ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫЧЕТОВ ПО НДС В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

5 апреля 7:26

В настоящее время налог на добавленную стоимость, как косвенный налог играет важную роль в экономике разных стран, в том числе и в экономике России. Он является одним из самых сложных в исчислении и уплате. Его применение вызывает множество вопросов в сфере практики применения, тем самым вынуждая государственные органы издавать большое количество письменных разъяснений и рекомендаций, а споры по налоговым вычетам составляют огромную долю судебной практики в сфере налогообложения.

Далее проведем анализ преимуществ и недостатков правового регулирования налоговых вычетов по НДС в российском и зарубежном законодательстве.

К преимуществам правового регулирования относится рациональное планирование вычетов, выстраивание грамотной системы их применения и строгое администрирование.

К недостаткам правового регулирования стоит отнести все недочеты или спорные ситуации, возникающие в ходе реализации налоговых вычетов по НДС.

Одним из преимуществ правового регулирования, которое присуще Франции, Германии и России является меры, направленные на поддержку малого бизнеса, выражаемые в ведении необлагаемого минимума. Это освобождение направлено на стимулирование малых предприятий, которые, как правило, первое время не располагают квалифицированным бухгалтерским аппаратом, испытывают определенные финансовые трудности и проблемы с исчислением налоговой базы. Кроме того, государству выгодно такое освобождение, тем что оно сокращает свои расходы, связанные со сбором и обработкой информации, а также с осуществлением оперативного управления и сосредотачивая большее внимания на крупных налогоплательщиков.

Во Франции и Германии выделены условия, которые дают право налогоплательщикам не платить налог на добавленную стоимость, а в России аналогичное освобождение предусматривает переход на определенный налоговый режим: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Необходимо отметить отрицательную сторону сотрудничества предприятий на общей системе налогообложения с упрощенной, которая заключается в том, что нельзя предъявить к вычету счет-фактуру, выставленную от организации, не перечисляющую сумму налога в бюджет.

Преимущество, которое присуще только Франции в отличие от России и Германии — это отсутствие взимания НДС с аванса, следовательно и получение вычета с него. Данный подход значительно упрощает формирование налоговой базы, то есть база налога возникает по реализации товара. Можно сказать, что авансовый платеж не создает никаких налоговых обязательств.

В России и Германии налоговая база имеет временный характер, так как она существует до того момента, когда произойдет реализация товара.

Поэтому, повторное взимание налога при окончательном расчете создает дополнительные процедурные действия при расчете вычета, исчисленного с сумм налога при получении аванса. Это большой недостаток российской и немецкой налоговой системы. В результате французский подход более оправдан как с правовой, так и с экономической точки зрения.

На практике часто встречаются случаи, когда организации ведут облагаемые и необлагаемые НДС операции.

Налоговое законодательство в этом плане закрепило метод раздельного учета операций, являющийся большим плюсом как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Обратим внимание, что в России такой способ ведения учета должен быть закреплен в учетной политике, а также обязательно расписаны рекомендации по его применению, либо вычета не получить по разъяснениям налоговых органов. Согласно п.4 ст.170 НК РФ пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) реализация которых подлежит обложению НДС (освобождена от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период, имущественных прав.

Во Франции раздельный учет также существует, но его строгое закрепление в документах предприятия и объяснение не является главным для получения возмещения налога. Здесь существует более простой порядок определения пропорции к определению суммы необлагаемой налогом, который заключается в следующем: данное соотношение устанавливается каждый год, а сумма берется равная прошлому году либо есть вариант, что заранее сам налогоплательщик укажет сумму на будущий год. По итогам года происходит перерасчет, после которого возникает дополнительная сумма к уплате или переплата. Пропорции определяются в зависимости от оборота видов деятельности, по времени, по площади и др.

В Германии же при освобождаемых от НДС операций проверяется прежде всего правомерность такого освобождения, а раздельный учет идет как основа к этому и является удобным методом ведения деятельности. Часть налога, которая не подлежит вычету, определяется как пропорция, где в частном операции без вычета, а в знаменателе операции, дающие право на вычет.

Главным отличием российского и немецкого счета является наличие только оригинальной подписи. В российском законодательстве отсутствие такого элемента в счете приводит к дальнейшему отказу в вычетах и, потенциально, к налоговым санкциям.

Во Франции отсутствуют индивидуализация счетов, что позволяет французским налогоплательщикам использовать такие инструменты торговли, как выставление счета уполномоченным клиентом или третьим лицом в пользу контрагента. Третье лицо вправе выставить счет, если это прописано в договоре.

Для осуществления международных операций необходимо заранее уведомить налоговиков о праве третьего лица выставлять счета и сообщение о выставленных счетах по итогам отчетного периода. Кроме того, оказание услуг или поставка товара должны состояться до выставления счета иностранным контрагентом от имени французского налогоплательщика.

Французская форма счета позволяет устранить излишние риски, которые связаны с подписанием документа, но также и ведет к увеличению злоупотреблений в плане возмещения налога. В этом плане российская и немецкая форма является достоверным документом.

Одним из достоинством, является составление и передачу счет-фактуры в электронном виде, что присуще Франции, Германии и России одновременно.

