ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В PRIVATE BANKING

21 мая 4:36

Private banking – это современное направление банковского бизнеса, которое представляет собой комплекс финансовых и нефинансовых услуг клиентам с высоким уровнем доходов, основанный на индивидуальной системе обслуживания.

В России рынок private banking появился не так давно, ввиду чего он не имеет единых стандартов. Также он является наиболее закрытым сектором: банки не публикую информацию о ставках, доступных клиентам private banking в открытых источниках.

Как правило, private banking включает в себя следующие виды услуг:

  • банковские (классические банковские продукты, но оказываемые на индивидуальных условиях);
  • инвестиционные (размещение средств клиента в ПИФы, доверительное управление, альтернативные инвестиции и проч.);
  • консультационные.

Также private banking предоставляет клиентам ряд дополнительных услуг и сервисов, например, клубные привилегии, организация путешествий, бронирование гостиниц.

У private banking имеются отличительные черты:

1) Сегмент private banking всегда выделяется в отдельное направление бизнеса, т.е. его услуги не должны быть доступными обычным клиентам.

2) Имеется нижний порог вхождения в категорию клиентов private banking. В различных банках он устанавливается самостоятельно. Например, в банке Восточный экспресс банк клиент считается относящимся к сегменту private banking , если открыл вклад на сумму от 1 млн. руб., в банке МКБ – от 5 млн. руб., в Сбербанке – от 100 млн. руб., в Альфа – Банк среднемесячный оборот счёта потенциального клиента должен быть выше 50 тыс. долл. [9].

3) Содержит финансовые и нефинансовые сервисы.

В ежегодный рейтинг 2019 года мировых лидеров среди банков, предлагающих клиентам обслуживание в формате private banking, из российских организаций попали: Альфа Private Banking, Private banking Сбербанка, UniCredit Private Banking[6].

Эксперты отмечают, что объём рынка private banking будет ежегодно расти на 25%. Ввиду данного факта практически все крупные банки России и зарубежные банки на российском рынке будут бороться за клиента, применяя различные современные сервисы. Одним из таких сервисов является дистанционное обслуживание.

Дистанционное обслуживание банками – это услуги по предоставлению клиентам удалённого доступа к банковским операциям. Это обобщённый термин, который включает различные технологии предоставления банковских услуг клиентам без их визита в банковское учреждение.

На рисунке 1 можно проанализировать изменение доли счетов клиентов с дистанционным доступом с 2014 по 2019 год [4].

http://meridian-journal.ru/uploads/2473-1.PNG

Рисунок 1. Доля счетов клиентов с дистанционным доступом, % от общего числа счетов

Согласно диаграмме, физические лица на начало 2018 года практически на 90% имеют дистанционный доступ к своим счетам, при этом в 2014 году доля таких клиентов составляла всего 37%. Что касается юридических лиц, то доля клиентов с дистанционным доступом к счетам не превышала 2,5%.

В России, по подсчётам, общее количество людей с финансовыми активами более одного млн. долларов можно оценить в 28,3 тыс. человек. Эта цифра – потенциальные клиенты дистанционного банковского обслуживания в private banking. При этом отмечается, что около 50% клиентов private banking предпочитают обслуживаться в одном private banking, и только 19,2% от общего количества клиентов ведут все операции в одном кредитном учреждении [3].

В рамках обслуживания private banking предлагают следующие виды дистанционного обслуживания:

1) Классический «Банк-Клиент» – на компьютере или другом устройстве клиента устанавливается отдельная программа, которая хранит все данные по операциям. Взаимодействие с банком осуществляется по различным каналам связи. Однако такой вид дистанционного обслуживания в private banking ежегодно теряет популярность.

2) Интернет-банкинг – система дистанционного обслуживания, которая работает через обычный Интернет-браузер. С помощью данной системы можно осуществлять те же действия, что и при использовании классического варианта, но не требуется установка специального программного обеспечения. Этот вид обслуживания в private banking является самым популярным среди дистанционных форм.

3) Мобильный банкинг – это оказание услуг дистанционного банковского обслуживания с использованием телефонной связи. Данные системы имеют ограниченный набор функций, но некоторые банки позволяют клиентам производить различные платежи и осуществлять денежные переводы с помощью мобильного телефона. Популярность использования подобной формы обслуживания в private banking является низкой.

