Фискальная политика государства – это важнейшая, если не самая главная часть общей политики государства. По сути, в условиях рыночных отношений, именно фискальная политика определяет направление и темпы развития народного хозяйства. Если экономика государства пробуксовывает, то в первую очередь необходимо проанализировать налоговую систему как основу фискальной политики государства.
Посредством государственного бюджета и фискальной политики, т.е. с помощью различных манипуляций с государственными расходами и налогообложением государство способно изменить очень многое в экономке. Например, можно поменять отраслевую структуру народного хозяйства, создать лучшие условия для развития производства, занятости населения, снизить инфляцию и многое иное.
В теории фискальной политики выделяют два основных подхода: дискреционная фискальная политика – сознательное регулирование налогообложения и государственных расходов с целью повысить объемы производства, занятость населения, совокупный спрос и так далее, за счет увеличения расходов и дефицита бюджета при снижении налогов. А в период подъема этот дефицит гасится; не дискреционная фискальная политика – использование автоматических стабилизаторов. Например, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом налоговые ставки действуют достаточно долго, не меняя своих величин. Но данная схема хороша только в том случае, если и сами налоги, и их ставки построены правильно, направлены на стимулирование экономики, совокупного спроса и так далее, а не просто, как ныне в России, только по фискальному принципу [1].
Решение ключевых проблем налогово-бюджетной политики Казахстана помогут прекратить пагубную практику финансирования бюджетных расходов и инвестиций за счёт денег квазигосударственного сектора. Чтобы приблизиться к уровню развитых стран, власти страны планируют значительно увеличить госрасходы на социальные нужды, пенсии, здравоохранение, образование, науку и так далее. Однако в ближайшем будущем доходов бюджета на это не хватит. Чтобы достичь уровня развитых стран по финансированию жизненно важных государственных расходов, нужно не просто повысить налоговые доходы государства, но и внедрить целый комплекс реформ. В случаях стран, чья экономика очень сильно зависит от экспорта нефти, контроль за дефицитом всего госбюджета имеет мало смысла. Это связано с тем, что когда цены на нефть высокие, то, благодаря сырьевому сектору экономики, доходы госбюджета значительно превышают расходы и мы можем видеть большой профицит бюджета. И наоборот, когда цены на нефть низкие, поступления в бюджет от сырьевого сектора резко падают, а госрасходы остаются на том же уровне и можно наблюдать большой дефицит госбюджета.
Чтобы избежать такой значительной волатильности государственных финансов, нефтяные страны используют контрциклическую фискальную политику, чтобы снизить зависимость бюджета от волатильности цен на нефть, а также чтобы накопить сбережения для помощи будущим поколениям, когда в стране закончится нефть [2].
Суть такой контрциклической фискальной политики заключается в том, что, когда цены на нефть высокие, правительство не увеличивает государственные расходы, а накапливает нефтедоллары в специальной «заначке» — суверенном нефтяном фонде. У нас такой фонд называется Национальным фондом.
По оценкам Международного валютного фонда и Всемирного банка, Казахстану для поддержания долгосрочной фискальной устойчивости очень важно перейти на стабильный уровень ненефтяного дефицита консолидированного бюджета страны в диапазоне 5-6% от ВВП. Помимо перехода на международные стандарты учёта и отчётности госбюджета и прекращения финансирования бюджетных расходов со стороны Нацбанка, ЕНПФ и квазигосударственного сектора, очень важно улучшить бюджетные правила, указанные в Концепции формирования и использования средств Нацфонда[3].
Государственное регулирование подразумевает использование набора инструментов, способствующих реализации наиболее выгодной государству политики, т.е. это, по сути, действие налогового механизма. Итак, механизм реализации фискальной функции налогов проявляется в процедуре изъятия определенной части доходов налогоплательщиков, что достигается при условии добровольной уплаты налогоплательщиком необходимой исчисленной суммы.
В ином случае соответствующие органы вынуждены применять принудительные меры изъятия налогов с целью соблюдения принципа полноты и своевременности формирования доходной части государственного бюджета. Регулирующая роль налогов предполагает не прямое снижение налогового бремени, а преимущественно создание логической цепочки, связывающей налогообложение с результатами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков в целях стимулирования и расширения налогооблагаемой базы [4].
В сложившихся условиях актуализируются задачи оценки эффективности действующей системы фискального регулирования и отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается в упорядочении и совершенствовании всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления налогов на затраты и перейти к схеме, предусматривающей уплату налогов по мере поступления средств на счет предприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе фискального регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную экономическую структуру.
Одной из ключевых функций Министерства финансов является обеспечение полного и своевременного исполнения бюджета, поэтому Министерство финансов продолжает работу по повышению качества казначейского обслуживания исполнения бюджетов и счетов государственных учреждений, оптимизации и повышению эффективности процесса государственных закупок, а также предупреждению финансовых нарушений при использовании средств государственного бюджета.
