлений выросло лишь на 5% от запланированного объёма. В итоге эксперты пришли к заключению, что такой налог должен быть глобальным, а также должен действовать на возможные альтернативы облагаемым сделкам, иначе, как по закону эволюции, денежные потоки приспособятся, чтобы не платить налоги. [1]

Субсидии банкам

Кроме налогов, ограничивающих спекулятивные сделки, возможным инструментом может быть субсидирование банков финансами для предоставления кредитов различным секторам экономики по пониженным ставкам. Одним из неоднократно использовавшихся Правительством РФ способов вливания денежных средств в экономику страны в целях стимулирования инновационных процессов является финансирование, как правило в форме «подарков», кредитного сектора. Существенно важным в данном случае является тот факт, что в качестве ожидаемого результата заявлена поддержка необходимого уровня кредитования организаций приоритетных отраслей экономики. К сожалению, данное распоряжение не указывает, какие именно отрасли российской экономики могут именоваться приоритетными, по мнению отечественных банков. А главное, ключевая фраза о кредитовании исключает прозрачность данного процесса, поскольку не определены условия, порядок и стоимость использования выделяемых ресурсов предприятиями реального сектора экономики. Таким образом, здесь очевидны возможности для злоупотреблений и нецелевого использования средств. [2]

Компенсации

Интересный опыт, потенциально проецирующийся на Российскую Федерацию, используется в Германии. После её объединения в 1990 г. уровень индустриального и экономического развития западной части страны ожидаемо оказался существенно выше уровня развития восточной части. Для балансировки и для развития востока германские власти применили солидарный взнос в размере 5,5% от суммы налога на прибыль корпорации, составляющего 15% от прибыли (конечно, этот налог касается не только банков). Основная цель этого взноса — поддерживать менее развитые регионы страны. [3]

Налоговые льготы как метод превращения банка в альтернативный источник финансов для бизнеса

Финансирование предприятий государством по сравнению с кредитами, предоставляемыми коммерческими банками, менее эффективно в силу бюрократических и коррупционных составляющих – процессы предоставления средств сложнее, вопросы правильной оценки залогового имущества или перспектив развития имеют множество возможностей злоупотребления.

Различные примеры стимулирующих методов можно встретить в налоговых системах разных стран. В США кредитование реального сектора экономики и потребительское кредитования стимулируется за счет предоставления налоговых льгот от процентных доходов по выданным кредитам населению и предприятиям. [3]

В налогообложении коммерческих банков за рубежом особое внимание уделяется налоговому регулированию и стимулированию банковской деятельности. На данный момент сформирован ряд способов стимулирования:

Освобождение от налогов доходов банка, полученных в результате предоставления долгосрочных кредитов для производства, а для предприятий – уменьшение ставки налога на прибыль, полученной от использования банковского кредита долгосрочного характера на развитие или модернизацию производства;

  • Налоговые льготы или полное освобождение от налогов для компенсации непогашенных кредитов, выданных реальному сектору экономики;
  • Налоговые льготы для специализированных банков, работающих на поддержке дотационных секторов экономики, например, агропромышленного комплекса;
  • Льготы для малых или только созданных коммерческих банков, дифференцированная налоговая ставка по капиталу;
  • Увеличение ставки по налогу на прибыль для успешно функционирующих прибыльных коммерческих банков – здесь важно отметить, что в данном случае стимулирование экономики происходит через наполнение государственного бюджета;
  • Совершенствование амортизационной политики для стимулирования роста объемов производства, с учётом необходимости поддержки местных производств;

Для введения/расширения описанных методов, безусловно необходимо развитие отношений между банками и налоговыми органами.[4]

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что коммерческие банки могут быть эффективным инструментом поддержки и развития бизнеса, влияя на развитие экономики страны не только прямыми налоговыми отчислениями, но и финансовой поддержкой промышленности. У государства есть широкий спектр вариантов использования банков в качестве альтернативных источников финансирования, который, однако надо очень аккуратно использовать и постоянно анализировать его эффективность.

Использованные источники:

  1. Magnus Wiberg – We tried a Tobin tax and it didn’t work. // Financial times, April 15 2013. URL: https://www.ft.com/content/b9b40fee-9236-11e2-851f-00144feabdc0 (дата обращения 27.12.2019).
  2. Д.Н. Путимцев — Государственная поддержка реального сектора экономики: банковская или налоговая? // Вестник РУДН. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2017 гл. 4. // DOI: 10.22363/2312-8313-2017-4-1-25-33
  3. Герия Р.Р. – Особенности налогообложения деятельности коммерческих банков в зарубежных странах // Вопросы науки и образования. – 2018.
  4. Никулкин Р.Н. — Совершенствование налогообложения коммерческих банков в условиях инновационной экономики // Финансы и управление. – 2016. – № 1. – С. 128 — 152.

 

 

[1] 1. Дарвин – Происхождение видов., гл. IV «Естественный отбор, или выживание наиболее приспособленного». // «Ч. Дарвин – Сочинения, т.3». Изд-во АН СССР; Москва; 1939