ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОДХОД К АНАЛИЗУ

21 мая 5:28

 

Перед инвестором всегда стоит важная задача, требующая научного обоснования – это выбор конкретного объекта инвестирования среди предприятий машиностроительной отрасли. Решить эту задачу невозможно без проведения анализа инвестиционной привлекательности указанных предприятий. Поскольку инвестиционная привлекательность предприятия машиностроения состоит из двух форми­рующих ее факторов (инвестиционный потенциал и общий риск), то необходимо проанализировать и оценить их.

Система анализа факторов достаточности инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения, представляет собой комплексное, поэтапное и поэлементное исследование.

На инвестиционную привлекательность предприятия машиностроения влияют как внутренние, так и внешние факторы. Оценку внутренних факторов проводит сама организация в целях объективной оценки уровня инвестиционной привлекательности предприятия для принятия мер по ее повышению.

Внешний анализ может проводиться как самим предприятием, так и его потенциальными инвесторами для принятия реше­ния о целесообразности инвестирования в него.

Анализ факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия машиностроения, неразрывно связан с их оцен­кой, необходимой для определения уровня инвестиционной привлекательности предприятия, поэтому далее ее целесооб­разно называть оценкой уровня инвестиционной привлекательности предприятия или оценкой инвестиционной привлекательности предприятия.

Основные задачи оценки инвестиционной привлекательности предприятия:

определение уровня инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения за последние годы;

выявление тенденций и закономерностей изменения факторов и показателей, формирующих инвестиционную привлекательность предприятия;

—  выявление причин и факторов, негативно влияющих на рост уровня инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения.

Анализ инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения проводится посредством экспертного оценивания. Рекомендуемое ко­личество экспертов от пяти до семи человек. Анализ возможно проводить с разной степенью детализации. Это зависит от полноты и доступности информации о конкретных предприятиях машиностроения, а также определяться как интере­сами потенциальных инвесторов и целями инвестирования, так и навыками и способностями исполни­телей [3, с.28].

Следует подчеркнуть, что в данной ситуации весьма проблематично предложить универсальную схему анализа инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения, которая одновременно подходила бы для разных ти­пов инвесторов и для разных ситуаций.

В модели анализа инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения вводятся ограничения:

— в качестве базы сравнения берутся другие идентичные предприятия из ограниченного перечня предприятий машиностроения (например, при расчете маркетинговой состав­ляющей инвестиционного потенциала);

— ограничено использование в процессе анализа нормативных и рекомендованных значений различных коэффициентов и показателей. Экономисты за рубежом широко используют указанные показатели, так как они получены на основе длительного и детального анализа деятельности различных предприятий. В российской экономике использование числовых значений указанных показателей не представляется возможным, в связи с тем, что они получены в абсолютно других условиях хозяйствования. Кроме того, следует отметить, что в ходе анализа не все показатели могут быть количественно измеримы [1, с.66];

— вводятся ограничения по уровню рентабельности инвестиций, их характеру и пр. В тульском регионе большинство машиностроительных предприятий относятся к оборонно-промышленному комплексу, что в свою очередь определяет требования к типу инвестора, для которого проводится анализ инвестиционной привлекательности.

Для научно обоснованного использования системы показателей анализа инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения необходимо основываться на определенных принципах. Перечислим их:

— принцип системности. Для оценки факторов, формирующих инвестиционную привлекательность предприятия машиностроения, показатели инвестиционной привлекательности необходимо систематизировать:

— принцип комплексности. Необходима комплексная характеристика показателей инвестиционной привлекательности как в количественном, так и в качественном выражении. Если количественно оценить невозможно, то применяются методы ка­чественного анализа;

— принцип функциональной направленности означает необходимость структурирования показателей инвестиционной привлекательности по функционально однородным областям управления;

— принцип информационного обеспечения показывает, что показатели показателей инвестиционной привлекательности рассчитываются на основании достоверной информации, основывающейся на данных бухгалтерской финансовой отчетности, статистической отчетности и данных бухгалтерского учета предприятий машиностроения;

— принцип сопоставимости заключается в сопоставимости показателей инвестиционной привлекательности по единицам измерения, способам расчета.

— принцип отраслевой специфики предприятия. Для оценки инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения обязательно используются показатели, отражающие отраслевые особенности и их влияние на уровень инвестиционной привлекательности предприятия.

Этапы оценки инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения включают следующие процедуры:

1 этап. Определение уровня инвестиционного потенциала.

Инвестиционный потенциал состоит из семи компонентов. Каждая из составляющих включает в себя группы показателей, показанных на рисунке 1.

