Оценка эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности организаций

6 октября 12:24

УДК 338.1

Эффективность налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов может быть оценена методическим подходом Митрофановой И.А., которая в своей монографии разработала следующие показатели (табл. 1), которые рассчитываются на основе общедоступной официальной статистической информации. К данным показателям определяются шкалы для трактовки их значений и присваиваются им баллы. Это необходимо для обеспечения сопоставимости разнородных показателей и возможности их использования при определении оптимальности системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов [2, с. 87].

Таблица 1 — Показатели для оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов












Показатели Соответствие значений показателей и присваивание им баллов
1 балл 2 балл 3 балл 4 балл
Коэф-т эффективности стимулирования ≤ 1,0 1,1-1,5 1,6-2,0 ≥2,1
Доля инновационных предприятий ≤ 10 11-20 21-35 ≥36
Коэф-т обеспеченности инновациями ≤ 30 31-50 51-69 ≥70
Коэф-т нагрузки на государство ≥40 26-39 16-25 ≤ 15
Доля предприятий, охваченных стимулами ≤ 50 61-70 71-89 ≥90
Коэф-т доступности стимулов ≤ 50 61-70 71-89 ≥90
Вероятность ошибок стимулирования ≥10 7-9 4-6 ≤ 3
Коэф-т спроса на стимулы ≤ 50 61-70 71-89 ≥90

И так, методический подход Митрофановой И.А. для оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности организаций предлагает следующие восемь показателей:


  1. Коэффициент эффективности стимулирования, который рассчитывается посредством нахождения отношения стоимости произведенных в экономике инновационных товаров и оказанных инновационных услуг, и налоговых расходов государства на стимулирование инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Чем больше значение данного показателя, тем эффективнее работает система налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.
  2. Доля инновационных предприятий, который рассчитывается посредством нахождения отношения между количеством организаций, осуществляющих инновационную деятельность, и количеством всего организаций. Данный показатель отражает популярность инноваций в сфере отечественного предпринимательства. Чем больше предприятий осуществляют инновационную деятельность, тем больше значение данного показателя. Посредством данного показателя отражается результат налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, именно на его максимизацию нацелены налоговые стимулы.
  3. Коэффициент обеспеченности инновациями, который рассчитывается с помощью нахождения отношения количества инноваций, созданных в экономике, к количеству внедренных инноваций отечественными предприятиями. Чем больше значение данного коэффициента, тем лучше работает система налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.
  4. Коэффициент нагрузки на государство представляет собой показатель, косвенным образом свидетельствующий об эффективности системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Показатель рассчитывается посредством нахождения отношения затратами государства на осуществление инновационной деятельности хозяйствующих субъектов к затратам на осуществление инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Чем больше значение данного показателя, тем ниже потребность в применении налоговых стимулов.

Сущность данного показателя заключается в том, что если государство является ключевым игроком в сфере осуществления инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и несет значительные расходы, бессмысленно их дополнительно увеличивать и предоставлять налоговые стимулы, эффект от которых, вероятнее всего, окажется незначительным. Иными словами, государственные инвестиции в инновации представляют альтернативу налоговому стимулированию инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.


  1. Доля предприятий, охваченных стимулами, отражает качество структуры системы налогового стимулирования инновационной деятельности организаций. Данный показатель рассчитывается через нахождение отношения количества предприятий, охваченных налоговыми стимулами инновационной деятельности (потенциально заинтересованных в них, имеющих возможность получить стимулы), к общему количеству предприятий в экономике. Чем больше значение данного показателя, тем больше охват системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и соответственно тем больше потенциал ее функционирования. Соответственно низкое значение данного показателя свидетельствует о малом охвате системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и ее низком потенциале.
  2. Коэффициент доступности стимулов рассчитывается с помощью нахождения отношения количества предприятий, применяющих налоговые стимулы инновационной деятельности, к количеству предприятий, охваченных налоговыми стимулами инновационной деятельности (потенциально заинтересованных в них, имеющих возможность получить стимулы). Он отражает степень реализации потенциала действия системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Низкое значение данного показателя свидетельствует о низком спросе на предлагаемые государством стимулы на осуществление инновационной деятельности со стороны хозяйствующих субъектов и является сигналом о существовании проблем в работе системы стимулирования.
  3. Вероятность ошибок стимулирования определяется, посредством нахождения отношения суммы ошибок первого и второго рода к количеству предприятий, применяющих налоговые стимулы инновационной деятельности.