В 2019 году компания Markswebb составила рейтинг лучших интернет-банков для частных лиц в России. Банки ранжировали услуги, предоставляемые дистанционно обеспеченным клиентам по сегментам Daily Banking (банк, в котором клиент может наиболее полно и удобно управлять средствами на дебетовой карте) и Digital Office (банки, которые предлагают решение вопросов и дистанционно, и с применением или оговоркой решений в физических каналах обслуживания). На рисунке 2 представлен рейтинг банков [1].

Рисунок 2. Рейтинг банков с лучшими системами дистанционного обслуживания клиентов с высоким уровнем доходов

Из представленных данных видно, что в сегменте Daily Banking лучшие условия по обслуживанию клиентов предлагает Тинькофф Банк, Банк Левобережный и АК Барс Банк, в сегменте Digital Office – Тинькофф Банк, Банк Левобережный и Промсвязьбанк. Также в ТОП-5 вошли Банк Уралсиб, Сбербанк и Райффайзенбанк.

В 2019 году компания Frank RG провела исследование «Premium Banking в России – 2019». Компания проводила анализ 13 премиальных программ на рынке, опросила 4 015 клиентов премиум-сегмента. Кроме того, была использована система «тайных покупателей», которые тестировали премиальный сервис в течение четырёх месяцев.

Премиальное обслуживание оценивалось по параметрам, объединенным в восемь категорий: сервис (офлайн и онлайн), надёжность, переводы, снятие наличных, обмен валюты, размещение денежных средств, небанковские привилегии, дебетовые и кредитные карты, кредиты. Каждому банку в каждой категории рейтинга были присвоены оценки от А до Е, где А – оценка в самом высоком диапазоне, Е – в самом низком. Результаты оценки представлены на рисунке 3 [7].

Рисунок 3. Результаты интегрального исследования премиального обслуживания клиента

Согласно данным исследований, лучшим банком с сервисом «онлайн» обслуживания признаны Райффайзенбанк и Альфа-Банк.

По результатам двух исследований, лидером дистанционного банковского обслуживания в private banking можно считать Райффайзенбанк. Опишем программу обслуживания, которую предлагает этот банк своим клиентам с высоким уровнем доходов.

Friedrich Wilhelm Raiffeisen – это private banking от банка Райффайзенбанк. Набор классических банковских, страховых и инвестиционных возможностей практически ничем не отличается от подобных программ в других банках. Банк предлагает выделенную линию, доступ к которой для клиентов – 24 часа в сутки. Звонки на этой линии обрабатываются тщательно отобранными и обученными операторами.

Стоит обратить внимание на то, что Райффайзенбанк входит в крупную международную группу, а это значит, что все клиенты private banking получают доступ и к их услугам и ресурсам. Например, могут открывать счета в материнском банке в Австрии. Относительно небанковских услуг, то их перечень, который исполняется дистанционно [8]:

1) Персональные услуги «Консьерж» – личный помощник, доступный 24 / 7 для решения любого запроса, независимо от того, идет ли речь о бронировании номеров в самых популярных ресторанах, мероприятиях или отелях, медицинских услугах, перевозке на лимузине или частном самолете или обычных услугах (курьер, заказ цветов) и т. д.

 2) LoungeKey – это паспорт для высочайшего уровня комфорта, безопасности и эксклюзивности. С помощью этой программы у клиента есть доступ к 1000 бизнес-залам по всему миру. Программа включает в себя 6 бесплатных билетов в год.

3) Уведомления о культурных событиях месяца.

4) Наличие программы лояльности «Скидки для Вас».

5) Больше бонусов и привилегий по премиальным картам.

Альфа-Банк в рамках private banking не предлагает своим клиентам конкретную стандартную линейку продуктов, но каждому клиенту учреждение оглашает индивидуальные решения в зависимости от его потребностей, финансовых планов, налогового режима, отношения к рискам. Основной задачей private banking в Альфа-Банк является рост активов клиентов, находящихся под управлением подразделения. Для этого используются все возможности компаний, входящих в «Альфа-групп» («Альфа-Капитал», «Альфа-Страхование», «Альфа-Лизинг» и т.д.).