Общий пакет антикризисных мер, не считая налоговых преференций и поддержки на местном уровне после чрезвычайного положения в Казахстане, составит дополнительных 5,9 трлн тенге, из которых: 2,5 трлн тенге – за счет внебюджетных средств; 3,5 трлн тенге — за счет республиканского бюджета». 3,5 трлн тенге выделяется из бюджета — разумеется, эту потерю нужно возместить. Бесспорно, правительство будет комбинировать, но не откажется от такого инструмента, как пересмотр налоговых поступлений [5].
В 2020 году в государственный бюджет доходов поступило на сумму 9 трлн 751 млрд тг или план исполнен на 102,7%. В республиканский бюджет без учета трансфертов поступило 6 трлн 561 млрд тг доходов или план исполнен на 100,3%.
План по доходам перевыполнен на 22 млрд тг, из них налоги — на 16 млрд тг. Основная сумма перевыполнения по налогам приходится на корпоративный подоходный налог, налог на добычу полезных ископаемых и экспортную таможенную пошлину на сырую нефть. Вместе с тем, план не исполнен по налогу на добавленную стоимость на 256 млрд тг. Причинами неисполнения, по словам министра, являются:
- рост возврата НДС в 1,5 раза или на 236 млрд тг по сравнению с 2019 годом;
- уменьшение оборотов по реализации по данным ИС «Электронные счета-фактуры» на 14%.
Основное снижение приходится на сферу горнодобывающей промышленности, где обороты упали на 42% или на 8 трлн тг по сравнению с 11 месяцами предыдущего года; снижение товарооборота РК с третьими странами по сравнению с 2019 годом на 14% [6].
В целом из-за пандемии в 2020 году снижение налоговых поступлений оценивается в 2,4 трлн тг. При этом, в отчетном периоде обеспечено 710 млрд тг дополнительных поступлений, в основном за счет совершенствования налогово-таможенного администрирования и цифровизации.
Планируется продолжить принятие мер по расширению цифровизации, в том числе по внедрению технологии блокчейн для онлайн администрирования правильности уплаты НДС, совершенствованию «горизонтального мониторинга» крупных налогоплательщиков, обмена сведениями с ОЭСР и международными организациями для выявления транснациональных схем уклонения от налогообложения. Доходы местных бюджетов, по словам министра, исполнены на 108% и составили 3 трлн 191 млрд тг. В целом план перевыполнен на 236 млрд тг, из них по налогам — на 213 млрд тг. Расходы государственного бюджета, как отметил Е. Жамаубаев, исполнены на 98,1%, республиканского — на 98,3%, местных бюджетов — на 99,1%.
По республиканскому бюджету произведены расходы на сумму 14 трлн 234 млрд тг. Неисполнение составило 241 млрд тг. Из них 224 млрд тг — это сэкономленные деньги по резерву Правительства и прочая экономия. Не освоено — 15 млрд тг.
За 2020 год камеральным контролем было охвачено более 1,4 млн процедур государственных закупок на сумму 10,4 трлн тг. По итогам проверок предупреждены нарушения на сумму 983 млрд тенге. Проведено 2 177 аудиторских мероприятий. Аудитом охвачено более 1 трлн тг бюджетных средств. Установлены финансовые нарушения на сумму 251 млрд тг, из них 74% приходятся на нарушения при ведении бухучета и финансовой отчетности.
Устранены нарушения на 237 млрд тг путем восстановления поставкой товаров, оказания услуг и выполнения работ, возмещения в бюджет и отражения по учету. Для совершенствования и повышения эффективности деятельности объектов аудита даны 1 950 рекомендаций.
Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы, по словам министра, исполнен полностью. За отчетный год продано 12 объектов на сумму 101 млрд тг. 7 объектов направлены на реорганизацию и ликвидацию. 55 объектов включены в новый план приватизации на 2021-2025 годы. 2 объекта исключены из Комплексного плана приватизации.
Литература:
- Колмогорова, Ю. В. Фискальная политика как способ государственного регулирования экономики / Ю. В. Колмогорова, П. К. Глоба, Д. Ф. Исламутдинова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. О. Н. Широкова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 242–244
- Казахстану надо резко поднять налоги. Почему? https://forbes.kz/process/expertise/kazahstanu_nado_rezko_podnyat_nalogi_pochemu/?utm_source=forbes&utm_medium=storylist
- Почему надо пересмотреть госпомощь бизнесу и провести реформу фискальной политикиКазахстанаhttps://forbes.kz/process/expertise/pochemu_nado_peresmotret_gospomosch_biznesu_i_provesti_reformu_fiskalnoy_politiki_kazahstana/
- Бурмистрова, Л. А. Финансово-кредитные составляющие регулирования экономики. Методы. / Л. А. Бурмистрова // Вестник Университета. – 2012. – № 3. – С. 73–78.
- Что ждать бизнесу от фискальной политики государства https://forbes.kz//process/chto_jdat_biznesu_ot_fiskalnoy_politiki_gosudarstva/?
- Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан https://primeminister.kz/ru/news/po-itogam-2020-goda-plan-po-dohodam-v-gosbyudzhet-ispolnen-na-1027-e-zhamaubaev-120148