Ошибка первого рода – это количество предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, которым ошибочно отказано в предоставлении положенных им налоговых стимулов.

Ошибка второго рода – это количество предприятий, не осуществляющих инновационную деятельность, которым ошибочно предоставлены не положенные им налоговые стимулы.

Чем больше значение данного показателя, тем сильнее проявляются нарушения в работе системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.


  1. Коэффициент спроса на стимулы рассчитывается через нахождение отношения количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, и количества предприятий, применяющих налоговые стимулы инвестиционно-инновационной деятельности. Чем больше значение данного коэффициента, тем более востребованы налоговые стимулы и соответственно и тем слабее проблемы в работе системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.

Указанные показатели рассчитываются за определенный (одинаковый для всех показателей) период времени —  календарный год. Сопоставление значений показателей из различных периодов с помощью горизонтального и трендового анализа позволяет исследовать динамику изменения эффективности системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.

В зависимости от сочетания данных показателей можно делать выводы о существовании и силе проблем в работе системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. В частности следующие проблемы:


  1. О наличии структурной проблемы, заключающейся в том, что применяемые стимулы не востребованы хозяйствующими субъектами, свидетельствует низкое значение коэффициента спроса на стимулы, а также низкая доля предприятий, охваченных стимулами и низкая доля инновационных предприятий.
  2. О наличии институциональной проблемы, проявляющейся в недоступности налоговых стимулов для хозяйствующих субъектов и неэффективности работы государственных учреждений, ответственных за их предоставление, свидетельствует низкое значение коэффициента спроса на стимулы, а также низкое значение коэффициента доступности стимулов и высокая вероятность ошибок стимулирования.
  3. О заниженных налоговых ставках свидетельствует низкое значение коэффициента эффективности стимулирования в сочетании с высоким значением показателя доли инновационных предприятий и коэффициента спроса на стимулы. В этом случае нагрузка на государство слишком высока, и для успешного налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов не требуются такие большие налоговые расходы государства. То есть целесообразно повышение налоговых ставок.
  4. О чрезмерно высоких налоговых ставках свидетельствует высокое значение коэффициента эффективности стимулирования в сочетании с высоким значением коэффициента спроса на стимулы и низким значением показателя доли инновационных предприятий. В этом случае нагрузка на государство минимальна, налоговые стимулы востребованы, но они недостаточны для успешного налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. То есть целесообразно понижение налоговых ставок.

Комплексным или интегральным показателем успешности работы системы налогового стимулирования инновационной деятельности организаций является коэффициент оптимальности, который представляет собой среднее арифметическое всех предложенных показателей для оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.

Коэффициент оптимальности позволяет сбалансировать все восемь показателей и составить общую, целостную картину о работе системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.

Подводя итог, следует отметить, что предложенный комплексный методический подход к оценке эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов позволяет создавать точное, актуальное и подробное руководство к проведению налоговой политики только в случае доступности необходимых статистических данных. Поэтому поддержанию высокой эффективности работы системы сбора и обработки статистической информации в процессе реализации данного подхода необходимо уделять повышенное внимание.

Литература


  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru
  2. Налоговое стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов: монография / И.А. Митрофанова [и др.]. – Москва.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 119 с.

References


  1. Tax Code of the Russian Federation [Electronic resource] / http://www.consultant.ru
  2. Tax incentives for investment and innovation activity of economic entities: monograph / I. A. Mitrofanova [et al.]. – Moscow.; Berlin: Direct Media, 2018. 119 p.