 Однако для клиента с высоким уровнем доходов, в зависимости от его потребностей, могут быть приобретены и ценные бумаги других банков, и порекомендованы услуги компаний, не входящих в холдинг «Альфа-групп».

Клиенты Private Banking Альфа становятся членами закрытого делового и интеллектуального сообщества. Они получают [2]:

  • доступ к банковским и иным продуктам на льготных условиях;
  • прохождение в бизнес-зону аэропортов;
  • услуги консьерж-сервиса;
  • брокерское обслуживание;
  • использование премиум-карт с расширенными возможностями;
  • принятие участия в культурных, образовательных и других мероприятиях.

Ещё одной особенностью private banking в Альфа-Банк является повышенное внимание к технологиям удаленного оказания услуг с помощью мобильного приложения. Также банк применяет и другие технологии для дистанционного обслуживания клиентов. Например, предоставляет уникальное платёжное кольцо для бесконтактного расчёта Visa Pay Ring, изготовленное из керамики. Оно выдерживает погружение в воду на глубину до 50 метров, не требует зарядки или замены батареи.

В настоящее время основные тренды развития дистанционного банковского обслуживания в private banking российскими кредитными организациями – это:

1) совершенствование мобильного банкинга, т.е. разработка удобного интерфейса и приложений, которые позволяли бы на основе геолокации клиента ориентировать его в пространстве, показать навигацию, получать услуги «на бегу»;

2) повышение уровня защищённости каналов доступа – идентификация клиента внутренними средствами устройства – по отпечатку пальца, распознаванию лица, внедрение биометрических технологий.

Биометрические данные – совокупность уникальных физиологических характеристик организма, которые позволяют однозначно установить его личность. К таким данным относят: рисунок радужки глаза, рисунок вен на руках, форма кистей рук, ДНК, почерк, походка, голос и прочее. [5].

При использовании биометрических технологий защиты пользователь будет проходить трёхуровневую идентификацию, что сведёт риск доступа сторонних пользователей к его личным данным при дистанционном банковском обслуживании до нуля.

Можно сделать вывод, что дистанционное банковское обслуживание в private banking в России активно развивается. Лидерами сектора являются Райффайзенбанк и Альфа-Банк, так как они предлагают клиентам наиболее удобные и расширенные программы дистанционного обслуживания. Основная форма обслуживания – интернет-банкинг, однако появляются тенденции к росту использования мобильного банкинга. Также банки предоставляют клиентам различные технологии для использования бесконтактных расчётов. Дальнейшие перспективы развития ДБО в private banking – это совершенствование мобильных приложений для клиентов с высоким уровнем доходов и повышение уровня защиты данных.

Список литературы

  1. В Markswebb назвали лучшие интернет-банки для частных лиц в России. – Режим доступа: https://www.banki.ru / news / lenta / ?id=10904889
  2. Информационный сайт о Альфа – Банке. – Режим доступа: https://oformitcredit.ru / poleznoe / alfa-privat /
  3. Пять главных трендов онлайн-банкинга. – Режим доступа: https://ksonline.ru / 350075 / pyat-glavnyh-trendov-onlajn-bankinga /
  4. Статистика ЦБ РФ. – Режим доступа: https://cbr.ru / statistics / p_sys / print.aspx?file=sheet009.htm
  5. Экспертиза: как внедрить биометрическую идентификацию в банке. – Режим доступа: https://cnews.ru / articles / 2019-02-11_ekspertiza_kak_vnedrit_biometricheskuyu_identifikatsiyu_v_banke
  6. Frank Research: лучшие в России банки для состоятельных клиентов. – Режим доступа: https://finparty.ru / ratings / 97972 /
  7. Frank RG «Premium Banking в России -2019».– Режим доступа: https://frankrg.com / awards / 7695
  8. Friedrich Wilhelm Raiffeisen. – Режим доступа: https://www.fwr-privatebank.com / what-we-offer /
  9. Private banking. – Режим доступа: https://www.dk.ru / wiki / private-banking