Рисунок 1. Совокупность показателей оценки инвестиционного потенциала

В связи с тем, что определение уровня инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения оценивается за последние годы, то для упрощения расчетов, с целью нахождения обобщенной экспертной оценки используется метод экспертной комиссии. Этот метод является одним из видов метода групповой экспертизы. При его использовании специ­ально подобранными экспертами определяется единое коллективное мнение в ходе обсуждения поставленной проблемы и альтернатив ее решения.

Для каждой составляющей групп показателей экспертным путем определяется ее удельный вес и дается оценка от 0 до 10 баллов. Затем определяется взвешенная оценка.

После оценивания экспертами групп показателей, приведенных на рисунке 1, рассчитывается интегральный показатель инвестиционного потенциала (Кин пот) по фор­муле (1):

                                 (1)

где  — среднее арифметическое значение і-ой составляющей инвестиционного потенциала;

i= 1, 2…, k — номер составляющей инвестиционного потенциала;

— удельный вес і-ой составляющей инвестиционного потенциала, определенный экспертным путем.

Далее определяется уровень инвестиционного потенциала по полученному значению интегрального показателя (Кин пот), со­гласно десятибалльной шкале, представленной в таблице 1.

Таблица 1

Оценка уровня инвестиционного потенциала машиностроительного предприятия

Количественная оценка

Качественная оценка

0 <Кин пот  ≤ 3

низкий уровень инвестиционного потенциала

3 <Кин пот  ≤ 7

средний уровень инвестиционного потенциала

7 <Кин пот  ≤ 10

высокий уровень инвестиционного потенциала

2 этап. Определение уровня общего риска.

Существующие методы оценки рисков делятся на методы качественной и количественной оценки рисков. В связи с тем, что большую часть рисков невозможно измерить, то оценку общего риска проводят экспертным путем. К компонентам общего риска относятся внутренний и внешний риск. От деятельности конкретного предприятия машиностроения зависит внутренний риск, а от изменений внешней среды зависит внешний риск. На рисунок 2 представлены составляющие внутреннего и внешнего риска[2, с.673].

Как было отмечено выше, составляющие общего риска оцениваются за три года. С целью упрощения нахождения обобщенной экспертной оценки используется метод экспертной комиссии, который был описан выше в ходе описании первого этапа анализа инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения.

Экспертным путем определяется показатель значимости каждого из видов риска, входящего в составляющие общего риска, с учетом уровня его влияния на снижение уровня инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения (чем выше уровень влияния, тем выше балл).

Интегральный показатель общего риска (Пор) рассчитывается по формуле:

                                             (2)

і-ая составляющая общего риска;

і = l,2…,n — номер риска, входящего в составляющие общего риска;

k — количество составляющих общего риска;

 — коэффициент значимости і-ого риска.

 

Рисунок 2.  Составляющие общего риска

Затем необходимо определить уровень общего риска по полученному значению Пор по следую­щей десятибалльной шкале, представленной в таблице 2.

Таблица 2 ., Оценка уровня общего риска

Количественная оценка

Качественная оценка

Укрупненная характеристика предприятия

0 <Пор  ≤ 3

низкий уровень общего риска

предприятие, давно функционирующее на рын­ке, известное инвесторам

3 <Пор   ≤ 7

средний уровень общего риска

предприятие имеет средний уровень риска

7 <Пор  ≤ 10

высокий уровень общего риска

предприятие с высоким уровнем риска из-за существенной конкуренции на рынке, проблем финансового характера и др.

Для конкретного предприятия машиностроения можно внести коррективы в перечень составляющих инвестиционного потенциала и общего риска: дополнить или сократить систему показателей оценки инвестиционного потенциала и общего риска в зависимости от особенностей деятельности предприятия и его влияния на уровень инвестиционной привлекательности.

3 этап. Определение уровня инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения. На этом этапе для определения уровня инвестиционной привлекательности строится матрица определения уровня инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения. В матрицу заносятся значения инвестиционного потенциала и общего риска. Полученная точка показывает соответствующий уровень инвестиционной привлекательности предприятия машиностроения. Таких уровня четыре. Чем ниже уровень общего риска и выше уровень инвестиционного потенциала, тем выше уровень инвестиционной привлекательности предприятия для инвестора.

Методика анализа инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий, позволяет комплексно, поэтапно и поэлементно исследовать факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия, вскрыть ключевые проблемы на предприятии, препятствующие за последние три года, обеспечению достаточного для инвестора уровня инвестиционной привлекательности предприятия.

Список литературы

1.                 Бадокина Е. А., Швецова И. Н. Оценка инвестиционной привлекательности организаций промышленности // Управленческий учет. 2011. № 9. С. 65–75.

2.                 Колесов, К.И. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия // Фундаментальные исследования. 2014. №8. С. 671-676.

3.                 Хубиева, М.Д., Текеева, Т.Э. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятия // Московский экономический журнал. 2018. № 5-3. С. 28.