Счета должны составляться только по взаимному согласию сторон сделки, и при этом иметь соответствующие технические средства для их приема и обработки. Также необходимо наличие электронно-цифровой подписи руководителя или иного доверенного лица.

Во Франции ст. 289 bis Общего налогового кодекса устанавливает определенные требования к электронной подписи, которая идентифицирует отправителя и подтвердит подлинность переданного документа, в свою очередь в Германии это закрепляет параграф 14 Закона о добавленной стоимости. В России данные требования установлены ст.169 НК РФ.

Упрощенная возможность передачи счета предложена Директивой ЕС от 20.12.2001 N 2001/115/EC с целью упрощения, модернизации и создания единых условий выставления счетов по НДС, также электронно-цифровая подпись повышает скорость расчетов и производительность работы.

Необходимо отметить важную особенность стран Европейского сообщества – это присвоение идентификационного номера плательщика НДС, которое дает Франции и Германии право на вычет.

Во Франции согласно ст. 286 ter Общего налогового кодекса и раздела 807 инструкции налоговой Администрации от 31.07.1992 N 3 CA-92 уникальный НДС-номер обязаны получить все плательщики НДС, имеющие право на вычет входящего налога, а также лица, освобожденные от уплаты НДС.

В Германии параграфом 27а Закона о НДС закрепляется присвоение идентификационного номера плательщика налога на добавленную стоимость. Он также дает право на вычет налога немецким предпринимателям, как в пределах ЕС, так и внутри страны.

Основная цель присвоения НДС-номеров — возможность проверки статуса контрагента, являющегося резидентом другого государства ЕС. Данная проверка позволяет удостовериться, что контрагент является зарегистрированным плательщиком НДС. Если контрагент является таковым, то, поставляя ему товары, можно будет получить вычет входящего налога.

В России же при регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя сведения о них заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальный предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), в которые заносится запись о видах экономической деятельности налогоплательщика. После чего, если это лицо не перешло на специальный налоговый режим, то становится, полноценным налогоплательщикам НДС, и может при соблюдении всех условий, прописанных в НК РФ, претендовать на вычет.

В Европейском сообществе существует возможность выставлять вместо счёта другой документ.

В Германии счёт-фактура представляет собой любой документ, который используется для расчёта доставки или прочей услуги, вне зависимости как этот документ обозначен при осуществлении хозяйственных операциях, то есть это могут быть такие платежные документы как счёт, квитанция, кассовый чек. Можно сказать, что нет строго установленной отчетности, главное, чтобы документы были подлинными и содержали соответствующую информацию.

Во Франции инвойс является платежным документом, содержащий все сведения об операции, а исходя из вышеупомянутой информации, о том, что ее может предоставлять любое третье лицо или клиент, то он может быть представлен в разных формах таких как кассовый чек, транспортная накладная и др.

В России согласно ст. 172 НК РФ вычет на территории страны можно производить только на основании счета-фактуры, выставленной продавцом.

Отечественная практика не стоит на месте в этом плане и двигается к европейскому пути развития. В настоящее время, п. 7 ст.168 НК РФ подтверждает, что при реализации товаров за наличный расчет и при розничной торговле требования по выставлению счетов-фактур считается выполненными, если продавец предоставил покупателю кассовый чек с выделенной суммой налога. Однако, по мнению Министерства финансов РФ, товары, приобретенные в розничной торговле с выписанными чеками, не могут претендовать на вычет, исходя из ст.172 НК РФ. Важно отметить такую общую характерную особенность и большое преимущество, присущее России, Франции и Германии, как система «Tax Free». Данное понятие подразумевает под собой возмещение НДС туристам, совершившим покупки на территории другой страны.

Во Франции на вычет по такой системе предоставляется иностранцам, не проживающим на территории Евросоюза. Для получения «Tax Free» иностранный гражданин должен быть старше 16 лет, находиться во Франции менее 6 месяцев и приобрести товары на сумму более 175 евро с учетом НДС.

В Германии воспользоваться «Tax Free» вправе лица, которые без немецкого гражданства, не имеют статуса беженца и не являются жителями ЕС. Гражданин должен быть старше 18 лет, минимальная цена покупки – 25 евро, срок действия визы – не менее трех месяцев. Исключением, являются услуги ресторанной и отельной сферы, транспортные издержки, драгметаллы, перевозимые в слитках, камни – отдельно от самих украшений, а также все, что было куплено посредством интернета. Интересно отметить, что чек о покупках действителен в течение 4 года, но штамп на таможне необходимо поставить до истечения 3 месяцев.

В России с 1 января 2018 г. в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, согласно которым в России заработала система «Tax Free». Такое нововведение дает преимущество иностранцам в виде возврата НДС за покупки, совершенные на территории России. Необходимо отметить, что налоговый вычет не распространяется на граждан иностранных государств, не входящих в Евразийский экономический союз.

Библиографический список:

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/2008) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/2d52707f5a4d5314b9e470a9bf59cb826ec848dd/ (Дата обращения: 06.01.2020)
  2. Мялкина А. Ф., Трегубова В. М. Гармонизация учетной политики организации в условиях МСФО // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №4 (050). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/garmonizatsiya-uchetnoy-politiki-organizatsii-v-usloviyah-msfo (дата обращения: 05.01.2020);
  3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402- ФЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 03.01.2020).